С искренним приветом!
С ИСКРЕННИМ ПРИВЕТОМ…
Уважаемый автор Николай Соколов! Пишет Вам женщина 39-ти лет, с высшим гуманитарным образованием, безработная с 1987 года, одинокая мать восьмилетнего сына, одна из многих наших нищих и полунищих людей.
Пишу в ответ на прочитанную в № 49 за 7.12.90 г. «Литературной России» Вашу статью «У мира на задворках», которая, во многом, противоречит моим собственным нынешним мыслям на тему, затронутую Вами: переходить ли к рынку, когда и как, дабы народ не загинул от «шоковой терапии», и т.п.?
Мне думается, что шоковую терапию мы и так уже переживаем в последние два года, перепуганные слухами и попытками повышения цен на абсолютно все товары, а теперь ещё - напуганные полу-голодом наших детей, и талантливейшими способностями перестраховаться у собственной отечественной мафии.
Перечитав Ваши заметки, я подумала, что все, предложенные Вами мероприятия чрезвычайного экономического положения, не приведут ни к каким результатам, т. к. кем-то опять предлагаются меры, когда - кто-то что-то должен делать и предпринимать, чтобы накормить остальных. Сразу возникает вопрос: а почему бы не попробовать каждому самому накормить себя?
Моё мнение, сразу замечу, выстрадано четырьмя годами безработицы, и полу-нищеты, иное.
Я, не умеючи найти себе применения в обществе, т.е., фактически потеряв специальность, веру в необходимость моего труда для других людей (для общества, как идеально учили нас тому прежде!), - и что, через некоторый период времени, неизбежно настигнет каждого из будущих российских безработных, когда они войдут в «шкуру лишних»,
- так вот, я ныне, в течение последних четырёх лет, усиленно ищу варианты, за счёт чего я и мой ребёнок могли бы выжить. (Пока же перебиваемся случайными заработками, дилетантски переквалифицировавшись, кормлюсь, отнюдь, не за счёт своего высшего образования).
Так вот, поиски этого пути для конкретно моей семьи (знаю, и многих-многих иных бедствующих), при надвигающейся экономической катастрофе, вижу в одном – в необходимости иметь клочок земли, с которого собственными силами и пытаться кормиться.
Вышел закон о земле, и я с ним ознакомилась, но не нашла там положения, касающегося каждого из нас, всех таких, как я, например. Т.е., в нём речь идёт о крестьянах, чаще фермерах, которым предполагают давать землю, сколько испросят, и т.п.
Мне думается, что-то упустили в нём депутаты. Что именно? Скажем, станут давать землю будущим фермерам, т.е. людям, способным компетентно на ней хозяйствовать. Значит, и земли дадут много, десятки-сотни гектаров.
Ну, а как быть с нами, городскими и полугородскими людьми, имеющими государственные квартиры, но желающими ещё иметь небольшой участок в деревне, и дом на том участке (не обязательно крохотную дачку - именно полноценный деревенский дом, собственное владение, на тех же правах, на каких доныне (до нового закона) имели сельские жители?
Каким простым, перспективным, мудрым представляется мне такой путь! (Именно этот!) Возрождения и деревни, и вообще русского человека, и класса крестьянства, возможно, тоже. (Хотя слово «класс» в этом значении, в социальном плане, – не признаю, всё это условные деления. Сословие – да, классы - из области марксизма, к чему давно уже нет доверия).
Сразу высказываю соображения, почему этот путь мудр и прост. Во-первых, почти каждая семья будет иметь возможность питаться с собственного огорода и сада, а это уже путь выживания для каждого, сегодня неимущего, а, значит, и для обогащения страны в целом, того рынка, к которому ныне стремятся (с точки зрения насыщения сельскохозяйственной продукцией).
Во-вторых, в некотором количестве решится проблема безквартирных (а, значит. – бездомных), которая в ином случае вскоре будет очень остра. Меньше станет общежитий, где у нас многие проживают в чудовищныхсусловиях чуть ли не до старости.
В-третьих, это наполнит жизнью деревни, а. значит, – ускорит их обустройство, - дороги, социальную сферу. Горожане принесут (вернее, вернут ей, деревне) и культурную жизнь, в чём я не сомневаюсь, хотя скептики усмехнутся, - пародию, дескать, на культуру. Но я, таки, верю в русского человека и его лучшие начала, которые с возвратом на землю только укрепятся.
В-четвёртых, это вернёт к нормальной энергичной жизни наших, оторванных от всяких (кроме производственных) дел и забот, мужчин, у которых от жизни, «стреноженной двумя комнатами госквартиры, атрофировались многие качества главы семейства, хозяйственного человека.
Что, в том числе, оторвёт многих из них от тупой, бессмысленной, апатичной или алкогольной жизни. От тех самых дурных привычек, о которых у нас принято так много говорить.
Попробуйте переубедить меня в преимуществах такого подхода к нашему ближайшему будущему. Кажется, мой план напоминает в чём-то столыпинский? Не знаю, знакома с ним поверхностно. (Хотя мой дед был из беднейших казаков, перебравшихся в начале века с Кубани в североказахстанские степи. К 17-му году, видать, так и не разбогатевший, ибо ещё в период жандармов примкнул к большевикам, и даже вышел в некоторые руководители в их рядах. Но это – к слову).
Вопрос в том, как всё это осуществить, чтобы, скажем, всё получалось справедливо, а не так, что наиболее ловкие опять всех обскачут, - и два дома в деревнях построят, и спекульнут, и т.п. Всё это можно продумать и предусмотреть.
Например: разрешить горожанам, прописанным в определённых городах (городках, посёлках) брать участки (назовём их хоть дачными, как угодно), или покупать старые, пустующие дома с участками в близлежащих сёлах, скажем, в радиусе трёхсот километров.
Выбор – по личному усмотрению (подав заявление в соответствующий сельский Совет. Это могут сделать даже коллективы предприятий через своих уполномоченных лиц). Решают вопрос - только сельские Советы, дать или не дать, и на каких условиях.
Давать землю (не знаю, сколько, - десять – пятнадцать соток, например, на семью) только бесплатно, но заключив, допустим, договор пользования о том, что данная семья в первые два года владения участком – участвует в обустройстве села, - делает взносы на постройку общезначимых объектов: дорог, моста ли, магазина, и т.п.; либо сдаёт часть сельхозпродукции с участка в местный кооператив, и т.п.
Давать землю сначала, скажем, на два десятка лет, опять же – во владение без права продавать или дарить, но с правом передачи в пользование членам семьи, с кем совместно вели хозяйство (детям, жене, мужу, сестре, брату, родителям), - в случае смерти главы или другого члена семьи, заключившего договор. По окончании этого периода (двадцати лет), семья имеет право оформить в собственное владение данный участок со всеми постройками на нём, с правом передачи по наследству (в законном порядке).
С целью исключения случаев ловкачества, когда кто-то захочет взять в двух-трёх местах участки, построит дома и станет сдавать их кому-то в наём на спекулятивных началах, - следует завести такое же правило, как, например, существует о прописке: в спецпаспорте на землю, при покупке дома или получении участка в сельской местности, – прописываются все правила владения, пользования и т.д., со ссылками на статьи закона о том, где оговорено, что человек или семья имеют право на получение только одного участка в сельской местности (на данных условиях), И ставятся отметки о договоре или расторжении его, о передаче в собственность, с указанием территориального адреса, размера, свойств земли (согласно кадастра, и т.п.).
Мне кажется, такая программа - долгосрочная. И единственно возможная (способная) удержать дальнейшее падение нашего общества до уровня нынешней заграничной западной безработицы, бездомности, бездуховности. Это коснётся определённых слоёв общества, жителей российских деревень, думаю, в первую очередь, т.к. сегодня именно они, похоже, более других «выпадают» из задач «перестройки и ускорения».
Кроме того, меня ввергает в ужас нынешняя экономическая политика правительства, точнее сказать- «политика ценообразования», о которой упомянули и Вы в начале заметок, которая даст возможность производителям и торгашам сорок процентов продукции реализовывать по договорным ценам.
Только окончательно безмозглое правительство может принимать такие постановления. Исключительно - безмозглое или обессилевшее под воздействием хозяйственной чехарды нынешних дней.
Разве кому-то сегодня не ясно, что это означает? А означает, что не сорок, а все 90% этой продукции будет на рынке по договорным ценам, и лишь десять процентов - для пускания пыли в глаза всем нам, покупателям, - будут кое-как, со скрипом, поступать в наши магазины по фиксированным государственным ценам.
Разве мы не видим, не понимаем, что быстрее и ловчее всех в ситуации перестройки «перестроились» именно торговая мафия и сращённые с ней структуры? Причём, по сути – узаконенность погони за большим рублём втянула в ряды мафиози всю систему торговли, вплоть до младших продавцов. Уже наблюдается развращение «привилегированностью» положения одних над другими.
Вся эта система (как и введение предлагаемых карточек, и поддержанное вами) не даёт ничего народу, кроме обмана, иллюзий упований на справедливость, нервотрёпки от бестолкового бегания по магазинам в поисках товаров и продуктов по госценам. Это – непременно приведёт к жуткой озлобленности людей, увеличению смертей больных, пожилых, и т.д.
Думаю, такая система будет ненамного лучше той, «шоковой терапии», о которой ныне так много поговаривают наши экономисты-межрегионалы.
Так что предложения союзного правительства хоть и компромиссны, но малопривлекательны для простых людей. Ведь мы уже имеем собственный опыт отоваривания талонов на продукты (от количества которых уже распух бумажник, но купить на них даже 300 граммов конфет ребёнку невозможно: товары отсутствуют!
В сердцах восклицаю: - Вас бы, товарищи из правительства, товарища президента, – в наши бы шкуры, и на то питание, каким довольствуются ныне наши дети!)
Но здесь оговорюсь. Несколько лет назад, более, чем ныне, внимания уделялось во всякого рода статьях и теледебатах вопросам о будущем обустройстве нашей экономики; помнится, у них в статьях и устах то и дело звучало немало предложений о карточках и талонах?
У кого именно? Чаще других ратовал за них Г. Попов. Уже тогда он предлагал эту систему вводить не в экспериментальном порядке где-либо в регионе, а повсеместно в стране. Кажется, не отказывается от неё и поныне?
А вот во мне, к примеру, уже тогда данное предложение вызывало внутреннее противостояние, хотя ещё и мало-определённое, интуитивное, пожалуй, - а ныне подтверждённое реальностью в своей правоте и правомерности.
Многие опротестовывали это предложение Попова. (Помнится, и «Литературная Россия» в своих публикациях тоже). А вот реальность сложилась прямо как под его дирижёрством! Или был, всё-таки, некий тайный комитет у демократов, который вёл всех нас к пустым талонам и карточкам?*
Не потому ли находили на свалках тонны мясных изделий, туш, а то и мыльно-моющих средств, и т.п.? Не потому ли в столице враз, одновременно, вдруг закрывались на ремонт сорок пекарен? Десятки кафе, все столовые? И т.д.
Дабы, всё-таки, привести нас к безысходности, к милостивым посылкам Запада, к массовому эмоциональному брожению, а, отнюдь, ни к деловым решениям, способным обустроить Россию так, чтобы самой бессильной, убогой старухе в самой глухой деревушке стало бы не хуже, а лучше жить в окружении благожелательных, а не озвереваюших, деградирующих соотечественников.
Признаюсь, поначалу вычитываемые в журналах экономические программы именно Г. Попова (вероятно, наиболее выразительные из многих прочих) натолкнули ещё года три тому назад на мысль – что вся данная политика вытолкнет всех нас в деревни, за куском земли, чтобы выжить. (Другие пути при массовой безработице в условиях экономического кризиса мне, к примеру, не виделись.)
И та программа - вроде как раздражала. Опять - нас в рабы, в кухарки, в наёмные работники. Ныне же я думаю – кабы и впрямь это осуществилось, при поддержке правительства республики, его нового земельного (или иного) закона, – да, это был бы лучший выход для многоземельной, да, - неухоженной России. Для её народов, для деградирующей части населения (алкоголиков, бездомных, безработных).
А приучение детей с ранних лет к труду – на собственной усадьбе – это не плюс ли к тем пяти плюсам, которые я называла выше, - в семьи, т.е. - к семейным, воспитательным делам? А, оставляющие всё более свои производственные дела и возвращающиеся в семьи, матери, - это ли не плюс? Да одно это – возврат матери в семью даст падение подростковой, молодёжной преступности в стране - на все 80%!
…Неужели кому-то видится более благополучный путь продажи или полу-продажи наших земель западным бизнесменам? Жуткое заблуждение, погоня за сиюминутными выгодами, пренебрежение судьбами всех нас, за исключением дельцов, наживающихся на наших же горбах путём казнокрадства, приписок, мафиозных сделок.
Правительству, не разумеющему это, доверять страшно. Его надо гнать немедленно, а не упрашивать об отставке.
…И последнее. Рядом с Вашей статьёй, тут же, в «Литературной России», на 16 странице, опубликована статья о Кувейте, Ираке и прочем. В ней упоминается, что в маленьком Кувейте, благодаря нефтяным запасам, каждый местный – богач, а работают на них – наёмные иностранные рабочие. Причём, кувейтцы уже рождаются богачами за счёт природных богатств.
Да какой же мудрый народ, этот кувейтец! – хочется воскликнуть мне! Как же умело распорядился он данными ему богатствами! Странно, а Россия - беднее ли? Основное, самое большое, доступное всем у нас богатство, – земля-то!
Самой природой, вроде бы, щедро наделены мы возможностью жить безбедно. Плодить не нищих, но владеющих и правом, и собственностью детей-наследников? (И, кажется, в международных законах о правах человека – это подчёркнуто для непонятливых?)
Но нет же, выбитые из колеи в 17-м и последующими годами, мы, фактически, и не делаем шага к возврату, возрождению того лучшего, что было в прежней России. И, слышу, не продают в заброшенных деревнях домишек горожанам. Разве только брёвна на слом. Полное равнодушие одних, какие-то корыстные помыслы других, недомыслие третьих (из законодателей и правителей), - и полу-обездоленная нация - в итоге.
…И куда мчится тройка – Русь? – всё чаще задаём мы себе вопрос Гоголя, да всё больше страшимся ответа, - не раздавит ли нас в бездумной, пусто-суетливой скачке?
И, как видим, кроме Господа Бога, уповать более в государстве не на кого. Неужто так? Распутин, Белов, Астафьев, - мало, плохо слышит вас народ, совсем не слышат правители.
А ведь правда за вами. Мудрость, провидение, искренняя забота о несправедливо ограбленном народе. Но почему так тонки ваши голоса, не конкретны программы, не объединены усилия? А ведь есть на чём настаивать, и именно теперь, в данных условиях, не теряя времени.
Ответьте мне, пожалуйста, бедной русской матроне, растящей сына – для какой – жизни?
- Радуйтесь! – призывал Христос мирян. А мы? А наши дети? И всё - по траектории, начертанной Троцким? Сталиным? Хрущёвым? Абалкиным? Поповым? Кем-то безымянным?
Но хотелось бы, чтобы правительство, законодатели прислушивались к истинным защитникам народа русского, к искреннему, живому, заботливому слову писателей, названных выше, их коллегам-единомышленникам, действительно вышедших из народа и не променявших родных городов и селений на столичный уют.
Созданный руками всё того же, презираемого ими народа, - для иных, гримасничающих, преуспевающих журналистов-демагогов, горлопанов-поэтов, преуспевающих и весьма дорожащих сим уютом, и за ним уже не видящим русской земли такою, как она есть на самом деле. (Не дописано)
(Декабрь 1990?)
__________________________________________________
Примечания автора от 11.11.14:
*Позднее этот опыт о пустых бирюльках так искусно использует в своих авантюрах подлец Чубайс и еже с ним, продавая нам за 25 рублей «пустые пустышки» ваучеры, которые, со временем, разными путями, и выудят у нас обратно, ибо лишь они, «приватизаторы», знали все правила задуманной ими же «игры в ваучер».
Т.е., дальнейшая реальность доказала наличие заговоров в деятельности всех этих мудаков-перестройщиков. А позднее, как известно, пошли и прочие разоблачения, и признания о том и самих американцев, участвовавших во всех этих «манёврах» экономического, как и географического развала страны.
В. Лефтерова ___________________________________________________
______________________________________________
Опубликовано в Инете - 20.01.2026.
Текст – 8 страниц комп. набора, шрифт № 14.
__________________________________________________________
Свидетельство о публикации №126012003538