Николай Рубцов Памяти матери

ПАМЯТИ МАТЕРИ

Вот он и кончился,
покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.

Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.

Там поле, небо и стога,
Хочу туда,— о, километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!

Но я смогу, но я смогу
По доброй воле
Пробить дорогу сквозь пургу
В зверином поле!..

Кто там стучит?
Уйдите прочь!
Я завтра жду гостей заветных...
А может, мама?
Может, ночь —
Ночные ветры?

1964
=====
Отрывок из сборника воспоминаний и размышлений «Галя, дорогая,здравствуй...»
(2016 год).

Надежда Леонидовна Деревягина (г. Череповец) - учитель русского языка и литературы, писатель-краевед, создатель клуба «Госпожа Провинция» в Череповце (ныне это литературный музей Н. М. Рубцова).

Мне не пришлось познакомиться с Н.М. Рубцовым при его жизни, но я счастлива, что на своём жизненном пути встретила Галину (его родную сестру), что попыталась понять её и пожалеть, чувствовала её взаимную симпатию ко мне и радовалась. Может, эта скромная книга, написанная совместно с моими друзьями, поможет читателям понять ещё что-то в загадочной, таинственной, внешне несчастной и якобы неудачной жизни нашего великого поэта.

   ...В нашем городе Череповце Галина Михайловна прожила более пятидесяти лет, большую часть своей долгой и очень трудной жизни.
Могут возразить:
– Ну и что? Почему о ней надо писать? Расстались они, брат и сестра, когда Коле было шесть лет, а Гале не было и четырнадцати! Что она могла рассказать о поэте Николае Рубцове?
Но человеческая личность формируется в раннем детстве, приблизительно в возрасте 5-6 лет. Вот почему жизнеописания поэтов, писателей, художников, артистов начинаются с рассказов о детстве. Необычайно важен сам факт существования воспоминаний Галины Шведовой. Кроме неё, других свидетелей раннего периода жизни поэта давно уже нет, как нет теперь и самой Галины, и не у кого спросить, уточнить, дополнить наши знания о жизни поэта.
Галина выполнила свой долг перед русской литературой.
Без её воспоминаний в книге жизни поэта зиял бы значительный пробел. Трудно было бы объяснить многое и в поэзии Н. Рубцова. А какая бесконечная вереница домыслов, беспочвенных догадок роилась бы вокруг поэта, неслась за ним следом!
Рассказав о жизни и быте своей семьи, дав точные и образные характеристики членам семьи, вложив собственное и доброе отношение к изображаемым персонажам, она достоверно, от первого лица поведала обо всём читателям и исследователям творчества поэта.
Жизнь Галины Шведовой заставляет задуматься: почему так жестока была судьба к этой женщине и семье, в которой она выросла, в которой все заботились друг о друге, умели веселиться и работать? Почему беды сыпались одна за другой и на головы маленьких несчастных детей, братьев и сестёр Галины? Почему умерла мать, оставив малолеток, а до этого – старшая дочь. Если бы дочь Надежда не умерла в семнадцать лет (ко дню смерти матери ей было бы девятнадцать), детям, возможно, не пришлось бы испытать все те беды, которые на них свалились. Коля и Галя не раз говорили об этом. Об этом же размышлял и писатель Николай Коняев. По его словам, Н. Рубцов всю жизнь считал: «Если бы не умерла Надежда, не было бы в его,Рубцова, жизни того безысходного сиротства, через которое пришлось ему пройти» (Н. Коняев. «Путник на краю поля»).
А за что, за какую вину, была наказана младшая сестрёнка Наденька, названная в честь старшей Надежды, и скончавшаяся в возрасте семи-девяти месяцев? Почему не сложилась жизнь у братьев поэта – Альберта и Бориса? Почему трагически погиб внук Николая Рубцова? Никаких ответов на эти вопросы нет. Есть только стремление найти их. Вы скажете, что была война, что горе обрушилось на многие семьи, что многие дети остались сиротами или погибли. Но не в каждой семье, перенёсшей такие испытания, рождался Рубцов, будущий гениальный поэт, наша гордость и надежда.
Вот почему так важен рассказ об этой семье.

Вот что Галина Михайловна рассказала.
Отец (1899-1962), Михаил Андрианович, работал начальником ОРСа (Отдел рабочего снабжения) то в одном посёлке, леспромхозе, небольшом городке, то в другом.
 
Жили Рубцовы в относительном достатке. Дома даже имелся патефон с набором пластинок, радио и телефон, что для 30-40-х годов XX века было большой редкостью и мечтой многих и многих людей. В их квартире всегда звучала музыка, в том числе и классическая. В те времена по радио часто передавали народные песни, арии из русских опер, инструментальную музыку великих композиторов: Глинки, Чайковского, Баха, Бетховена, Вагнера и других. Отец и сам хорошо пел, играл на гармошке. Обладая отличным слухом, он даже решался напевать любимую им арию Сусанина из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» (теперь опере возвращено название «Жизнь за царя»).
Маленькую Галю часто просили спеть песню «Эх ты, Галя, Галя дорогая». По просьбе родных пела она и другие песни: «Ехали казаки», «Златые горы».
Несмотря на то, что Михаил Андрианович был не самым хорошим мужем и отцом, он передал своим детям многие таланты: дети хорошо пели, играли на гармони, а Коля и Альберт, спустя время, стали писать стихи.

Мать (1900-1942) Александра Михайловна.
 Часто пишут,что не осталось никаких воспоминаний о её внешности. Это неправда! Вот что рассказывает Галина: «Мама была приглядная,нехудая, ростом невысокая, имела тёмные глаза, русые волосы. Мама не работала, занималась домашним хозяйством».
Хочется отметить, что Александра Михайловна была единственным ребёнком в семье, работящей и крепкой, как писал В.С. Белков, и рано осталась без родителей. Что с ними случилось? Есть предположение, что их репрессировали. Родни у неё, по всей вероятности, не было. Галина не смогла вспомнить никого из родных по материнской линии. Вот как пишет Галина о матери в своих воспоминаниях:
«Маме нашей очень трудно было: папа всё время в разъездах, и она всегда одна с нами была» (с. 20 сборника «Душа, подобная звезде», Череповец, 2011 г.). Вот поэтому в самые трудные моменты жизни, когда рядом не было мужа, большая семья и
Александра Михайловна оказывались в трагическом одиночестве.
Александра обладала очень красивым голосом, дома часто пела, была верующим православным человеком и, несмотря на то, что «отец возражал», (как рассказывала Галина), пела и в церкви на клиросе. По этой причине в семье возникали скандалы, ведь муж был коммунистом. Но, без сомнения, в семье мать была олицетворением добра, материнской любви, высоких нравственных правил.
Рассказ о матери – самая большая заслуга Галины Шведовой. Её бесхитростный рассказ помог нам, читателям и любителям рубцовской поэзии, осознать место, какое занимала мать в творчестве Н.М. Рубцова.
Образ матери жил в его душе, витал в воображении. Поэт понял мать своим вещим сердцем, впитал всё лучшее, что было ей свойственно, выразил свою любовь к матери и Родине в гениальных строчках. Потрясающая музыкальность его стихов – тоже от матери.
Впечатлительный и талантливый мальчик, Коля воспринял,буквально с молоком матери, её набожность и не растерял, став взрослым. Отсюда – прекрасные и печальные образы в его поэзии:

– купол церковной обители яркой травою зарос…
«Тихая моя родина»

– И храм старины, удивительный, белоколонный,
Пропал, как видение, меж этих померкших полей, –
Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны»

– И однажды возникло из грёзы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!..
«Ферапонтово»

Сейчас, когда во многом изменилось отношение к православной религии, стихи любимого поэта раскрываются и с этой стороны. Хочу заметить, что Галина с особой нежностью и теплотой рассказывает о матери, и начинаешь понимать, почему поэзия Рубцова несёт столько добра, почему в его стихах нет уныния, злобы, зависти, высокомерия. Это опять всё от матери, от доброй, печальной, скромной женщины, хрупкой и стойкой, не терявшей веры в жизнь и так рано умершей – в сорок два года.
Настоящий поэт всегда проходит через страдания, поэтому нуждается в помощи, поддержке близких. Вот и Рубцов в трудные для него времена опять и опять обращается мыслями к матери и находит для неё, нежно любимой, гениальные строчки,
которые теперь навсегда останутся в русской поэзии.
– В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…
«В горнице»
(сб. «Той девушке, которую люблю». М., 2004. С. 127).

– Не тускнели бы материнские
 дорогие глаза искристые
 с их безмерною добротою,
 будто с росписью золотою!..
«Матери»
(сб. Н. Рубцов. «Я тебя целовал». 2012 г. С. 168).

– Нёс я за гробом маменьки
аленький свой цветок.
«Аленький цветок»
(сб. Н. Рубцов. «Той девушке, которую люблю».
М., 2004 г. С. 147).

– Мать умерла, отец ушёл на фронт,
соседка злая не даёт проходу.
«Детство».
(сб. Н. Рубцов. «Той девушке, которую люблю».
М., 2004 г. С. 235)

И в заключение этой подборки стихов – одно, которое не очень часто цитируют, но оно насыщено такой печалью, волнением!
Поэт, возможно, плакал, когда писал его, но, без сомнения, ждал, надеялся увидеть свою маму.
 
Памяти матери
Вот он и кончился покой.
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.
Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы.
Там поле, небо и стога.
Хочу туда, – о километры!
Меня ведь свалят с ног снега,
Сведут с ума ночные ветры!..

----
Фото:
В 2016 году Надежда Деревягина, более 20 лет знавшая Галину Михайловну, выпустила книгу «Галя, дорогая, здравствуй…».
Автор назвала ее строчкой из письма брата к сестре – «Галя дорогая, здравствуй…»


Рецензии