Мнимая оппозиционность советского рока

Те из читателей кто постарше, помнят, как обветшалый геронтократический советский режим гнобил и запрещал группы советского рока. Из этой справедливой посылки делается, как будто бы, закономерный вывод, о том, что и группы советского рока так же ненавидели коммунистический тоталитаризм и клеймили его в своих песнях.

Но так ли это?

Конечно нет. Если не считать маргинального андерграунда, вроде Сергея Жарикова или Егора Летова, остальные известные исполнители избегали в своих текстах прямых политических деклараций, а если и высказывались в этом смысле, то лишь языком аллегорий и туманных намеков. Они как бы и были против всего плохого и за все хорошее, но им не хотелось персонализировать Зло, комфортнее было обозначить его как нечто абстрактное и отвлеченное.

Наглядный пример такого подхода мы видим в известной песне гр. Наутилус Помпилиус «Скованные одной цепью». В песне описываются ужасающие детали несвободной жизни достойной пера Оруэлла. Только не сказано, что это такое вообще и где происходит.

Здесь суставы вялы, а пространства огромны.
Здесь составы смяли, чтобы сделать колонны.
Одни слова для кухонь, другие для улиц,
Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц,
И я держу равнение, даже целуясь,

Может быть, в песне описываются страдания жителей гетто где-то в ЮАР? Не исключено.

Или взять другую их известную песню «Шар цвета хаки».

Я вижу дым, но я здесь не был,
Я слышу дым, я чувствую гарь,
Я знать не хочу ту тварь,
Что спалит это небо!

И кто же эта тварь? Может быть, это американские милитаристы? Очень возможно. Мы тогда воспринимали эти тексты как аллюзию на брежневский СССР, а это оказалась фэнтезийная история про борьбу с абстрактным злом из актуальной истории государства Зурбаган.

Представляю такой диалог:
- Ваша политическая позиция?
- Танцевать веселые танцы с фигой в кармане.

Вот кажется, это был как раз тот случай.

Вдумчивый читатель на это возразит: а как же «Перемен» Цоя, или песня про мальчиков БГ «Я не знаю кому и зачем это нужно» и его же «Этот поезд в огне».
 
Давайте разбираться.

Песня про перемены, которая стала одним из символов престройки, имела эпичное, напористое и немного тревожное звучание, что совместно с героическими позами исполнителя и бескомпромисно задранным подбородком, создавало определенное настроение. Музыкальный ряд украшал гитарный риф, ритмическую структуру которого, можно было бы описать как "Тыгдым-тыгдым-тыгдым-тым-тым". Знакомый музыкант называл такую ритмику "тыгдымским конем".

В тексте говорится о том, что перемен требуют наши сердца, а также, наши глаза. Однако, сами мы перемен не требуем, а всего лишь ждем. Почему бы и не подождать? Ведь когда-нибудь он должен прийти - Добрый Царь? Наши отцы были ждунамии и нам завещали ими быть.

Песня про перемены выстрелила в фильме «Асса» и как теперь утверждают многие, ее трактовка в политическом смысле стала результатом контекста, в который ее поместил режиссер. В фильме кажется, что это чуть ли не политический лозунг, которым Цой призывает к бунту.

Сохранилось видео интервью В. Цоя где он сам определяет смысл песни: «Я не считаю «Перемены» «песней протеста»» и далее «Я не мог предположить, каков будет конечный результат, и отвечает за всё это только режиссёр».

Режиссер начудил, короче, а люди повелись.

Песня имеет ярко выраженную маршеобразность, но в качестве военного марша в современных реалиях, взяли другую песню, где текст более подходящий, тут тебе и  "группа крови на рукаве", и "пожелай мне удачи в бою", и "не остаться в этой траве", хотя нет, про траву давайте не будем, это просочилось что-то из более раннего творчества.
Действительно, было бы странно видеть марширующую роту солдат горланящих "Перемен! Мы ждем перемен!", пусть бы даже и имелись в виду перемены духовные, внутренние. Тут бы подправить немного текст и было бы хорошо. Например, какое-нибудь оружие упомянуть.

Миномет! Требуют наши сердца!
Миномет! Требуют наши глаза!
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен
Миномет! Мы ждём миномет!

Песня БГ про погибших [в Афганистане] мальчиков была написана вовсе и не БГ, в другом историческом моменте и про другое. Тут опять случились игры с контекстом, хотя именно этого БГ и добивался. В самой песне ничего про Афганистан не говорилось, а оригинальной авторской версии речь шла о жертвах гражданской войны.

То есть, перед цензорами БГ был чист, ничего откровенно крамольного в тексте не содержалось.

Тут мы снова возвращаемся к идее фиги в кармане. Это не то, чтобы прямая политическая деятельность в практическом аспекте, а что-то из серии - безопасно потроллить власть и получить бонусом имидж борца с системой

Теперь давайте поговорим о песне про поезд в огне.

«А люди, стрелявшие в наших отцов,
Строят планы на наших детей».

И кто эти ужасные люди, можно поинтересоваться? Имена у них есть? Или должности? Или политическая ориентация? Конечно, нет. Как мы помним по песне Наутилуса, Зло не должно персонализироваться или обретать реальные контуры. Это абстракция. Огромный черный пузырь размером с галактику, который магнетизирует нас (или тех из нас, кто поддастся) лучами чистого ЗЛА.

Еще в это песне мне нравится как автор стиов поднимается выше политических бурь и противоречий, он как бы объединяет палачей и жертв в одно целое. Ну да, начудили, конечно, но и жертвы были не во всем правы, и у палачей были свои резоны. Кажется, именно в тот период БГ всерьез намеревался объявить себя Богом, вот наверное, он с этой позиции и высказался. К счатью для него, умные люди  отговорили его от этой затеи (умные люди в погонах).

Но, по новым данным разведки,
Мы воевали сами с собой.

и

Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе.

Увязли, понимаешь, в борьбе сами с собой. Но сейчас уже все хорошо. Все наладилось, все помирились, пожали друг другу руки и разошлись по домам. Кто старое помянет, тому глаз вон! Невинно убиенные встанут из могил и вернуться к мирному труду у  станка или в колхозе за полновесный советский трудодень.

Макаревич.

Мне сейчас удивительно, что я был когда-то поклонником этого исполнителя. Ну сразу же слышно, что стихи у него графоманские, певец он никакой (бывает пение горловое, а бывает и носовое, как в этом случае), музыка вторична и сыграна звуком ресторанного ансамбля 80-х. Сейчас просто без слез не взглянуть на все это горе-творчество. Но тогда людям очень заходило.

Песня «Кого ты хотел удивить»

В ней Макаревич презрительно брюзжит по поводу движения хиппи, и в целом против «бунтарей».

Ты стал бунтарём, и дрогнула тьма,
Весь мир ты хотел изменить,
Но всех бунтарей ожидает тюрьма,
Кого ты хотел удивить?

Да, незачем все эти бунты, лишнее это. Живем ведь нормально, в целом.
Это песня точно не антисоветская. Готов съесть свою шляпу.

Еще был у него хит про скворца. Людям очень нравилась песня, танцевальная такая, во всех кабаках ее лабали. Многие не врубались в смысл. Че-то там про птичку. На самом деле песня выражала отношение Макаревича к эмиграции из СССР.

А он, чудак, не мог понять никак
Куда улетать, зачем его куда-то зовут
Если здесь его дом
Его песни, его родина тут

Действительно, зачем дергаться? Снялся в кино с самой Софией Ротару, на ТВ стали крутить. Жизнь налаживается! Если смотреть тексты Макаревича непредвзято, то создается образ никак не революционера или бунтаря, а скорее консерватора и человека, вполне лояльного советской власти. Самое удивительное в этой истории то, что Макаревичу довелось-таки хлебнуть эмигрантской похлебки, хотя в былые времена был даже принят при дворе. Судьба выкинула с ним хитрый крендель.

Была еще песенка про поворот. В ее тексте некоторые советские граждане видели намек на вихляние линии партии, хотя если такой намек и существовал, то не понятно - что в нем антисоветского или оппозиционного?

Ну, если это было про линию партии, то не очень понятно, как может желание или нежелание простого обывателя как-то повлиять на ситуацию. Если партия надумает повернуть, то она найдет убедительные для обывателя доводы двигаться в том же направлении (без учета его личного мнения на этот счет).

И в песне про марионеток находили политический подтекст. Бред какой-то.

Мне кажется, тут происходило вот что: из-за того, что власть прессовала так называемых рок-музыкантов, у них сложился ореол жертв режима и чуть ли ни диссидентов. И их адепты и поклонники естественным образом ждали от них каких-то высказываний или действий оппозиционного характера. А поскольку высказывались музыканты посредством создания песен, то в этих песнях народ и искал крамолу, и естественно, находил, в меру своей испорченности

Если уж копать так глубоко, то песенка из мюзикла про Мэрри Поппинс в этом смысле была еще более смелой.

Hо есть на свете ветер перемен
Он прилетит прогнав ветра измен
Развеет он когда придет пора
Ветра разлук обид ветра

Еще и с угрозой, мол вот ужо дождетесь, "придет пора".

Песенкой про эмигрантов отметилась и группа «Воскресенье». Обычной темой их песен были лирические описания депрессивных состояний рефлексирующего советского интеллегента, глубоко переживающего несовершенство мира и свое несовпадение с ним. Но тут они решили высказаться на общественно-политическую тематику.

За какими же новыми благами
Вольным - воля, спасенному - рай
Всё бегут, притворяясь бродягами
Пилигримы в неведомый край

Типа, каких тебе еще благ не хватает, собака? Все же есть! Мысль о том, что можно ехать за свободой не обсуждается и не упоминается. Эмигранты едут за колбасой, это всем известно. Предали нас из-за колбасы!

Что задумано, сделано, пройдено
Бросишь все, ни о чем не скорбя
Только где-то кончается Родина
Если Родина есть у тебя

Ой, как пахнуло пионэрской комнатой с протухвшим бюстом Ильича. Тоже ребята оказались лояльными родимой советской власти. Потому что Родина, в тот конкретный исторический момент был СССРом. Государством коммунистической диктатуры. Как пелось героями одного из романов Пелевина «Е*** я Родину такую». Фактически, позиция авторов песни ничем не отличалась от позиции ЦК КПСС и КГБ СССР по этому вопросу.

Оглянись на прощанье, и вот она
Под ногами чужая земля
То ли птицы летят перелетные
То ли крысы бегут с корабля

То есть Родина – это корабль. А те кто с него сбегают – крысы. Эйнштейн – крыса. И Фейхтвангер тоже. И Набоков. Ленин в эмиграции прожил 14-15 лет. Ленин – крыса? 

А в чем смысл оставаться крысе на тонущем корабле? Чтобы что?

Хотя действительно, сравнивать СССР с тонущим кораблем было крамолой наиболее яркой из всех тут приведенных образцов. Но это же не специально, надеюсь? Просто вырвалось.


Рецензии