462 Игра в темную

462 Игра втемную.
Уже через три дня вернулся Ливонский Посол.  Король Генрих требовал отдать Медвежий угол и  Орешек, в противном случаи он грозился выжечь все земли до Столицы.  Ответ будет через день, процедил Иоанн, дослушав толмача. Когда Посол вышел, Царь обратился к Первому Канцлеру, ну ты что скажешь на это? Уже требует две крепости, видимо ему надо возвращаться. То ли денег нет, то ли порох закончился, резюмировал Первый Канцлер. Или появились дела в своем Королевстве, предположил Сашка. А ты что молчишь, обратился Иоанн к Алексу. А что тут добавишь, все уже сказано, парировал тот. Ты не юли, возмутился Иоанн, я тебя спрашиваю, когда прибудут Ольгерт и Маршалл?! Должны в течении двух дней, четко доложил Алекс. Все полки пусть обустраиваются за крепостной стеной, вдоль дороги на Полоз, приказал Иоанн. А Маршалл, Батур и Ольгерт, едут сразу ко мне. И два раза в день докладываешь, сколько и откуда прибыло войск, приказал Иоанн Алексу. А рейтары могут вернуться в свои казармы, спросил Алекс. Только они, согласился Иоанн.
На следующий день к вечеру в Столицу вошли рейтары. А гусары и помещичья конница разбили лагерь за стеной. Пехотные полки и легкую артиллерию ожидали в течении двух дней. В это время с севера подошел Маршалл. С ним был еще один полк помещичьей конницы.
Иоанн распорядился собрать Военный Совет в полдень, а на завтрак позвал только Сашку. Сашка уже ни чему не удивлялся. Настроение Иоанна менялось в течении дня и с этим приходилось считаться. Я обещал Послу сегодня дать ответ, как бы разговаривая сам с собой, напомнил Иоанн. Сашка упорно молчал, боясь попасть в просак. А подошла только конница, тем же тоном, продолжил Иоанн. Я не могу показывать слабость, хмуро закончил Иоанн. Он вспомнил, слова отца, «тебе нельзя делать две вещи, показывать слабость и потерять Царство». Посла можно пригласить и вечером, осторожно предложил Сашка. Тем более, что в полдень у нас Военный совет. Иоанн нахмурил брови, егораздражала Сашкина манера выдавать информацию по частям. А что если Посла пригласить в эту залу на скромный ужин, предложил Сашка. Ты что, с дуба рухнул, возмутился Иоанн. Где я, а где Посол! Тогда на чай, не унимался Сашка. И зачем мне это, спросил Царь. Посол увидит спокойного Государя, полюбуется амстергамскими натюрмортами. А вот рейтарам надо еще день отдохнуть, после чего они будут готовы его сопровождать до Дубового дозора. Письмо будет залито сургучом и Посолу ничего не останется, как еще один день подождать, но уже с письмом в руках! А вот когда через день, он выедет за ворота, то еще раз очень удивится. Главное, чтобы побольше пушек и пехоты было! А при чем здесь натюрморты, не понял Иоанн. Пусть задумается, кто из нас дикарь, улыбнулся Сашка. Ох, заиграешься ты когда ни будь, усмехнулся Иоанн. Ну да ладно, посмотрим, что на Военном совете будет!
На Военный совет были приглашены даже Гера и Корней. Не было только Николая, он еще был в пути со своими пушками.Ольгерт вкратце доложил, что бессарабцы и кунайцы отступили от Туры. А куда они ушли, спросил Первый Канцлер, к себе или под Полоз? Этого мы пока не знаем, ответил Ольгерт. Но это могут знать гусарские эскадроны, действующие под Полозом.Из Дубового Дозора на этот счет ничего не было, напомнил Алекс. Но это возможно, продолжал напирать Первый Канцлер. На войне все возможно, недовольно ответил Ольгерт. Сколько у нам удалось собрать войск, спросил Иоанн Маршалла. Это тех, что уже подошли, уточнил Маршалл. Да, только тех, кто уже в Столице, раздраженно подтвердил Иоанн. Тогда до двух тысяч всадников, из них пятьсот рейтар. Четыреста рейтар, уточнил Корней. В моих полках до восьмисот человек, заявил Батур. Зато я привел почти семьсот всадников, гордо объявил Маршалл. С этим понятно, что еще мы имеем, спросил Царь. Два потрепанных полка, рота мушкетеров и по две сотни стрельцов и казаков, это еще до двух тысяч человек, доложил Ольгерт. И со мной идет еще  один полк, почти тысяча человек, дополнил Маршалл. А что с артиллерией, поинтересовался Иоанн. Не меньше двадцати, но точно сможем доложить только завтра, ответил Маршалл. Это все, задумчиво спросил Иоанн. Еще сотня стрельцов, полк драгун и остатки гусарских эскадронов в Дубовом Дозоре, напомнил Алекс. А что у ливонцев, спросил Первый Канцлер. Точно не знаем, несколько тушуясь, ответил Алекс. По нашим данным, три с половиной тысячи пехоты, и до двух тысяч кавалерии. И это не считая тяжелой гусарской  хоругви. А может быть и двух, неуверенно обозначил Алекс. А что с пушками, спросил Иоанн. Вроде бы до сорока штук, причем около десяти средних и тяжелых. У них одна проблема, мало пороха, добавил Алекс. Порох могли и довезти, задумчиво сказал Иоанн. Но вопрос в другом, готовы ли мы дать генеральное сражение!? Мы готовы погибнуть за Царя, гордо заявил Маршалл.  Меня интересует победа, а не гибель армии, напомнил Иоанн. Мы не знаем, получили ливонцы подмогу и порох, или нет, осторожно высказался Ольгерт. И не знаем, сколько у них тяжелых крылатых гусар, напомнил о себе Корней. К сожалению, даже мои рейтары не выдерживают таранный удар крылатых гусар. А кто выдерживает, жестко спросил Иоанн. Только гуляй-город с мушкетерами и пушками, но об этом лучше спросить у Николая, объяснил Корней. Иоанн обвел всех присутствующих тяжелым взглядом, задержавшись только на Гере и Сашке. Все свободны, а вы останьтесь, распорядился Иоанн. Остался и Первый Канцлер.
Наши войска выдержат генеральное сражение, обратился Иоанн к Гере.Я не знаю реального положения дел в стане врага, поправился Гера. Но если все так, как сейчас говорили, то шансов мало. В лучшем случаи отсидимся в гуляй-городе. Но у нас мало боевых повозок, а у ливонцев достаточно пушек. Надежда только на то, что им не подвезли порох, а бессарабцы и кунайцы ушли к себе, а не под Полоз. Что думаешь, обратился Иоанн к Первому Канцлеру. На лице Первого Канцлера протекала внутренняя борьба, но он только развел руками, мол надо собрать больше информации. Мне надо сегодня-завтра писать ответ королю Генриху, напомнил Иоанн. Мне надо еще подумать, ушел от прямого ответа Первый Канцлер. Тогда останется только Сашка, распорядился Иоанн.
Когда все вышли, Иоанн устало посмотрел на Канцлера-Секретаря. Мне твой план не очень-то и нравиться, но похоже, что другого у нас просто нет. Мы ничего не знаем, сокрушался Иоанн. Сколько у ливонцев войск, сколько пушек и сеть ли порох. Спешат они уйти, или готовы упереться, но Полоз взять? Согласятся они только на Медвежий угол или нет, да и тот отдавать не хочется. Мне Граф рассказал, как проиграв войну валлийцам, Король франков согласился отдать большое графство, но что бы споров больше не осталось, землемеры должны были провести раздел, вспомнил Сашка. Чтобы потом не спорить, чей ручей или лужок. Эта работа заняла несколько лет, пока Франки не разбили валийцев. У них это так работает, объяснил Сашка. Езжай к своему Графу, и вместе с Герой готовьтесь к вечерней встрече с Послом,  усмехнулся Иоанн.  А сейчас вызови-ка  мне писца. 


Рецензии