Соратник Головкин

ИССЛЕДУЯ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, КОНЕЧНО ЖЕ НЕВОЗМОЖНО НЕ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ЛИЧНОСТИ ГОЛОВКИНА
ГОЛОВКИН, СОРАТНИК пЕТРА пЕРВОГО И ПЕРВОЕ ЕГО УПОМИНАНИЕ в пЕТЕРБУРГЕ - ЭТО СТРОИТЕЛЬСТВО  пЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ. иМЕННО Головкин заведовал строительством третьего бастиона, после императорского и меньшиковского
 . оБХОДФЯ КРЕПОСТЬ ДОЗОРОМ и ВЫЙДЯ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛЫ ПОПАДАЕШЬ в удивительный мир особой сердечности высоты и чистоты душевной . Большая иощенная площадь с трёх сторон окружённая бастионом - напротив Нева им музей Артилерии, разделенный вековыми то ли дубами то ли тополями
- ОСОБАЯ АУРА, АТМОСФЕРА ИМПЕРСКОЙ рОССИИ. чУВСТВО НЕВЕРОЯТНОЕ. кОНЕЧНО ЖЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОБОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЧЕЛОВЕКЕ, СЕРДЦЕ КОТОРОГО БЬЕТСЯ ЗДЕСЬ ДО СИХ ПОР. иНТЕРНЕТ НЕ ПОРАДОВАЛ. зНАЯ ЕГО СКЛОННОСТЬ С КАЗЕННОМУ ФОРМАТУ, ПОЗВОЛЮ СЕБЕ НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С ЕГО ВЕРДИКТОМ. кСТАТИ - гОЛОВКИН БЫЛ В ССЫЛКЕ В сИБИРИ, КУДА ПОПАЛ УЖЕ БОЛЬНЫМ, не тлькл физически, но и психически, И ОЧЕНЬ ТАМ УКРЕПИЛ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ и продолжал уже в почтительном преклонном возрасте службу монархии еще при трех правителях. Потрясающая личность.

Гавриил Иванович Головкин 660–1734) — выдающийся дипломат, первый канцлер Российской империи, «первый кабинет-министр», сподвижник Петра с юных лет, работавший с ним на верфях в Саардаме, сменивший Фёдора Головина во главе Посольского приказа, а затем ставший президентом Коллегии иностранных дел и фактическим руководителем внешней политики России.
Был родственником матери Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина  С 1677 года состоял при царевиче Петре Алексеевиче сначала стольником, а впоследствии верховным постельничим. Во время стрелецкого бунта увёз царевича в Троицкий монастырь, после чего пользовался постоянным его доверием. В 1689 году в его ведение перешла Царская мастерская палата.
С 1709 года и до конца жизни — государственный канцлер, возглавлял внешнюю политику страны.
Грамотой римского императора Иосифа I, от 1707 года, президент посольских дел Гавриил Иванович Головкин возведён, с нисходящим его потомством, в графское Священной Римской империи достоинство. Указом, от 15 (26) июля 1709 года, государственный канцлер, Священной Римской империи граф Гавриил Иванович Головкин возведён, с нисходящим его потомством, в графское Российского царства достоинство.

Головкин до самой смерти Петра продолжал курировать русскую дипломатию, хотя дела велись коллегиально вместе с Шафировым под общим руководством монарха. В переписке «великий канцлер» сохранял с царём былой наставнический тон. В общей сложности за канцлерство Головкина было заключено 55 международных договоров, причём Амстердамский трактат (1717) он подписал лично. После Ништадтского мира от имени Правительствующего сената просил Петра принять титул «Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского».

В 1713 г. царь поручил Головкину заняться искоренением казнокрадства при распределении подрядов (государственного заказа). Как показало разбирательство, подряды на поставку провианта заключались по завышенным ценам и оформлялись на подставных лиц. Это приводило к незаконному обогащению и ряда других петровских сподвижников, среди которых фигурировал и сам ГоловкинГавриил Головкин был искусным царедворцем, сумевшим сохранить высокое положение и влиять на государственные дела при нескольких правителях после Петра Великого, несмотря на свою известную скупость. После смерти Петра II уничтожил акт о престолонаследии, чем поддержал восхождение Анны Иоанновны на престол.
 
В своих записках испанский посол герцог Лирийский сообщает о нём:
...Старец почтенный во всех отношениях, осторожный и скромный; с образованностию и здравым рассудком соединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество и хотя был привязан к старине, но не отвергал и введения новых обычаев, если видел, что они полезны; был привязан к своим государям, и его подкупить было невозможно, посему-то он держался при всех государях и в самых затруднительных обстоятельствах, потому что упрекнуть его нельзя было ни в чем.

Голштинский посланник Берхгольц оставил следующее свидетельство: «Головкин — высокий, очень худой человек, одевающийся как можно хуже, почти как лицо низшего сословия; он чаще всего носит старый костюм серого цвета». Главным украшением его дворца, по словам Берхгольца, был висевший на стене «огромный светло-русый парик», который канцлер из скупости надевал только по праздникам, рассказывая, что сын привёз его из-за границы вопреки отцовской воле. «Можно бы ещё много рассказать про его скаредность и, если он не превосходит „Скупца“ из французской комедии, то во всяком случае может с ним сравниться.


Рецензии