Белые снегири - 75 -2-

 2. НАША ПРОЗА
( Рассказы, новеллы).

Александр ВОРОНИН,
( г. Дубна, Талдомского г. о., Московской обл.),
Член Союза писателей России

ДУБНЕНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

             
                В  Дубненскую детскую художественную школу я поступил в 1966 году, в самый первый набор (1966-70). Занимались мы  на втором этаже ДК “Мир”. Через стенку  и над нами располагались две балетные студии, так что мимо нас  всё время бегали голоногие балерины в  пачках или в белых  трико. Двадцать лет спустя,  в один из этих  залов я водил на балет свою дочку  Инну. А   в художественной школе дочь  занималась уже в новом здании, в пристройке над музыкальной школой  №  1.
                Занятия  в основном  вёл у нас бессменный директор школы - Юрий Иванович Сосин. Весь его облик тогда соответствовал для нас  представлениям о настоящем художнике - высокий, худой, с пышной копной волос, с тонкими длинными пальцами.  Он  быстрыми движениями карандаша  или кисти   исправлял наши огрехи, и мы всегда удивлялись, как это сами не замечали  такие   ошибки  раньше. Он ходил в синем берете, как и многие художники в  то время.
                Самое  интересное начиналось  летом,  когда мы выходили или выезжали на пленэр.  Кроме  окрестностей  Дубны,  рисовали в  Калинине,  в  Кимрах,  в  Вербилках,  в  Угличе.
                Несколько раз в год от школы ездили на автобусах в Москву в музеи и на  выставки, в основном  в  Третьяковскую галерею  и  в  Манеж.
                Все мы были разные и у каждого был свой “конёк”. Один из моих друзей бесподобно лепил лошадей из пластилина и глины - его работы были на каждой отчётной выставке. Другой  любил сам процесс смешивания  красок.  Чем бы он ни рисовал, всегда руки по локоть,  лицо  и  одежда   у  него  были  измазаны  краской, так как  в творческом  поиске  он забывал обо всём и отдавался весь вдохновению. Картины его всегда хвалили за сочность и свежесть, плавно переходящие в чуждый нам тогда импрессионизм  и просто  в  мазню.  Третий упорным трудом достигал успехов  во всех направлениях. Девочки наши в основном рисовали цветы и вазочки. Меня больше привлекала  графика, я тогда  пытался подражать Наде Рушевой и Херлуфу  Бидструпу, а позднее  Обри Бёрдслею.  Но так и не достиг  такого же свободного полёта карандаша и пера. Зато потом смело оформлял стенные газеты  к  любому празднику и даже один раз рисовал по клеточкам  большой портрет Ленина для стенда на улице. Одно время увлекался модной чеканкой по меди, а сейчас  в свободную минутку  вырезаю  из  липы  разные  фигурки  или рисую карикатуры  на друзей  и  врагов.  Люблю  выжигать по дереву.
                Через год после окончания ДДХШ  я даже пытался поступать на факультет иллюстрации и графики в Полиграфический институт в Москве. Но не прошёл  отборочную комиссию по допуску к  экзаменам.  Слабо подготовился.  Хотел  поступить  на  дурачка. Хотя мои работы были ненамного хуже тех, кого допустили к  вступительным  экзаменам.
                На  одной из выставок своего учителя, я написал  в книге отзывов, что давно бы пора присвоить  ему звание Почётного гражданина города. Ведь никто столько не сделал для воспитания  творческой молодёжи как  он -  первый директор художественной школы  Сосин Юрий Иванович. Кстати и дети пошли по его стопам - дочь преподаёт вместе с отцом, а сын стал главным  архитектором   города.
                В  2005 году  Юрий Иванович  передал бразды правления  ДДХШ  Александру  Владимировичу Пасько,  одному из интереснейших  и плодовитых  дубненских  художников  молодого поколения. С июня 2009 Пасько стал директором школы искусств “Вдохновение” – она объединила под одной крышей ДДХШ, все хоровые и балетные студии города.
                Выставки художников проходили в разных местах: в двух домах культуры, в доме учёных, в школах, на предприятиях города. И только к 45-летию города художники получили свой первый постоянный выставочный зал.  25.07.2001 на втором этаже бывшего магазина “1000 мелочей”  на площади Мира открылась выставка 17 художников.  Жители города увидели работы: Ю.Сосина, В.Василевского, Б.Иванова, В.Бочкарёва, А.Пасько, В.Кравчука и других.  Позднее  под городской выставочный зал выделили  помещение на втором  этаже  ДК  “Октябрь”.
                В январе 2009, на открытии юбилейной выставки  (к своему 80-летию) Ю.И.Сосин высказал пожелание, что неплохо бы теперь открыть и постоянно работающую картинную галерею в городе. Выставки проходят, картины опять занимают место в чуланах и  никто их не видит. Постоянно  действующая экспозиция картин  местных художников будет интересна  жителям,  гостям города   и туристам. А главное,  её  увидят дети и школьники. Кто-то  тут  же  грустно пошутил, мол, пятьдесят лет ждали свой выставочный зал, ещё через полвека власти созреют и для художественной галереи.  (В марте 2014 подобие такой галереи открыли в фойе второго этажа ДК “Октябрь”.)
                В давнишнем споре физиков и лириков, с трудом, со скрипом,  но лирики начинают обгонять физиков. Кому сейчас, в кризис, нужна физика? Денег на ней не заработаешь, на хлеб её тоже не намажешь. А тяга к прекрасному остаётся даже в самые  тяжёлые времена.
                P.S. Ещё несколько слов о Ю.И. Сосине. В 1969 окончил “Строгановку”, член Союза художников России, заслуженный работник культуры РФ, записан в энциклопедию “Художники Подмосковья”, награждён знаками   “За  заслуги перед Дубной”  и  “Звезда успеха”. Был внештатным главным художником города, автор первого герба Дубны,  создавал эскизы городских праздников, эмблемы, значки. Автор памятного знака   “Дот” на плотине. Дочь преподаёт в школе-студии “Ультрамарин”, сын – главный архитектор города. Хобби – игра на аккордеоне.


ТАНЦЫ

Если жена топает ногами и не желает вас слушать,  постарайтесь ей не мешать. Может, она танцует…
       Фольклор

                Люди танцевали всегда. Даже когда не умели ещё говорить, в танце они передавали информацию: пугали врага, задабривали богов, настраивали себя на предстоящую охоту, да и вообще в прыжках с криками выражали все свои чувства. В ритуальных массовых танцах шаманы и колдуны так заводили зрителей, что добивались любых целей. Африканцы и чеченцы до сих пор исполняют такие танцы, кружась в хороводе, махая копьями и кинжалами. Из этой же серии и “Танец с саблями” Арама Хачатуряна. Похожий танец с кинжалом танцует врач в фильме Михалкова “Двенадцать”.
                У славянских  народов  танцы в основном были медленные, плавные, грациозные. Особенно у женщин, когда они плывут белыми лебедями, плавно взмахивая руками с платочками и низко кланяясь в танце. В отличие от полуголых восточных красавиц, наши всегда одеты в сарафаны до земли. И легко можно было определить по косе, кто перед тобой танцует, девушка или замужняя женщина. У девушек волосы заплетены в одну косу, а у женщин в две. У восточных танцовщиц этих косичек было много. Возможно, из-за того, что у мусульман многожёнство, и по косичкам считали, какая это жена по счёту или количество косичек  соответствовало её умениям и навыкам. У каждого народа были свои обычаи и традиции.
                Русские танцы плавные и раздольные из-за наших огромных территорий, есть  где душе развернуться. А  южные народы – живут в узких ущельях среди гор, поэтому они и скачут на месте или бегают по кругу.
                С танцами я столкнулся ещё в начальной школе. У нас был специальный урок – ритмика. Мы переодевались в трико или спортивные трусы, на ноги – дефицитные в 1960-е годы чешки. Учительницей была Жанна Аркадьевна. Под  баян или пианино мы разучивали танцы разных народов. Запомнился всего один – финский “Летка-енка”. Становились гуськом, брали партнёра спереди за талию и начинали дрыгать ногами в стороны и прыгать вперёд. Танец глупый и ничего не дающий ни уму, ни сердцу. У  скандинавских народов все танцы такие. Видно, холодом им мозги застудило. Похоже, по этой же причине у них нет великих поэтов, писателей, художников и певцов.
                Потом про танцы надолго забыли и водили только хороводы вокруг ёлки под новый год. Лишь  в старших классах на школьных вечерах я потихоньку стал танцевать с девочками. Вальс так и не научился танцевать, как и все остальные бальные танцы. Не понимаю их смысл и всегда хихикаю, когда смотрю исторические фильмы – все эти приседания, прыжки и реверансы. Даже танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского меня не очень впечатлил. Показуха и самолюбование. Мне  с юности нравятся только медленные танцы. Вот это настоящая школа жизни. Выбрал девушку, пригласил, отошёл с ней в укромный уголок зала, прижал к себе, вдохнул запах её духов, почувствовал  все её прелести и начал соблазнять или пока просто заинтересовывать. Вот где нужно умение, такт, жизненный опыт и все остальные мужские качества.
                Хотя рок-н-рол я тоже любил. Можно было показать себя во всей красе, эдаким ухарем, первым парнем на деревне. Про рок-н-рол у меня написан отдельный рассказ. А вот с твистом мне не повезло, его эпоха закончилась до меня, в 1950-е годы. И стиляг я не застал в узких брючках, хотя фильмы про них мне очень нравятся. В 1960-е года в магазинах продавали безликие брюки и костюмы. Поэтому в старших классах я заказывал брюки с клешами и костюмы только в ателье. Шить было дешевле, чем покупать в магазине. А главное – модно. В тех брюках не стыдно было выйти на улицу.
                Известная американская танцовщица и хореограф Марта Грэхем говорила: “Танец – это тайный язык души”. А душа безгранична. И если вы скажете, что видели что-то красивее, чем танец, значит, вы просто не видели красивого танца.
А ещё женщина  танцем признавалась мужчине в любви. Когда словами было нельзя: считалось неприличным, будто женщина навязывается, вешается на шею. А в танце она раскрывала свою душу, своим телом (жестами, пластикой, мимикой) показывала, как и за что любит и ценит мужчину.
                Есть танцы мужские, женские, смешанные, одиночные, парные, коллективные. Каждый красив и интересен по-своему. О каждом можно сказать – это песня. Но мне ближе всё-таки женские танцы: одиночные и групповые. О чём только не вспомнишь, не помечтаешь, и что только не пригрезится, пока любуешься этой красотой. И сами слова уже завораживают: женский танец…  Когда танцует одна шикарная женщина – глядя на неё хочется быть молодым, красивым, богатым и здоровым. А когда от  красивых женщин перед тобой рябит в глазах – то с тоской понимаешь, как мало ты успел в жизни повеселиться, и как много радостей прошло мимо тебя безвозвратно. Поэтому танцы нам дарят не только положительные эмоции.
                Каждый танец служит своим целям, танцуется определённым кругом лиц и в соответствующих условиях. Понятно, что крепостных не пускали на дворянские балы в России, а городскую бедноту в Европе – в замки знати. Так же как  сегодня провинциалы и гастайбайтеры не летают с олигархами самолётами в Куршавель.
                Вальс танцуют на торжественных вечерах, свадьбах и балах. Самый красивый вальс я видел в исполнении принцессы Дианы и Джона Травольты в Белом доме в Вашингтоне.  Чарльстон – это вообще озорное баловство. Летка-енка  - детский смешной танец. А вот танцы живота – это целое искусство восточного покорения и соблазнения мужчины. Да и для каждого возраста есть ограничения в танцах – в девяносто лет уже не до чарльстона или страстного танго.

                Анекдоты  и высказывания  о танцах:

- Вечер любителей танго. Парень спрашивает у своей партнёрши: - Слушай, это твоё новое движение… Что-то я никак не пойму. Почему я от него постоянно падаю на паркет. Ты где ему научилась?  - В  самоучителе  по  дзюдо.

- Латиноамериканские танцы – это вертикальное воплощение горизонтальных желаний.
- “Танцы – перпендикулярное выражение горизонтальных  желаний”. (Джордж Бернард Шоу)
- “Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом”.
(Рахель Фарнхаген)
- “Танцоры – атлеты Бога”.   (Альберт Эйнштейн)
- “Нужно идеально владеть своим телом, чтобы оно стало послушным каждой мысли”.
(Игорь  Моисеев)
- “Танго – постель, на которой не стыдно обнажить свою душу”.  (Сергей Пичуричкин)
- “Не надо любить  себя в искусстве, надо любить искусство в себе”.  (Станиславский)
- “Если Богом предначертано, что ты умеешь танцевать, тогда ты должен это отдавать”.
(Александр Песков)
- “Судьи – это те преподаватели, которые не могут зарабатывать денег из-за плохого уровня преподавания и пытаются их заработать путём судейства”.   (Dassi)


ХОМЯК РЕЙГАН
            
                Как-то незаметно дочка подросла и вошла в возраст, когда хочется возиться со всякой живностью. Самыми дешёвыми, доступными и неприхотливыми в то время были хомяки. И поехали мы за ними в Москву на Птичий рынок, так как в Дубне в восьмидесятые годы ещё не было зоомагазинов.
                Приехали и растерялись. Чего там только не было. Ещё на подходе к рынку нам протягивали маленьких симпатичных котят и щенят, так их всех было жалко, так хотелось погладить и забрать себе, что я еле-еле оттаскивал дочку от настырных и наглых продавцов. Многие предлагали котят даром, лишь бы человек хороший попался и взял. А что творилось на самом рынке - это и описать невозможно. Нужен писатель типа Гоголя - только его перо способно описать это буйство жизни. Глаза разбегались - хотелось купить и то, и это. Я дольше всего стоял около ужей и кур. Ужа можно было втихаря подложить  моему  начальнику-врагу, пусть он в штаны накладёт со страху, когда руку в карман сунет. А  кур я бы отвёз на огород и там собирал каждый день свежие   яички,  как  тётя Валя  Волкова. Жаль, что денег у меня  хватило на одного хомячка, да на жвачку дочке, на которой она совсем помешалась. Мне жвачку даром давай, я её в рот не возьму, брезгую,  а тут незаметно, под боком, выросло новое жвачное поколение. Куда ни глянешь, со всех сторон все чавкают и пузыри надувают. Асфальт весь заплевали жвачкой, босиком уже как в детстве на улицу не выйдешь, противно.
                Хомячка дочь выбирала сама. Чем ей приглянулся именно этот, я так и не понял. В стеклянных аквариумах и клетках их было столько и таких разных расцветок, что у меня в глазах рябило. Да они ещё и бегали туда-сюда. Лично я хомяков   никогда  не любил.  А  в  детские  годы  мы никакой  живности  в доме не держали,  самим  на  еду  еле-еле  хватало.
                С именем долго не мучались. Пока ехали назад в электричке и придумали. Уж очень я был зол тогда на американского президента Рейгана, назвавшего нашу страну империей  зла. А   хомяк  сидел в деревянной коробочке, скалил зубы, шипел и царапался - ну вылитый мракобес Рейган! Дочке имя тоже понравилось. Простенькое, но со вкусом. У подруг - всё Машки да Барсики, а тут сам Рейган. Так хомяк и бегал по квартире американцем, пока не свалился нечаянно с балкона и не исчез навсегда в траве.
                Пришлось опять ехать в Москву на рынок. После Рейгана был какой-то другой хомяк, а затем настала пора попугаев, которых у  дочки  было несколько. Но это уже другая история.

АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ

                Когда я был маленьким, ананасы  в  СССР  ели только члены Политбюро и секретари обкомов. А я  покупал в магазине трёхлитровые банки с солёной кукурузой  и  был рад  даже  такому деликатесу. На шампанское смотрел  издалека  и  в  кино.
                Потом  вырос и стал пить шампанское бутылками. А с ананасами опять были проблемы. Видел их  лишь  на фото  в газетах  с подписью: “Уборка урожая ананасов  на плантациях в такой-то  стране”. К тому времени я уже сам пробовал писать стихи  и  соблазнял  девушек,  читая им чужие стихи  про  табачный  дым в ресторане, про розу в бокале, голубого,  как  небо  аи, про ананасы в шампанском. Девушки  млели,  таяли  от такого к ним обращения  и считали  меня  прожжённым  ловеласом  и  всё  в  жизни  испытавшим  романтиком.  Типа  модных  во все  времена  в узких  кругах  куртуазных  маньеристов, поэтов Серебряного века и Декаданса.
                Попробовал  ананасы в шампанском  я  только после сорока лет, когда уже ничего в жизни удивить меня не могло. Не понравилось. И ананасы  привозят незрелые  и подставное  шампанское  делают  из  какой-то  бурды. Ананасы в нём  не  всплывают  с  пузырьками,  как  положено, а  валяются на дне фужера,  как дохлые  рыбки. Надо  было в детстве пробовать – тогда и шампанское было настоящее, и сахар слаще, и небо голубее.
На 18 лет  дочке Инне  вдобавок  к другим  подаркам, принёс большой спелый  жёлтый  ананас  и поставил его  в  центр  стола. Всё ждал, когда его разрежут  и  опустят в шампанское.  Так и не дождался.  Без меня потом  съели.
                Может быть,  в Кремле на приёмах, в посольствах или  у  олигархов  на вечеринках  и  подают настоящее французское шампанское с ананасами. Пока не бывал там и не пробовал. Хотя само французское шампанское пил – вкус изумительный и впечатлений масса.
                В старом фильме про революционеров, к Савве Морозову, дружившему с большевиками, пристали утром  в трактире  пьяные дебоширы, пытаясь угостить его шампанским. А он спешил  и чтобы отвязаться от них, заказал целое ведро шампанского и велел напоить своих  лошадей. Все вывалили на улицу и смотрят – лошади не пьют, фыркают, мотают мордами. ”- Вот, - говорит Морозов этим гулякам, - даже лошади по утрам не пьют шампанского”.  И те, удивлённые таким необычным отказом  пить  с  ними,  зауважали его и сразу отстали.
                А в 1990-е годы в одной телепередаче Валерия Комиссарова вынесли обычную чугунную ванну, наполнили её шампанским  из бутылок, несколько ящиков которых доставил  в студию молодой  новый русский  и он же туда залез в одежде и лежит на виду у всей страны. Народу есть нечего, очереди везде, зарплату по полгода  не платят, опять карточки  ввели на многие продукты, а новые русские с жиру так бесятся. Но, самое интересное было потом -  он пригласил зрителей  в студии  тоже посидеть в шампанском, мол, такое бывает раз в жизни,  потом детям и внукам рассказывать будете, как плавали  вместо  ананасов. Одна девушка  решилась, спустилась с верхних мест  и прямо в туфлях и одежде тоже уселась к нему в ванну. Сидят оба  и ладошками хлебают из ванны шампанское. На этом передача закончилась и нам не показали,  как они вылезали  из  ванны  и  в  чём  поехали  домой.
                А вот как об ананасах в шампанском пишет простой тверской мужик Борис Зверев:
        Ананасы  в  шампанском,
Что  воспел  Северянин, -
Блажь  времён  Декаданса,
Как  помои  в  стакане.
Ни  душе,  ни  желудку
Это  пойло  не  в  радость.
Не  примите  за  шутку  -
Я  попробовал:  гадость!
Знать,  дела  были  плохи
Того  века  в  начале,
Если   сливки  эпохи
Эту  дрянь  потребляли.
Этой  гадостью  глотку
Лишь  слегка  прополощешь.
А  вот  редька  под  водку  -
Это  класс,  это  мощно!
Струганёшь  на  рубанке
Тонким  слоем   сей  овощ
Да  достанешь  полбанки  -
Ну,  и  Бог  тебе   в  помощь!
Редька  с  маслом  и  солью,
Рядом  водка  в  стакане  -
Это  наше  застолье!
Я  не  вру,  россияне?
Редьки  белой  полоски
Бередят  обонянье.
Во  еда,  Маяковский!
Во  питьё,  Северянин!
Жаль,  что  это  блаженство
Вы  тогда  не  вкусили.
Пило  б  так  декадентство  -
Не  проспали  б  Россию!
(“Редька  под  водку” Поэтам Серебряного века.)


Рецензии