Осенний променад

               
               
Теплый сентябрьский день.  Безоблачное голубое небо, светит яркое солнце, легкий ветерок колышет на деревьях пожелтевшие листочки. Чудесный день! Как не отдохнуть, неспешно, ради
удовольствия, совершить променад по знакомым улицам родного города Иркутска.
 Я живу на левом берегу, прекрасной сибирской реки Ангары, на Глазковской горе,  где из окон третьего этажа  моего дома,   виден правый берег реки, набережная, центр города, с его церквями  и куполами, которые переливаются  золотом от солнечного света,
а дальше виднеется  Родищенская гора, которая раньше была покрыта хвойным лесом, а сейчас, там возвышаются многоэтажные дома.
У  подножья нашей горы, по берегу реки Ангара бегут пассажирские скорые поезда, Электрички, а с вокзала в тихую
погоду, раньше был слышен голос диктора, вещавшего о прибытии очередного поезда.
Как не прогуляться?  Как не подышать свежим речным воздухом?
По стечению обстоятельств, я не поехала на дачу в этот день и решила совершить необычный для меня променад.
Переехав Ангарский мост на автобусе, я пошла по набережной, подхожу к тому месту, где раньше был причал, от которого вниз по течению реки уходили  пароходы и речные трамваи. Передо мной всплыли воспоминания  причала девяностых годов, которого сейчас нет,  когда мой сын начинал свой творческий путь.  Времена были не легкие, надо было зарабатывать на жизнь, играя,  вечером на причале для отдыхающих, на синтезаторе, который сочетал в себе пианино, саксофон, скрипку  и другие музыкальные инструменты.
Меня всегда охватывал соблазн пойти на причал, посмотреть и послушать, как он играет? Но, это было позднее время.
 Иду дальше, справа  вижу  реставрированные, знаменитые 


Курбатовские  Бани, в которые мы с мамой ходили мыться, а так же  ее сестра – моя тетя. Почему так далеко от дома ходили, и видимо пешком? Ответить мне сейчас трудно. Помню, что в бане были отдельные номера с ванной, душем и сухим паром.  Курбатовские бани были построены, как народные бани, славились буфетом и  «Жигулевским» пивом.
Идя по набережной, я подошла к ограде, отделявшей набережную от берега реки, полюбовалась  утками, которых так много на реке. Они ныряли вглубь чистейшей голубой воды, выходили на берег, беря угощения от любителей прогулки по набережной.
Обратила внимание на  двух женщин в парандже - это
 одежда, представляющая  собой халат, с длинными ложными рукавами,  с закрывающей лицо волосяной сеткой – чачван -
одежда, женщин из мусульманских стран.  В нашей Сибири
они смотрелись немного странно, на что, обращали внимание
прохожие.
Дальше на моем пути высится современное здание.
Это здание Городского перинатального Центра – Роддом, в котором родились мои правнуки - крепкие здоровые малыши,
 для меня они были как диво – дивное, курносые, с открытыми глазками, смотревшие на мир с удивлением.
Родились они от двух внучек с разницей год – девочка и мальчик. Умные, смекалистые, очень развитые дети, учатся во втором и третьем классах.
Выхожу на улицу Чкалова, недалеко от Сквера Кирова, находится Областное Статуправление, в котором моя подруга – однокурсница проработала начальником отдела более 40 лет, ухмылка берет меня –  ведь в это управление Я много лет носила годовые отчеты Областных строительных организаций.
Воспоминания! Восторг! Смятение от того, что я подхожу к зданию Областной администрации, где я ведущий экономист, занималась
приватизацией предприятий несколько лет.
Вот и площадь Сперанского – метаморфоза, то военный парад, то отряд барабанщиц, то Бессмертный полк, то Джазовый фестиваль,
то Хор Турецкого, а еще, сколько праздников в году?


Улица Ленина. Художественный музей, прекрасное здание, бывшая картинная галерея, принадлежавшая городскому голове В.П.Сукачеву, а в 1939 году  на его базе  был создан Иркутский Художественный музей, который занимает видное место среди музеев страны. В нем хранятся картины крупнейших русских художников. Здесь и портреты, пейзажи, натюрморты, можно рассмотреть на полотне АСПИД – коралловую змею, а, что? Все возможно!
О! Нонсенс! Какая оказия! Сегодня нашла газету «Мои года» за октябрь 2023 года, в ней статья, читаю:
«В сентябре в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева проходила 4-я Международная  научно – практическая конференция» Сукачевские чтения. Музей – художник – город».  В ней приняла участие, знающая свое дело, интереснейший рассказчик и экскурсовод Терновая Ирина Ивановна».
Ирина Ивановна! Она  знакома нам  - слушателям   Школы.
Проводила видео показ -  экскурсию, а сейчас  ведет танцевальный класс.
За Художественным музеем, большое здание Авиационного техникума. Какие приятные воспоминания юности! Там учились мои друзья, была очень теплая дружная компания - танцы, прогулки, первые поцелуи, бесполезное сватовство, разговоры, порой несли всякую ахинею, смеялись, обнимались и парами расходились по домам.
Продолжаю свой променад.
На углу улиц  Ленина и Горького небольшой сквер, с памятником Максиму Горькому.  Как преобразился этот скверик!
 Поставлены скамейки -  очень удобные, посажены цветы, получилось красивое место отдыха.
И, опять оказия! Оторопь  берет! На скамейке сидит наш знаменитый Иркутский поэт, пишущий в стиле Верлибр (свободный стих) – это форма стихотворения не имеет строгих правил рифмы,



метра и ритма. Он отличается от прозы только делением на строки,
которые могут быть разной длины, и строится на интонационной и синтаксической основе.
Внешний вид этого поэта впечатляет – немного неряшливый, но на голове всегда бархатный, черный,  большой берет – это его Имидж,
он всегда и везде узнаваем.
Я присела на скамейку отдохнуть, повспоминать. А вспомнить есть что! Напротив этого скверика, на противоположном углу улиц, в доме на третьем этаже жила моя подруга – однокурсница, а на другой стороне улицы  Горького, другая подруга, тоже однокурсница. Мы были очень дружными, и все Юбилейные даты окончания института отмечали все вместе.  Двадцатилетний Юбилей мы отмечали у подруги, которая жила по улице Горького, а Пятидесятилетний Юбилей в Кафе родного Института, опять же не далеко, в доме, который находился во дворе института
напротив сквера.
Я долго сидела на скамье, не дошла до нашего Института Народного Хозяйства, который переименован в Байкальский Университет.
Устала.
Погода сопутствовала моей прогулке, теплый осенний ветерок ласкал мои волосы, лицо. Листва на деревьях в сквере о чем – то шептала, показывая свой осенний нрав, а цветы на клумбе цвели
 яркими расцветками, предчувствуя скорое увядание, скорое окончание осени.
Годы прошли! Все меняется! Нет в живых моих подруг, остался только дом с балконом, на который нет выхода из квартиры. Институт, который переименован, нет остановки трамвая на углу улиц Ленина и Карла Маркса, рядом с Институтом.
Остались одни воспоминания!
 Постскриптум:   Моя прогулка  - Осенний променад закончен!
 «Воспоминания тревожат душу», такая фраза звучит в одном из   моих стихотворений, но, как жить без воспоминаний, без прошедшей любви. Жизнь продолжается с новой силой, с новыми  эмоциями, с творческим вдохновением!           20 ноября 2025г.               
 


Рецензии