Куба. Подводная охота
А жизнь у него была действительно очень интересная и наполненная незабываемыми событиями. Публикуемый отрывок относится к годам его работы на Кубе - 1967 и 1988.
ПОДВОДНЫЙ МИР
На Кубе меня всегда привлекало и завораживало плавание и ныряние в маске с разглядыванием подводного мира. При постоянно солнечной погоде и прозрачной воде прекрасная видимость позволяет различать самые мелкие детали морского дна и его обитателей практически так же, как и на воздухе. Обычно плавая в ластах и маске, разглядываешь дно на глубине 6 - 8 метров. А нырять удавалось на глубину 4 - 6 метров, чтобы затем пройти над дном и выйти на поверхность. Всё зависело от того, на какое время хватало воздуха в лёгких. Больше 2 минут мне задерживать дыхание не приходилось. За это время удавалось оторвать приглянувшийся коралл, заглянуть за камень или копнуть песок в надежде найти приличную раковину. Но главное это чувство парения в беззвучном ярком пространстве среди рыб, водорослей, убегающих под камни и расщелины крабов и лангустов. В этом пространстве ты как в замке Фато-морганы из сказки. Время словно бы останавливается, его не замечаешь. Плывёшь вдоль береговых скал и рифов и вдали всё новые впечатления.
ПОДВОДНАЯ ОХОТА
Постепенно я обзавёлся всем необходимым для подводной охоты. У меня появилось ружьё, представляющее ложе с натяжным резиновым механизмом и гарпуном, пояс со свинцовой бляхой для утяжеления и венгерский нож, пристёгивающийся к голени ноги. Маска и испанские ласты у меня уже были приобретены раньше по приезду в Сантьяго. Итак, глядя на знакомых охотников за рыбой, я стал постепенно увлекаться подводной охотой.
НЕУДАЧНАЯ ОХОТА
Началось всё с того, когда по приезде на Кубу в 1967 году при первом или втором выезде в выходные на дикий пляж и надев маску, я увидел на глубине в заливе стайку больших серебристых рыб, быстро промелькнувших мимо меня. Во мне сразу вспыхнул азарт охотника и тут же, выйдя на берег, я попросил у одного из наших товарищей ружьё, которым он серьёзно не пользовался, но возил с собой. У меня, понятно, тогда опыта не было, но представление, как зарядить и выстрелить гарпуном, было. Быстро зарядив ружьё на берегу, я поплыл к месту, где встретил больших белых рыб - морскую ставриду. И надо же, они снова появились рядом со мной на расстоянии трёх метров, двигаясь в сторону выхода из залива, на берегу которого мы отдыхали.
Всё мне благоприятствовало: они были передо мной и ружьё было направлено в их сторону. Мой путь перпендикулярно пересекал направление их движения, и я почти не целясь, выстрелил в ближайшую от меня рыбину. Помню, как гарпун вонзился в её бок почти посередине её тела, она дёрнулась, и стайка из 6 - 7 рыб рванулась вперёд. Резко натянутый шнур от гарпуна не выдержал нагрузки, оборвался, и рыба вместе со своими “подружками” исчезла в глубине. Мне было жаль упущенного трофея, но более того стыдно за потерянный гарпун от чужого ружья.
Немного погоревав и рассказав о происшедшем, я снова полез в воду и раздумье поплыл вдоль берега в сторону выхода из залива. Глубина воды позволяла хорошо просматривать дно. Направление было то же, куда метнулись рыбы. О неудачной попытке подстрелить рыбу я уже не думал и только рассматривал дно, наблюдая за его обитателями. И вдруг на одном из его песчаных прогалин что-то ярко блеснуло. Это был гарпун, выпавший из тела рыбы при её движении. Я был рад вдвойне: во-первых, нашёлся гарпун, а во-вторых, подумал, что возможно рыба выживет и не будет растерзана хищными обитателями моря.
Так началось знакомство с подводной охотой.
ПРЕЛЕСТИ ПОДВОДНОЙ ОХОТЫ
Обычно я брал ружьё для подводной охоты, когда мы по выходным выезжали на различные пляжи в малолюдные места. Я плавал ближе к рифам или отдельно выделяющимся коралловым кустам, где всегда было много различной рыбы. Часто я вообще любовался разноцветными стаями и стайками рыб, не пытаясь кого-то подстрелить. Парить в воде в безмолвии и наблюдать за обитателями океана само по себе вызывает чувство, близкое к восторгу. Вот навстречу тебе плывёт рыба-шар и с любопытством разглядывает тебя - кто ты такой в её среде. Подплывает ближе, серая, ничем не примечательная. А когда ты её пугаешь вытянутым ружьём, она раздувается, превращаясь в шар с мелкими пупырышками-отростками в виде иголок. Это её защита от возможного врага - испугать его своей необычностью.
Вот среди рыб мелькает агуха - рыба-игла, действительно похожая на иглу, тонкая телом с остро вытянутой головой. Длина тех, которые мне встречались, невелика - 50 - 70 сантиметров. Около рифов и среди них кружится множество самых различных по цвету, размерам и форме рыб. Для охотника желаемой добычей является морской окунь. Он прячется в расщелинах и пещерах рифов. А ещё ставрида, лобо (рыба-попугай) и многие другие, названий которых не знаю.
ЗНАКОМСТВО С БАРРАКУДОЙ
При плавании в рыбных местах всегда встречаются барракуды, хищные рыбы, по виду - вылитые щуки. Они появляются вблизи плавающего как-то незаметно и неожиданно. В первую очередь их привлекает кровь подстреленной или раненой рыбы, присутствие которой они чувствуют на большом расстоянии, как и акулы. Некоторые искатели красивых раковин и кораллов, любующиеся подводным миром, встретив однажды барракуду, начинают панически её бояться. И есть отчего.
Помнится моё первое знакомство с этой красивой и смелой хищницей. Плавая возле рифов и выискивая, кого бы подстрелить, я вдруг почувствовал среди “голубого безмолвия”, пронизанного солнцем, что за мной как будто кто-то наблюдает. Так иногда бывает, когда едешь в общественном транспорте и чувствуешь на себе посторонний взгляд. Посмотрев в сторону, я увидел метрах в пяти от себя большую “щуку”, стоящую ко мне боком.
Вид был изумительный. Большая рыба, длиной не менее полутора метров, смотрела на меня строго одним глазом, челюсти её равномерно раскрывались и закрывались, заглатывая и перекачивая воду в жабры. Они работали, напоминая бесшумный насос, обнажая при этом ряд крупных и острых зубов.
Мне стало немножко не по себе от такой близости. Но я быстро справился, так как барракуда, а это была она, не выражала признаков агрессивности. Причин для этого не было, так как я тогда никакой добычи ещё не имел. Она просто некоторое время из любопытства, выжидая, сопровождала меня и также неожиданно исчезла, как и появилась.
ОХОТА НА МОРСКИХ ПОПУГАЕВ
Охотиться проще всего было на лобо, морских попугаев, которые раскрашены в серо-голубые цвета, по виду они чем-то напоминают карпов, но имеют чёрные клювообразные ротовые дуги, с помощью которых добывают пищу, соскабливая со скал, рифов, подводных образований всякую прилипшую мелкую растительность с подводной фауной. Держатся стайками, напоминающими в каком-то смысле пасущихся коров. Они относительно неповоротливы, подпускают к себе и их размеры достигают полуметра и более, что позволяет успешно целиться.
Постепенно приобретая навыки подводной охоты, я понял, что каким-то образом рыба, тебя окружающая, после первого выстрела, удачного или не очень, начинает держаться от охотника на расстоянии не ближе полёта гарпуна. Она начинает чувствовать безопасность расстояния. Для подводного охотника гоняться за лобо не особо достойное занятие, хотя всегда будет что-нибудь на обед.
Предпочтительней считается белая, а не цветная рыба и конечно, экземпляры большого размера. Мне более пяти килограммов рыб подстрелить не удалось. Это удел профессиональных рыбаков, которые работают попарно с лодок, куда сразу складывают добычу, чтобы не привлекать акул и барракуд. Кроме того, вдвоём можно рискнуть загарпунить крупную хищную рыбу, так как товарищ из пары поможет с ней справиться, загарпунив рыбу из своего ружья и взяв её на растяжки, не допуская сближения. Я же, как любитель подводной охоты, плавал в основном в одиночку и не пытался искать, а тем более стрелять в крупную и тем более неизвестную рыбу.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПОДВОДНОЙ ОХОТЕ
Позднее, познакомившись с кубинскими рыбаками-профессионалами, я узнал одно из правил поведения на подводной охоте, которому вначале следовал по наитию: в море не надо нападать на обитателей, которых не знаешь, которые тебе не нужны и которые сами на тебя могут напасть. Иные любители, соблазняясь из желания кого-нибудь безнаказанно подстрелить, могут сильно поплатиться за это. Те, которые стреляют ради адреналина. В морской среде это не только не этично, но и не безопасно.
ЗНАКОМСТВО С МУРЕНОЙ
Иногда проплывая над каменистым дном или около расщелины в рифах, видишь высунувшуюся морду мурены. Эта змееподобная хищница достигает двухметровой длины и вызывает страх своей зубастой пастью. Цвет её тёмно-серый, и она почти незаметна в неподвижном состоянии. Говорят, она может сильно поранить, защищаясь, или если её потревожат в её норе.
У меня был случай близкого знакомства с крупной муреной в 1988 году. В той поездке на Кубу в роли советника ректора горно-технологического университета в г. Моа, на востоке Атлантического побережья мы также по выходным всегда выезжали на пляж. С первой моей поездки на Кубу прошло 20 лет, и я не рассчитывал уже заниматься подводной охотой. Ни ружья, ни снаряжения, кроме маски, у меня не было. Но в группе был один мой коллега, у которого было ружьё, сам он не охотился и стремления к этому не имел. Однажды, соблазнившись, я попросил у него ружьё, чтобы поохотиться.
Пляж в Моа был на острове, протянувшемся длинной полосой вдоль берега. Туда желающих советских специалистов в определённое время по выходным отвозил баркас, небольшое судёнышко с кубриком и палубой, ограниченной фальшбортом. В кубрике были скамейки, и места всем хватало. Баркас до острова шёл медленным ходом, что занимало примерно 50 минут с маневрированием в местах стоянки. По прибытии на место все рассыпались вдоль песчаной прибрежной косы, выбирая любимые места. Растительность на острове была не густой, кустарниковой, но тень при желании можно было найти.
От песчаного пляжа открывался величественный вид на Атлантику, где вдали виднелась пенистая полоса, очерчивающая гряду рифов. Туда-то я и устремлялся, когда большинство нашей группы располагалось на берегу, купаясь и развлекаясь, кто как хотел.
Подплывая к рифу, я плыл вдоль него, выискивая добычу. Попадались рыбы разной величины, но были и крупные до нескольких килограммов. Интересно было преследовать лангустов, которые старались быстро укрыться в какой-нибудь расселине. Охота на них была неинтересной.
Однажды я стал преследовать крупную рыбу. Она всё никак не могла оказаться на расстоянии выстрела. И как будто играла и дразнила меня. Я плыл за ней. В какой-то момент она оказалась ближе ко мне, и я уже изготовился к выстрелу, но она юркнула за выступом рифа в расселину. Ширина её позволяла заглянуть внутрь, но протиснуться вглубь более чем на метр было невозможно из-за её сужения. Я заглянул туда и увидел стоящую на расстоянии выстрела рыбу. Она была хорошо видна, так как освещалась светом с другой стороны расселины, выходящей наружу. Я решил выстрелить, рассчитывая, что попаду, и вытяну добычу на гарпуне, прикреплённом к леске. Я промахнулся, лёжа на дне перед расселиной.
ПОТЕРЯ ГАРПУНА
Но хуже всего было то, что оторвался гарпун и остался лежать на дне расселины. Я его хорошо видел, но дотянуться до него не мог. В ином случае я бы плюнул и не стал возиться, но ружьё было не моё, и потеря гарпуна лежала на мне. Всплыв наверх и немного поразмыслив, я решил достать гарпун, втиснувшись, насколько это было возможно, в расселину, и зацепить его ружьём в вытянутой руке. Эту операцию возможно было осуществить, пока я находился под водой не более 2 минут, не дыша.
Я снова нырнул, глубина было не более 4 метров, стал, извиваясь, протискиваться в расселину и вытягивая как мог руку с ружьём. Казалось, что вот-вот ещё немного и я зацеплю гарпун. Каких-то 20 см! Но их не хватило. Воздуха в груди уже не доставало, я старался побыстрее вытолкнуть себя из расселины, чтобы всплыть.
И тут я увидел рядом с моим левым локтем торчащую из какой-то норы в стенке расселины большую голову мурены, холодно рассматривающую меня. Мне показалось, что мы смотрим друг на друга лицом к лицу. Это был взгляд с полным преимуществом своего положения, хозяина, приготовившегося защищать свой дом от незваного гостя. Нырять снова было бесполезно, и я поплыл к пляжу к своей компании.
Рифы от песчаной косы пляжа были довольно далеко и пока я плыл, в голову пришла мысль найти длинную палку с сучком на конце и снова вернуться на то место, где был потерян гарпун. Останавливала мысль снова встретиться с муреной. Но расстались в первый раз мы мирно, и я решил попытать счастья.
На берегу я быстро нашёл подходящую палку и снова поплыл на старое место. Найти его было не просто. Рифы, покрытые водой, когда они образуют гряду, снаружи кажутся одинаковыми. На них видна только вечно кипящая пена. Но мне повезло: нырнув, я сразу увидел расселину, где был потерян гарпун.
Оставалось только нырнуть и прилечь, протиснувшись в расселину, что я и сделал. Мурена была на месте, и она с любопытством высунула голову. Повернувшись на правый бок, чтобы как можно дальше отстраниться от морды мурены и одновременно поглядывая на неё, я вытянул правую руку с палкой в направлении гарпуна. Он был хорошо виден, благодаря блестящему белому цвету. Зацепить его палкой мне удалось не сразу. Он скользил и срывался с зацепа.
Нырять пришлось раза три и как-то подтаскивая к себе всё ближе гарпун, я даже забыл о мурене. Она вела себя смирно и дала мне возможность наконец ухватить гарпун рукой. Я в последний раз взглянул на соседку по расселине и радостно всплыл.
ОХОТА В ОДИНОЧКУ И ВСТРЕЧА С АКУЛОЙ
В наибольшей степени я увлекался подводной охотой в период первого приезда на Кубу. Однажды на пляже Касонель на побережье Карибского моря я охотился около рифов в одиночку. Уже вечерело и нужно было возвращаться на берег. Расстояние до пляжа было приличное.
Я плыл, таща на кукане несколько подстреленных рыб. Солнце клонилось к закату и находилось слева от меня. Вдруг что-то резко остановило меня, как будто кукан зацепился за какую-то преграду. Но море было открытым, и глубина ещё была приличной. Ничего не понимая, я повернул голову назад и стал вглядываться в то место, где должен находиться кукан, примерно 3 - 4 м.
Хорошенько разглядеть причину зацепа мешало солнце, но всё-таки я понял, что крупная хищная рыба вцепилась в кукан и в рыбу на нём и как цепная собака рвёт её, пытаясь завладеть добычей. Вокруг распространялось тёмное кровавое облако, что ещё больше возбуждало хищницу.
Это была молотковая акула длиной приблизительно 2,5 метра. Эти акулы очень агрессивны. Я не знал, что делать: то ли обрезать бечёвку кукана, то ли попытаться отогнать акулу выстрелом из ружья.
ПОМОЩЬ ОХОТНИКА-КУБИНЦА
Вдруг откуда ни возьмись, рядом со мной появился кубинец, видимо, тоже охотившийся поблизости. Он знаком показал мне, чтобы я передал ему ружьё. Своё у него было разряжено. К этому моменту акула решила атаковать нас и оказалась со стороны кубинца. Он успел выстрелить и попал ей в бок. Гарпун вонзился в её тело, но вошёл неглубоко. Было видно, как он вывернул небольшой кусок плоти и, не удержавшись в теле, упал вниз.
Рыба дёрнулась и, обогнув нас, пошла в нападение с моей стороны. К этому моменту мы находились спина к спине в круговой обороне. Зарядить ружьё кубинца времени не было. Акула шла на меня под острым углом. Мне просто пришлось успеть оттолкнуть её незаряженным ружьём. Больше попыток атаковать она не предпринимала. Она развернулась и оставила нас в покое.
Мы поменялись ружьями и поплыли к пляжу. Не знаю, как завершилась бы для меня эта история, не приди мне на помощь кубинец-охотник.
Свидетельство о публикации №126012901531
Прочла с большим интересом и удовольствием.
Прекрасный подарок вы подготовили с сестрой к юбилею вашего дяди, человека, достойного огромного уважения и почестей. Дай Бог ему крепкого здоровья и всего самого доброго в жизни!
Думается, что эта книга - великолепный подарок не только для него, но и для всех, кто будет читать её. Спасибо!
Обнимаю тебя сердцем.
Валентина Коркина 02.02.2026 20:29 Заявить о нарушении
Обнимаю тебя дорогая.
Татьяна Волковская 02.02.2026 23:17 Заявить о нарушении