Ваня, а где Лёня?

На стене с левой стороны от сцены нашего Дома культуры была крупными белыми буквами наклеена фраза В.И. Ленина  "Для нас важнейшим из искусств является кино".
Как много раз она выручала нас!
       Как только по радио из совхозного радиоузла звучала информация:
"Внимание, внимание! Говорит совхоз Соревнование! Сегодня в... часов будет транслироваться художественный фильм такой-то..."  нас, без лишних разговоров, отпускали смотреть "важнейшее из искусств".
      Услышав объявление, я взял пять копеек – столько стоил детский сеанс, переоделся и пошёл к Добижам: договорились пойти в кино вместе.

В их дворе на низких скамейках сидели полукругом пожилая бабушка Устинья, Иван и Лёня – лузали кукурузу и обсуждали вчерашний киножурнал о спорте. Ребята взахлёб рассказывали, как спортсмены на водных лыжах мчатся по речке и выполняют сложные упражнения, прыгают с трамплина и всё такое, бабушка ни в какую не верит и обижается, что её обманывают. Ей лет семьдесят, немножко глуховата, слаба зрением и уже ходит с палочкой, но ещё справляется с многими домашними делами и, как все деревенские бабушки, строго контролирует порядок, присматривает за детьми. Любимый внук Лёня очень подвижный, постоянно пропадает из поля зрения, и её фраза "Ваня, а дэ Лёня?" Ваню уже выводит из трерпения:
– Бабушка, да вот он, Ваш Лёня, рядом стоит... А Вы не можете сразу спросить: «Лёня, ты где?"» и он Вам сам ответит.
И бабушка вский раз сокрушается:
– Ну, шо за дiты пiшлы, нi чёго спытать ныльзя!

Через огород и сад, по тропинке пробирается соседка тётка Гузейка с улицы, примыкающей огородами к нашей улице. Гузейка интересная женщина: когда в переулке мы встречаем её идущую по воду с пустыми вёдрами на коромысле, она всегда загодя останавливается и ждёт, пока мы пройдём, потому что нельзя переходить дорогу с пустыми вёдрами. Её сын Николай – примерно нашего возраста, часто приходит на нашу улицу поиграть – нормальный пацан... Сегодня в переулке ещё не высохла грязь, а дворами можно пройти по-сухому. Увидев во дворе почти всю семью в сборе, тётка Гузейка поклонилась и завела:
"Як у нашого Омэлька
чималэнька семейка:
Як вин, та вона, та Ярэма, та Хома,
Та Лусь, та Петрусь, та дви пари Марусь,
Та дви Хрысти в намысти,
 Та дви ляльки в колысци...
Ось, здаеця и вся Омэлина семья," – Кажется всех перечислила! Здравствуйте соседи...
– Та нi, ны всiх: батько на роботi старшi хлопцi тэж, дiвчата мамцi пособляють обид готовыть. (Во дворе сердито шипел примус, а сковородка тоже шкворчала на весь двор). И шо ты там блукаешь? Хто навпростэць ходэ, дома нэ ночуе...– окликает её бабка Устинья.
– Та оце шукаю котыка... мабуть, жаба цыцькы дала. Шось вин зажурывся, скиглыв, куняв, та й уже тыждень, як згынув.
– Та й у нас оце нэпэрэлывкы... Ты такэ бачила, шоб на лыжах по водi ходылы?
– Чула, шо Соломон по водi, яко по суху, евреiв сорок рокiв водыв; а шоб на лыжах по водi? – та дэ цэ такэ було? Ось, смажени насиння полу'скайтэ, – достала из кармана жменю жареных семечек, высыпала горкой на столик, и продолжила беседу:
– Шось мий сусид – козак Панчишко на ладан дыхае, зробыв для сэбэ труну, та й на горище... каже: «Хай сохнэ... у сухому спидручниш будэ лыжать на кладовыщи...»
Старый Максим Панчишко работал плотником и, как настоящий казак, ко всему готовился заранее. Он и его младший брат, живший на соседней улице – единственные, кто считали и позиционировали себя настоящими казаками. Даже улицу, на которой жил младший брат, впоследствии назвали "Казачьей" и никто не возражал против такого названия...
Бабушка Устинья, зная, что транслирование новостей от соседки только началось и всех их не переслушать, с явным удовольствием лаконично подвела черту:
– Ну, ото ж!.. Ваня... а дэ Лёня?
Иван очередной раз ткнул пальцем в сторону Лёнчика:
– Лёнька, чё рот раззявил?.. муха залетит... Что-то новое услышал?
Тётя Дуся – мама хлопцев, привыкшая к такого рода диалогам и твёрдо знающая, что её мама никогда в жизни не поверит в ходьбу на лыжах по воде, потому что это невозможно ни при каких условиях, решила прервать диспут:
– Ваня, отнесите сырно в полисадник в холодочёк, Саша с Витей на рыбалке наловили линьков, я нажарила их с кореньями, покушайте втроём – ото лучше будет, чем про лыжи тень на плетень наводить...
      Сырно – низкий круглый стол, на котором летом на свежем воздухе во дворе всей семьёй принимают пищу, сидя на низких скамеечках.
     Через пять минут мы уже сидели в палисаднике за столиком с вымытыми руками, и глазами сверкали на тётю Дусю, несущую полную миску жареных, ещё горячих линей.
       Рыбка, как рыбка – размером с ладонь, но жирная и до чего же вкусная, аж сладковатая! Кажется, никогда не ел такую вкусную рыбу!..
      Через пятнадцать минут показалось дно миски. Сытые люди всегда довольные и добрые.  Поблагодарив тётю Дусю за вкусный обед, мы решили помириться и с бабушкой Устиньей:
– Оно, конечно, на лыжах по воде не ходят, этих лыжников на буксире с большой скоростью тащит катер, поэтому они не булькают на дно. Примерно, как брошенный плоский камень скользит по воде и не тонет, пока не потеряет скорость...
– А на голодный желудок не могли объяснить, шоб понятно було? Ваня, принеси ганчирку, я сырно вытру, примирительно сказала бабуля.
– Бабушка, Вас тоже с первого разу не поймёшь: то вихоть, то ганчирку, а нельзя сразу по-русски? – принеси тряпку стол вытереть! Лёнька, принеси бабушке тряпку, сколько она будет просить?
    Лёнчик быстро взял тряпку, лежавшую на краю стола и молча подал бабушке...
Бабушка, вытирая стол, удивлённо подняв плечи и брови, ответила:
– Ты дывы, якый москаль... ганчирка ёму нэ ганчирка... – Тря-п-ка,– презрительно скривила губы,– Господи, прости, шо такэ скажешь.– Семантика русских слов ей была не вполне понятна, не то, что родная кубанская балачка или, как её называют "суржик"– винегрет из русских, украинских и ещё, бог его знает каких слов, но зато всё ясно и понятно, а то "тря-п-ка"– и на голову не натянешь...
– Дуся, ты чим полы в хати мыешь? – обратилась к дочери.
– Ма,.. та тряпкой, а шо такэ?
– А Ваня каже, шо сырно тряпкой нужно вытирать... Распустять дытыну, так вона и мэлэ языком шо попало...
 – Ваня, вы кажется хотели в кино пойти, ну так идите, а то опоздаете, – тёте Дусе монолог матери начал надоедать.
    Иван, как старший и, знающий правила деревенского этикета, пшикнул себя и нас "Шипром" и мы втроём зашагали в Дом культуры смотреть Чапаева.
      По рассказу Коляши мы уже знали, что Чапай погибнет в реке Урал и, если бы Урал был по ширине, как наш Ленинский пруд, то Василий Иванович, конечно же, был бы спасён! Интрига в том, что там были ещё ординарец Чапая Петька и пулемётчица Анка, которые давали дрозда белым, и это стоит посмотреть!

Перед их двором стоял гусеничный трактор – это дядя Коля – отец Ивана приехал на обед:
– Ваня, припаркуй  трактор поровней, а то я поставил неаккуратно...
Николай Антонович механизатор, работал на тракторах, на комбайне и другой сельскохозяйственной технике – специалист широкого профиля. Всей семьёй приехали из Макеевки в 1949 году, построили саманный дом по типовому проекту, как большинство домов на улице и сделали все хозяйственные постройки: летнюю кухню, сарай с коровником и свинарником, курятник – как во всех дворах.
      Макеевку во время войны фашисты разбомбили, разграбили, тысячи людей угнали в Германию. На семейном совете Добижи решили перебраться на Кубань; обустроились и гармонично вписались в большую деревенскую семью людей, переживших аналогичные трагедии. Работая на тракторе, помогал соседям вспахивать огороды, перевезти грузы и т.д. Воевал... на лацкане пиджака, висевшего в шкафу и которого почти не одевал, несколько боевых наград. Отец шестерых детей, уважаемый человек!

Ванька лихо вскочил в кабину трактора, завёл и, умело маневрируя, поставил технику ровно, как велел отец. Эта процедура была предметом нашей зависти:
мы максимум что могли, так это скакать на стебле подсолнуха, изображая всадников на лошадях, размахивая казачьими шашками из веток акации, а Ванька практически на боевом танке газует по улице, а иногда отец ему даже разрешает вечером отогнать трактор аж в гараж! Круто, однако...
И даже участковый милиционер – капитан Шевченко не делает замечаний по этому поводу: парень ездит аккуратно, а в будущем будет хорошим механизатором.
   По дороге встретили Мишку Панчишко, вразвалочку шагающего в кино.
Наш сверстник, хороший немногословный парень, участник всех наших уличных игр. Очень забавный: встречая по дороге взрослых, останавливается и важно здоровается слегка сгибаясь в пояснице, иммитируя поклон. Ему всегда задают один и тот же вопрос:
Здравствуй мальчик, а как тебя зовут? – и он важно отвечает:
– Мишка Панчишка Максимович!
– Козак?
– Козак... а то як же!
Например: Ленчику Добиже задают другой вопрос:
– Мальчик, а что ты любишь кушать?
– Клилё, та ляпку, – поскольку букву "Р" не выговаривал, куриное крылышко и лапка у него звучало так забавно.
– Ну, ты гурман!.. Слышал в ответ и шагал до следующего встречного, чтобы услышать тот же вопрос и так же ответить...

Фильм и правда оказался очень интересным! Аж охрипли, когда кричали Василию Ивановичу, чтобы плыл быстрее. А Петька и Анка вообще красавцы – настоящие герои!
   Темы для обсуждения на неделю хватит! А на следующей неделе обещают показать индийский фильм "Бродяга". На индийские фильмы любят ходить женщины – слезу пустить, поэтому и красят только губы, чтобы не размазывать косметику по лицу. И чего нюни распускать? –Там же всех героев играют артисты... Этот фильм точно пойдут смотреть старшие сёстры Ивана: Люба - десятиклассница, уже невеста и Надя – одноклассница Толи Марушко; неделю назад они "породычалысь": гоняли на велосипедах по улице и на перекрёстке напротив дома Дубины Кузьмы Марковича, на другом краю квартала, не разминулись: Толя "поцеловал" руль велосипеда Нади – потерял третью часть переднего верхнего зуба, а Надя так прикусила язык, что несколько лет шепелявила; поскольку ответственность признали обоюдно, то и разъехались мирно, правда уже на маленькой скорости.
     Дома обоим участникам ДТП родители сказали просто:
– Ездить нужно помедленнее, а смотреть повнимательнее. Ну, ничего... до свадьбы заживёт, а за одного битого двух не битых дают.

В деревне стать битым не так уж и сложно.
Несколько дней назад Вовка Карпо, увидев, как мы, пацаны, лихо выигрываем у девчонок в выбивной, подошёл и спросил:
– Красавцы... и долго вы будете показывать малышне высший пилотаж? А в настоящий футбол слабо показать мастер-класс?
– Да какая ж это малышня, это твои сёстры: Надька, Верка, Любка и Зинка!..
– Ну, так я ж и сказал – малышня... Я на субботу договорился сыграть в футбол с Нахаловкой. Готовы показать высший пилотаж?
Коляша твёрдо заявил:
– Всегда готовы! Только ты уточнил у них: играть в футбол или на кулаках драться? Там же братья Овечкины, они чуть что – сразу в морду. В этой компании только Эйсэбио с головой дружит: Лёнька Филоненко, наш сверстник, потомственный футболист, у него два старших брата успешно играют за сборную совхоза и сам Лёха играет всегда строго по правилам.
А Чечкины-Овечкины, как все их называют, нормальные пацаны, когда приходят по одному, а когда вместе – любят помахать кулаками.
Володя заверил, что всё будет по правилам – он за это отвечает, а нам поручил скомплектовать команду: позвать Мишку Панчишку, Вовку Колейника, Кольку Гузея – они соседи, Толика Курочкина, Ваньку Панчишку и, чтобы ни у кого не случилось ни поноса, ни золотухи, а то я знаю вас...

В субботу футбольный матч между сборными командами "Голопузовки" и "Нахаловки".     В 10-00 оборудовали футбольное поле напротив нашего дома: кирпичами обозначили ворота, прочертили середину поля и закрыли ставни нашего дома, чтобы мячом не вынесли стёкла. Две команды построились, поприветствовали, пожали друг другу руки, а Овечкины ещё и подмигивали, дескать, – не робей! И, как в известном стихотворении: "Сюрчок!.. и почалось!"
И правда, играли технично, корректно, особенно Эйсэбио, забивший в первом тайме в наши ворота три гола: Коляша не вратарь, а дырка.
      В начале второго тайма Вовка сменил тактику: со всего духу лупанул мяч ногой высоко в небо – называется свеча... в таких случаях опытные футболисты подпрыгивают и головой отправляют мяч в сторону ворот противника и другой опытный футболист, тоже головой, метко отправляет мяч в ворота – гол неминуемый!
Два самых опытных футболиста нашей команды Толя и Ваня с двух сторон взлетели на встречу мячу, со всего маху столкнулись лбами и разлетелись в разные стороны. Подбежавшие Овечкины помогли подняться хлопцам и, увидев огромную шишку посередине лба Толи и шишку сбоку лба Вани, развели руками и предложили Володе ничью.
     Сидевшие на лавочке девчонки-болельщицы оценили результат игры бурными аплодисментами: шишки и синяки только украшают настоящих мужчин!
Через пару недель у ребят шишки рассосались, а игру вспоминали долго, но матч-реванш так и не сыграли... да и не очень-то хотелось.

Делу время, а потехе час. Этот самый час пролетает всегда быстро. Я вспомнил, что нужно из колодца натаскать воды в две кадушки, а то рассохнутся.
Колодец наш был оборудован, как большинство колодцев на улице: глубина 8 метров, до воды 6 метров – столб воды хороший, сруб деревянный 1x1x1 м, вороток – барабан диаметром 250 мм, длиной 80 см, по оси которого просверлено отверстие и вставлена металлическая рукоятка, вороток в сборе установлен на две вертикальные деревянные опоры, цепь прикреплена к барабану, ведро крепится к цепи карабином, чтобы легко можно было отцепить ведро и отнести его, куда нужно.
      Полное ведро с водой тяжёлое, поэтому я всегда набирал половину ведра, что требовало определённой сноровки, вращая барабан, вынимал ведро и выливал воду в кадушки, не так быстро, как хотелось бы, но надо, значит надо.
      В этот раз, похоже, слишком поторопился, набрал воды немножко больше чем обычно и, доставая наполненное ведро из сруба, не удержал и уронил его в колодец. Барабан стремительно начал раскручиваться под грузом и кривая рукоятка за секунду врезала меня два раза: по темечку и в лоб. Впервые у меня из глаз посыпались искры; не знаю, как фейерверк выглядел со стороны, но мне показалось – красиво, хотя и очень больно.
      Шишка на лбу – не меньше, чем у Толи, и у Вани; по крайней мере, им не так обидно будет...
       Вечером отец Толи Иван Михайлович реконструировал способ добычи воды:
К деревянному бруску длиной 3 метра, сечением 40x80 мм прикрепил металлический блочок, брусок прибил гвоздями к срубу под наклоном с опорой свободного конца в землю; к бельевой верёвке привязал детское ведро 3 литра и дальше я совершенно безопасно стал через блочок доставать воду из колодца. И ещё к срубу прикрепил деревянный короб из которого жёлоб проложил до кадушки – вытащил воду, вылил в короб и вода самотёком уходит по назначению – дёшево-сердито, значительно быстрей и лоб целый!

                31.01.2026г.


Рецензии