Раскат Ленинградского салюта

                Здравствуйте, дорогие друзья!
             Вот и прошёл  уже 13-й, теперь уже имеющий статус городского, конкурс чтецов «Набат войны стучит в сердца» в любимом Доме культуры имени Маяковского родного посёлка Металлострой. Это значит, что каждый его участник через своё юное сердце пропустил боль жителей зажатого в кольцо Ленинграда  и почувствовал то счастье, когда пришла весть: нет больше блокады!  С 27 января 1944 года нет её больше…  Люди стали улыбаться…
Вспомним из Ольги Берггольц:
                Нас по улыбке узнают: нечастой,
                Но дружелюбной, ясной и простой.
                По вере в жизнь. По страшной жажде счастья.
                По доблестной привычке трудовой.
Мы, члены жюри, слушая юных конкурсантов со всего города, улыбались и плакали – когда читаются стихи искренне, невозможно оставаться равнодушными…  Участвовали школьники, которые  не имели отношения к художественному чтению, и те, кто почти профессионально занимаются в студиях и играют в народных театрах со всех концов города. Главное на сцене – душа. Искренняя, со-Чувствующая… Если стихи пропускаются через себя, трепещет сердце каждого зрителя, даже если он – член жюри… И, кажется, что голоса выступающего чувствуют и пролетающие в зимнем небе тяжёлые облака, и  мудрые деревья, многое повидавшие на своём веку, а наш дом культуры, становясь Дворцом Искреннего Слова, вносит свою лепту доброй чистоты в мир вокруг нас….   
Итак, подробнее о конкурсе.  Как всегда, наше добросердечное жюри старалось быть самым справедливым. Ну как можно определить победителя, когда мнения расходятся? Только по олимпийской системе. Знайте друзья: даже если вы не вошли в число призёров в своей возрастной категории, вы могли стать самым лучшим в оценке кого-то из членов жюри. Напоминаю о нашей системе определения победителей в конкурсе. Каждый из оценивающих в каждой возрастной категории выделяет трёх победителей: первое, второе и третье место, а если практически на том же уровне мастерства стоят ещё и другие конкурсанты, записывает их в графе «отметить», которая поможет определить лидера при одинаковом количестве баллов.
О  подсчёте результатов . За каждое первое место (максимально их может быть шесть – по количеству членов жюри) даётся три балла, за каждое второе место – два, за каждое третье место – один балл.
Итак, после окончания конкурса председатель жюри (в данном случае – я) собирает оценки своих коллег  и ведёт математические расчёты в таблицах по каждой возрастной категории… Работа довольно большая – у меня она занимает времени гораздо больше, чем идёт весь конкурс. Иногда прошу кого-нибудь из коллег проверить – не допустила ли я ошибку: к окончанию подсчётов цифры рябят перед глазами…  Мне кажется, что более честного способа оценки конкурса и быть не может, хотя конкурс – это всегда субъективно. У каждого свои вкусы: кто-то любит конфеты, кто-то бутерброды с колбасой, а кто-то, – это уже на генетическом уровне,  –  чёрный хлебушек с солью. Так происходит и при оценке артистов, поэтов, художников или музыкантов…
  От всего сердца и от лица жюри поздравляю и благодарю всех участников конкурса и педагогов, подготовивших ребят, всех работников родного ДК имени Маяковского, радушно встретивших всех причастных  к празднику, посвящённому 82-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.
Но, радуясь и ликуя, не могу не сказать и о некоторых горьких моментах.
Первое, что порой царапало слух и  сердце – использование материала низкого литературного уровня! Сколько замечательных поэтов, написавших стихи о войне кровью – своими душами… Предположим, что  современных  поэтов учителя и, – тем более! –  дети могут и не знать, но классиков военного слова – должны и обязаны… Не часто, но звучали настоящие стихи –  Юрия Воронова, Анатолия Молчанова, Александра Межирова, Роберта Рождественского…Прозвучало одно стихотворение Веры Инбер и очень мало – Ольги Берггольц!   Той, про которую  в 2000-м убирающая могилу поэтессы блокадница, сказала мне: «Без Ольги мы бы не выжили…»   
Из современных авторов было прочитано одно стихотворение Любови Федуновой – это порадовало меня и, думаю, весть о том, что её читают современные дети добавит к светлим улыбкам доброты её лица ещё одну;  услышали члены жюри и  стихотворение нашего товарища, Станислава Сандалова, а также ставшее уже традиционным «Мне повезло, я позже родилась» Ольги Аникеевой. Это радует. Помнится, что Ольга удивлённо говорила мне, что это своё стихотворение не считала самым удачным. Но горько и больно, когда конкурсант замечательно читает слабые стихи, тем более – предлинные, вдруг понимаешь, что взято для конкурса первое попавшееся из интернетовской свалки стихотворение, которое не может тронуть сердце, которое словесным мусором заслоняет жемчужные зёрна настоящей поэзии… 
Теперь о беде и почти катастрофе. Во всех возрастных категориях  конкурсанты многочисленны. За исключением одной. Среди учащихся 9-11х классов было зарегистрировано только три заявки, а приняли участие в конкурсе только двое.  Это –  трагедия… Не шучу. Где, как и почему мы теряем заинтересованность участия детей в конкурсах, подобных нашему? Когда иссекают роднички со-чувствия и со-переживания? Из-за чего? Из-за уровня культуры и образования? Или из-за фальши и равнодушия взрослых?..
Что посеем в подрастающее поколение, то и пожнём – причём, пожнут не только сеятели, но и последующие поколения…
Но улыбнусь, вспоминая выступающих данной возрастной категории: греет душеньку то обстоятельство, что двое её участников победителями стали не потому, что не с кем было соревноваться –  они победители настоящие, истинные! Тронули до слёз их существования в читаемых произведениях. Интересно, что при оценке работы ... Надежды, выступления которой я помню ещё с её детсадовского возраста,  два члена жюри отдали первое место ей, а четыре – присудили второе, причём один из этих четырёх долго колебался, выбирая между двумя претендентами на первое и второе места; второй участник – ... Тимур, получил от членов жюри четыре первых места и два вторых. Легко подсчитать, что отдай предпочтение колеблющийся судья Надежде, они набрали бы равное количество баллов. Такова конкуренция, эмоциональный накал и уровень мастерства. Спасибо ребятам, их учителям и родителям! Спасибо! Надеюсь, страстно надеюсь, что в  этой категории выступающих будет больше, а наша память и память следующих поколений будет делать мир крепче, чище, и, значит, Добро в неутихающей войне со Злом одержит Победу! 
Праздник же Ленинградской Победы –  и мой личный праздник: моя мама с бабушкой – единственные из нашего рода, выжившие  в блокаду, поэтому закончу статью строчками из Ольги Берггольц:

…И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобождённый Ленинград!

…Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
— Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!

А та зима… Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек —
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской —
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
— Ты проиграл войну, палач,
едва занёс на город руку!

Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступлённою мечтой,
что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!

О. Берггольц, "Ленинградский салют", 1944 г.

                Ольга Нефёдова-Грунтова (Константинова О. Н),
                председатель жюри, член Союза писателей России
22.01.26
Афиша ДК им Маяковского, Металлострой, 2026 год
Примечание: фамилии ребят пропущены неслучайно


Рецензии