Уникальность творчества поэта Петра Шамова
Как и другие новокрестьянские поэты, Петр Шамов вырос в крестьянской семье (в селе Малинки Рязанской губернии) и глубоко ощущал связь с деревней. Его самобытность проявилась в особом взгляде на восприятие деревенского мира и в художественных приемах, отличающих его от «канонических» новокрестьянских поэтов (Есенина, Клюева, Клычкова).
Уникальной поэзию Петра Шамова делает документальность и этнографическая четкость. В отличии от романтически-мифологизированного крестьянского мира у Клюева, лирико-символического у Есенина или фольклорно-мифологического у Клычкова, Шамов даёт почти репортажную фиксацию быта, что выражается в конкретных трудовых процессах («Пололки, «На молотьбу», «Жница», "Урожай"), он описывает детали деревенского уклада без идеализации, при этом использует живую речь, пословицы, диалектизмы без стилизации под «народную песню».
Урожай
По сёлам смехом колется
Душистый ливный дождь,
А в поле, за околицей,
Стоит стеною рожь.
Румянится на солнышке
Умытая дождём,
Посмотришь, - как подсолнышки,
Ядрёная зерном.
Бежит под шелест шёлковый
По нивам ветерок.
И с золотою пчёлкою
Целуется цветок...
Уборка поля близкая,
Сам-двадцать* за труды, -
Складай, семья мужицкая,
Высокие скирды!
1925 г. "Крестьянский журнал"
Произведения Шамова содержат сдержанную, непатетическую интонацию и если Есенин часто возвышает крестьянство до мифического «избранного народа», а Клюев насыщает стихи религиозной символикой, то Шамов говорит просто о сложном. У него нет деклараций о «святой Руси», нет противопоставления деревни и города как добра и зла, в его стихах преобладает наблюдение, а не проповедь.
Весеннее
Иду опять встречать весну.
Всё ярче утро, шаг за шагом,
И ветер мне в лицо плеснул
Весенней розовою брагой.
Горланят сизые грачи
С утра в седое половодье,
И солнце вздёрнуло лучи -
Свои горячие поводья.
Взметнулся снег, как сивый пёс
Тоской голодною измызган,
Через поляны под откос
Ручьями мутными забрызгал.
Ушёл мужик в знакомый лог
По голубой весенней прями
И пашню плугом, как пирог,
Изрезал ровными ломтями.
1926 г. журнал "Прожектор"
Основные черты поэзии Петра Шамова:
Глубокая связь с деревенской жизнью. Большая часть стихотворений посвящена крестьянскому быту, полевым работам, природным циклам. Характерны заглавия: «В ночное», «Огород», «Пололки», «Урожай», «На молотьбу», "Жница". Поэт воссоздаёт детали деревенского уклада с этнографической точностью.
Ярко выраженная образность. П. Шамов создаёт самобытные, порой дерзкие метафоры:
«Выйдет солнышко — рыжий мужик с золотою косой на луга»
«Взметнулся снег, как сивый пёс…»;
"Вздыхает как девичья грудь, недожатая рыжая нива...";
"Солнце вздернуло лучи - свои горячие поводья...";
"С золотою пчелкою целуется цветок...";
"Любимая липа развесила как по бархату сочную тень...";
"Тополь-хмельной новобранец ударил о землю картуз...".
В этих порой парадоксальных образах видно влияние имажинизма на творчество поэта, что подтверждается мнением литературоведа Н.Н. Фатова, который в 1926 году в статье о поэте назвал его "настоящим имажинистом" и приводил в пример как раз образ из стихотворения "Моя голова" - "Выйдет солнышко - рыжий мужик....". Представители имажинизма стремились к созданию ярких, неожиданных метафор, часто соединяя в одном образе казалось бы несопоставимые явления.
Музыкальность и песенная лиричность. Стихи обладают ритмическим разнообразием и напевностью, что сближает их с народной песней. Простота синтаксиса и повторы усиливают мелодичность.
Доступность языка. Поэт избегает усложнённых конструкций: его речь предельно ясна, обращена к широкому читателю. Это не упрощённость, а осознанный выбор — говорить о сложном просто.
Лирический автобиографизм. В стихах отражены реальные эпизоды жизни: тяжёлое детство в крестьянской семье («Я вырастал в глухой деревне / Под жгучей тяжестью труда…»), военная служба, любовь к родным местам.
Уникальной поэзию Петра Шамова делает яркая образность и ритмическая свобода. Его образность вырастает из повседневного опыта, а не из книжной традиции: «По голубым ступеням лестниц / Пушистых полногрудых гряд» («Пололки»), «Рдеют кисти румяной рябины, словно вывесил флаг огород…» («Огород») – бытовая деталь, превращается в символ, «Ветер мне в лицо плеснул весенней розовою брагой…» («Весеннее») – природа здесь выступает как участник крестьянского мира. В то время как Есенин тяготеет к песенным размерам, а Клюев-к былинной распевности, Шамов использует ритмическую свободу, выражаемую в разговорных интонациях, использовании коротких, рубленых строк, чередовании длинных и коротких предложений, имитирующих трудовой ритм.
Уникальность Петра Шамова как поэта – в синтезе народной речи, парадоксальной образности и искренности. Его поэзия – голос русского крестьянства, зафиксированный с художественной силой, которой нередко недоставало «официальным» деревенским авторам той эпохи, это также новокрестьянская линия без пафоса, где крестьянство показано не как символ, а как живые люди с их трудом, болью и тихим достоинством. Именно эта трезвая, неукрашенная правда и делает его фигуру особенной в ряду новокрестьянских авторов.
А.В. Комаров 1926 г.
Свидетельство о публикации №126013004978