В чем застану, в том и сужу
в какой день придет Господин ваш
(МФ. 24; 42).
Древняя аграфа помещённая в заголовке настоящего рассуждения традиционно понималась так, что состояние души человека, пересекающего границу жизни и смерти, определяет его «посмертную участь»: если грешник покается на смертном одре – то будет спасён, если праведник умрёт в состоянии греха – погибнет. То есть конец жизни венчает всё!
Допустим один человек вёл благочестивую жизнь, но не вынес пыток полиэтиленовым мешком и паяльником и позорно погиб, отрекшись от своего человеческого достоинства предав всё святое, чем он жил. Значит ли, что он будет судим по последнему своему мгновению жизни, значит ли что его прошлая жизнь просто не важна?
Возникает вопрос почему последнее мгновение существенно и почему предыдущие не имеют значения, почему последнее мгновение получает абсолютную координату в вечности? Потому ли, что оно «венчает» всю предыдущую жизнь?
Но как низкое может венчать жизнь человека? – ведь наверняка найдётся какой-то миг жизни, который как акме, как острие меча может являться вершиной и смыслом жизни даже, в целом, негодяя. Почему же Справедливый выбирает из всех мигов последний каков бы он ни был?
Мне думается речь всё же здесь должна идти не о «последнем» мгновении жизни, а о мгновении как таковом. Ведь всякое мгновение последнее, так как оно не предполагает никаких «до» и «после» и включает всю полноту жизни «здесь и сейчас». И каждое наше мгновение судимо, так как мы всегда «застаны» - нас застали в этот миг в том, в чём мы есть!
Само это мгновение и есть Суд - Вечность застаёт каждое мгновение нашей жизни!
В каком-то смысле любое мгновение времени вечно, так-как никто не может сделать бывшее не бывшим, даже если человек раскается, поменяет ум и скажет – «я больше не буду» - всё равно из бывшего отменить ничего не может даже Всемогущий!**
Прошлое проходит, Будущее наступает, но каждый миг ЕСТЬ НАВСЕГДА!
И своей неотменимостью каждое мгновение взывает к нашему бодрствованию!
Примечания:
*Приведенные слова встречаются у святого мученика Иустина Философа, который в «Разговоре с Трифоном иудеем» пишет: «наш Господь Иисус Христос сказал: “В чем Я найду вас, в том и буду судить”»
** Отрицание произошедшего не входит в сферу действия божественной способности. По этому поводу Августин пишет: «Если кто говорит, что, коль скоро Бог всемогущ, то пусть Он сделает так, чтобы произошедшее не произошло, тот не понимает, что это все равно, что сказать, что, коль скоро Бог всемогущ, то пусть Он сделает так, чтобы само по себе истинное стало ложным». А Философ (так называли Аристотеля – прим. Автора) говорит, что «одного и Богу не дано: не бывшим сделать то, что было сделано».
1 января 2023
Свидетельство о публикации №126011600996