Современники о Николае Рубцове. Михаил Тарковский
Короткое вступительное слово к ней написал русский писатель и поэт Михаил Александрович Тарковский (г.р. 1958),главный редактор альманаха «Енисей».
Президент Фонда В. П. Астафьева. Член Союза писателей России.
О НИКОЛАЕ РУБЦОВЕ
Говорю вам: - Прозреют слепые,
И дороги их будут легки.
После перерыва взялся читать Рубцова и… просто реветь начал с любого места любого стихотворения. «Я умру в Крещенские морозы…» Так бывает, когда знобит сердце ещё до песни - от самого звука гармони.
Замерзают мои георгины. И последние ночи близки. И на комья желтеющей глины За ограду летят лепестки...
Что это всё? Один Господь Бог ведает, да русская дорога. Что такое Рубцов: мудрая грусть при всеобъемлющем чувстве родного? Пустырь за кочегаркой скажет… Да Ферапонтов монастырь…
Ясно только, что Родина в нём настолько врождённо вся, что не требует побывания в том или другом её уголке. Не зря ему «Сибирь, как будто не Сибирь! Давно знакомый мир лучистый».
Счастливо и закономерно, что в Сибири Николай Рубцов побывал именно на Алтае. Брат он Шукшину - как же мог не испить из Катуни! Обогрело ли тебя Алтайское солнышко? Так хочется, чтобы обогрело…
Не рубцуется на сердце эта судьба, от смерти матери в 42-ом до рокового 1971-го. Сквозь всю неприкаянность бьёт Христовый свет и такая мудрость, что сам себе кажешься суетным и слабым в стремлении к жизнеустройству, к стяжанию сиюминутных благ мира сего.
Свободно и ненатужно входишь в стихотворения Рубцова и бредёшь как по родному полю, то улыбаясь, то роняя слезу, и всегда затаив дыхание. Идёшь, узнавая каждое деревце, стряхивая снег со знакомой ёлочки, кивая продрогшему путнику с котомкой. И так незаметно увлечёт тебя эта дорога в родимую даль, что глядя по сторонам, ещё долго будешь дивиться, сколько здесь незамеченного тобой и не пережитого – пока не замрёшь на взгорке перед небесным просветом, пораженной красотой пройденного пути.
Свидетельство о публикации №126012907308