Время. Бог молчит. Часть 55

«В неизбежный час –холода.
И на этот раз навсегда.
Всё,что стоило ждать,
Поместилось в ладонь,
- Снега белый огонь…», -  слова песни «Небо без края». Би-2.


17 октября 2025 год. Полдень. 13.25. Отжала прокипячённые на буржуйке носки. Сняла высушенное бельё. Подкалываю в качестве отдыха дрова, готовлю на завтра. Непрерывно чередую домашнюю работу, - то стираю, то шью, то пишу, то колю дрова и… - прочее, прочее, прочее. Время стремительно исчезает. Только рассвело, а солнце уже пошло на ночь, не поднявшись сегодня и на половину высоты таёжных сосен. Так и ходит в тени частокола стволов, не поднимаясь в небо, точно прячется, боится холода и зимы.

14.10. Обед! А уже темно. Перебрала соль. Она хранилась в пластиковых бутылках 2-х и 3-х литровых, в пластиковом бидончике, завезённом сюда за ненадобностью в селе, как и многое из нужного в тайге, и лишнего в селе. Медведь, погостив у нас в зимовье, прокусил крышку, да соль не пришлась по вкусу, бросил. С того дня её не пересыпала, так и стояла на полке в сенках. Там большая часть посудин со следами зубов медведей, то обычное, привычное для таёжной жизни, таёжного быта. Многое выброшено, точнее, - сожжено в костре после гостевания медведей. В металлическом старинном бидончике обнаружила запас обычных парафиновых, точнее, - стеариновых, свечей. Они густо присыпаны сором, что вытаскивают птицы и полёвки с моховой протычки утеплителя – меж брёвен. В мох частенько на зиму прячутся всевозможные комары, да жучки, вот их то постоянно оттуда извлекают синички, поползни. С крыш капает.

15.15. Пуля сидит в задумчивости на тропе, смотрит в сторону реки, уселась на склоне – вниз, к реке, а Дымка с интересом наблюдает за ней. Внезапно оба пулями срываются и галопом несутся вниз по путику, к реке, кого-то учуяв. Пробежались впустую, вернулись, разгорячённые неудавшейся погоней за зверем, забежали в избу, как принято, - Пуля пулей влетает первая, а Дымка за матерью традиционно следом. Пульхерия стоит у двери просится в дом, настойчиво подскуливая. Я же, колю дрова, не до её писка…

Дрова в поленнице на глазах уменьшаются в числе заметно. Экономлю… – ночью не топлю.Пересыпала соль с двухлитрового пластика, прокусанного медведем в 2019 году. Соль крупная, зернистая. Мыши сверху насыпали какашек. Сгребла сверху. Остальноесушу у печи. Переменила крышку на бутылке. Залила парафин в широкую консервную банку на окопную свечу, - готовлю её на выход. Стираю. Отжимаю. Непрерывно кручусь. Темнеет.

15.40. Собаки блаженствуют на постелях. Угостила хвостатых напарников хлебушком. Перемыла посуду. Доела жареную щуку. Сковороду залила горячей водой. Слила жирок со вкусом щуки в кашу лайкам. Добавила туда сахарку комочками для калорий. Он сохранился хуже - жёлтый. А в кашу лайкам подходит. - Не сохнет почти. Какой-то не сладкий. - Явно некачественный.

С рассвета, не иначе как, -круговерть. Кашу ещё и не ела, стоит под столом на полу. Там у нас типа холодильника. Оставила на завтра, разогрею на сковороде. Сгущёнка в тайге у меня идёт лучше шоколадных конфет.Не хватает солнца. Постоянно в урмане, в избе днями уже царит полумрак.

Нужно иногда и солнца,- не хватает. Ещё ощущается нехватка голосов птиц. Это год нет даже обычных кедровок, не то, что боровой птицы. Нет совсем и белки! Лес, точно вымер, оглох, вероятно, по причине засухи, пожаров лесных, да и война на перелётах не щадит живность. Климат меняется, выводки не выживают, сроки перелётов, насиживания и роста птенцов сорваны климатическими и иными войнами, вот тайга и пустеет. Люди не щадят планету. А боровая птица, как таёжный зверь, рыба, беспощадно последние годы уничтожается. Ощущение, точно человечество сошло с ума…

***

Переливаю воду, прибираюсь. Уютно, жило становится в избе. - Полное ощущение полноценного жилого дома. Чисто становится, жило,точно истинно дом. Главная проблема, - решить заход и выход.– Проще, легче, без больших нагрузок и без лишних ночёвок у костра холодных, без перегруженности и, главное, - без плутаний. Необходимо зачистить свои путики, подновить. По выходу лодку в село обязательно необходимо будет вынести. А это повторно придётся идти за ней, что, естественно, - не захочется. Ночёвки решаются путём установки балаганов, палаткой. Надо как-то костровища подготовить с дровами по маршруту на случай ночёвок. В сентябре проще всего ходить, - относительно ещё тепло, почти нет снега и температуры днями выше нуля.

17.40. Включила фонарик. Тайгу укутал густой туман. Сыро. Темнеет. Почистила орех. От него хочется пить. Закрыла тягу в печи, чтобы не разгоралась,медленнее тлели дрова, постепенно отдавая тепло. Закрываю отверстие банкой из-под тушонки. Поставила ведро белья кипятить, сняла кашу. Убрала на ночь под стол, на пол. Ночью не топлю и там прохладно. Пули опять нет, - копает ондатру в ручье, вытекающего из озера. Дымка лаял там и прибежал. Беспокоюсь за лайку: как темнеет, та начинает охотится и далеко убегает, а могут подойти уже с тундры волки. Случалось подобное и ни раз. Волчары приходили за собаками к избе и в сенки залазили. – Людей не боятся. Стаей зимой ночью приходили, подсовывали Серому волчицу, чтобы та пса совратила и увела к стае на съедение. – Утром рассмотрела: вокруг избы и в сенках огромные волчьи следы!.. Держала пса в избе, тем и сберегла. И сюда за Пулькой приходил белый волк. Володя в последнюю свою весноаку, в 2021 промазал… тот ушёл...

Пульхерия в охотничьем азарте убегает далеко. И это постоянно беспокоит. …Мимо окна под корнем мелькнула не чёрная, а светлая полёвка. Вечером,когда Дымка лаял, его передразнивал ворон. Он, копируя лайку, тоже лаял. Сидел рядом с избой, устроившись на ночлег, –уже вернулся тоже с охоты домой. А Дымок гавкал на старице.

***

Помылась в тазу, в дождевой воде. Помыла шампунем голову. Сложно мыть правое плечо левой рукой, - не дотягивается сейчас. Стараюсь разрабатывать,восстановить подвижность. - Хоть теперь не болит ночами, и могу спать, не как в селе. – Травмировала, долго не заживает…

Дверь закрыла, - жарко стало. Тикают часы. Дымка постоянно, как бы облизывается, что -то не так у него во рту, в желудке…

Капает с крыши. Туман сгущается. Начистила себе поллитра ореха на вечер погрызть.

17.50. Прибежала Пулька. Дала охотнице хлебца. Зажгла свечу, стало сразу уютнее. Свечка изогнута – деформирована. Подогрела, постаралась выпрямить. – Не целая, - половинка, однако должно хватить надолго. Со светом свечи смотрится в избе всё иначе, - уютнее, теплее кажется.

Перевесила бельё. Оно висело на гвоздиках под крышей, вода стекала, чтобы проще выжимать, да и воду можно повторно использовать. Отжала. Развесила у печи. Вещи в тайге пропахивают потом. Вода - дождевая. Приходится её непрерывно собирать под капежом, иной сейчас нет. Пуля разлеглась на моей постели, лапки наперекрест. Лежит, точно египетский сфинкс. Морда приятно пахнет лесной землёй. – Копала!

Закрылась на крючок, до утра. Протыкала дверь тряпками для тепла. Дала друзьям хвостатым по кусочку сахара.

20.30. Почитала на столе, не в постели. Горит свеча. Уютно. Тихо. Читаю Чехова. Пью попутно компот с термоса, ем хлеб со сгущёнкой. Собакам жарко, - пыхтят, но печь протопилась и уже не жарко. Завтра надеюсь сходить в парк, - может с погодой повезёт, да там, у реки живность хоть какая то имеется. Рыба подошла к финалу. Тушенку пока не расходую. - Край как нужна птичка…

Продолжение следует.

Фотографии Татьяны Немшановой. Крайний Север, Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье, ХМАО Югра, Тайга Крайнего Севера Западной Сибири ХМАО Югра, лес северный таёжный. Река Манья. В лодке горнячке. Таежник и лайки севера России. Обычная лесная жизнь. Вайта и Дружок.Первые числа сентября. Краснеет рябины лист.


© Copyright: Татьяна Немшанова, 2026
Свидетельство о публикации №226020601212
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Татьяна Немшанова
Рецензии
Написать рецензию
Чудесный , очень интересный рассказ! С уважением

Андрей Эйсмонт   07.02.2026 04:45   

Благодарю, Андрей! Рада, что заинтересовала история таёжного быта женской персоны.
С неизменным уважением!

Татьяна Немшанова   07.02.2026 09:27   


Рецензии