Отрывок из новеллы Остаться собой
Вместе с семьей прибыл в поселок городского типа Промышленная, что в семидесяти километрах от Кемерово. Направили в отдельную роту, рота дислоцировалась в двадцати километрах от места проживания, в общежитии выделили комнату, на трех человек восемь квадратов, железную солдатскую кровать, пятьдесят на пятьдесят встроенный шкафчик и табурет, вот вся мебель. Спали с женой на холодном полу, на матрасе, между кроватью и коробками. Ротный передал самодельную плитку и одну алюминиевую солдатскую кастрюльку. Разделочной панелью и обеденным столом служили четыре коробки с личными вещами, полученными багажом, стояли не распакованными. А куда раскладывать? На единственную табуретку? Санузел, кран с холодной водой и раковиной, все в единственном экземпляре, на четыре семьи в общем коридоре. В баню ходили в выходные дни, два километра по темным улицам поселка. Утром за офицерами и прапорщиками приезжал «Трумэн» - ЗИЛ-157 с железной полуоткрытой будкой и поехали двадцать километров на службу, в район Заринского мясокомбината.
Назначили меня заместителем командира отдельной роты по политической части, провели ротацию, бывший до меня старший лейтенант чудил - будучи ответственным по подразделению, и увлекался алкоголем, а самое страшное для замполита, он не выполнил свои прямые обязанности, не сберег жизнь солдата. А рота огромная, подчиненных полторы сотни, прапорщики- матерые служаки, прошли огонь и медные трубы, солдатики со всего союза, по статистике двадцать семь национальностей, сержанты отслужившие полтора года, на молодых офицеров смотрели с недоверием. Мой армейский опыт: два года срочной службы, в те годы старшие товарищи нас, молодых солдат, называли чекистами, через шесть месяцев окончил учебную часть и командовал отделением- это десять пацанов, в военном училище был назначен командиром учебной группы, то есть заместителем командира взвода в звании старшего сержанта, в подчинении тридцать курсантов и того шесть лет руководящей работы. За это время я досконально изучил солдатский быт. Рота отдельная - ходили слухи, что отправляли в нее дослуживать провинившихся солдатиков и офицеров. Да ничего, еще и не то видывал, через полгода наладил работу общественных организаций: партбюро, комсомольской, женсовета, совета прапорщиков, солдатских активов. К новому году подчиненные придумали мне прозвище Мудрый. Я учился у подчиненных, овладевал новыми знаниями. Вспомним слова М.А. Булгакова в рассказе «Крещение поворотом»: «И тут произошла интересная вещь: все прежние темные места сделались совершенно понятными, словно налились светом, и здесь, при свете лампы, ночью, в глуши, я понял, что значит настоящее знание. «Большой опыт можно приобрести в деревне,-думал я, засыпая,-но только нужно читать, читать, больше… читать…». Вот так началась офицерская служба на просторах далекой Сибири выпускника Ленинградского высшего военно- политического училища, так взращивается и воспитывается офицерство. Уважаемые читатели, стержень армии закалялся в Дальневосточных краях, непролазных лесах Сибири и Урала, в вечной мерзлоте Севера. Офицер начинающий свой путь от рядового срочной службы до старшего офицера глубже понимает душу солдата, ценит место, где он преодолевает трудности службы, принимает не легкие решения и отвечает за них, ценит подчиненного, совершает меньше ошибок при принятии решения. Вот за такими солдат пойдет в бой не задумываясь, не будет сомневаться, что командир делает что - то не так и не то.
За год службы я был не однократно поощрен, в августе 1987г. меня перевели в штаб полка. Роту посещал заместитель командира полка, посмотреть на работу и оценить профессионализм молодых офицеров. Ему нравилось приезжать к нам с проверкой. Командир роты-капитан поднимался по службе - начинал рядовым, прапорщиком прошел краткосрочные курсы, получил первичное офицерское звание, вырос до ротного, крепкий хозяйственник и добросовестный служака, замполит роты – лейтенант, перспективный офицер. Ротный показывал учебные планы, расписание, конспекты офицеров и сержантов, лучший командир взвода проводил плановые занятия по боевой подготовке, на отлично. Дальше командир сопровождал своего начальника на охраняемые объекты, давал возможность побеседовать с солдатиками в карауле, да и накормит отменно, в отдельной - то роте и хозяйство свое, свиньи, куры, огород. Солдат шел на службу сытым и обученным. Замполит роты показывал образцово оформленные документы, наглядную агитацию. Бывало соберу актив- майор доволен, все по- деловому обсуждают ротные задачи, солдатики чистенькие, жалоб не имеют, задают грамотно вопросы...
25.01.2026г.
Свидетельство о публикации №126012509654
Иван Терёхин 05.02.2026 21:26 Заявить о нарушении
Виктор.
Виктор Брагин 2 05.02.2026 21:33 Заявить о нарушении