Сказка о казаке Степане из славного города Шахты
Не богатырь, не волшебник, а просто душа добрая, усищи длинные! Любил Степан свой город. Каждый домик знал, каждый родник, каждый террикон, что вокруг Шахт, словно шапки богатырские, красуются. А больше всего любил Степан слушать рассказы старого деда Максима про то, как город строился, как шахты копали, да как казаки вольные на этой земле жили.
Вот однажды, на Святки, когда по всему городу колядки пели да пиво пили, увидел Степан во время гуляний сундук огромный, кованый. Прыгает сундук по главной городской площади, словно блоха, на месте не стоит.
Удивился казак, подошёл поближе, а из сундука голос: «Степан, помоги мне! Освободи от чар волшебных. Силы лютые в город пришли. Заперли в сундуке память о прошлом. Чтобы люди забывать начали, откуда они родом. А когда совсем забудут — зло город одолеет. Ведь силушка-то наша в корнях родных!»
— Как же мне освободить, коли на тебе замок? — спрашивает Степан.
Из сундука ему отвечают: «Чтобы замок открыть, надо три задания выполнить. А задания эти связаны с сердцем города — с его историей и душой!
Многие казаки пытались, но никто до конца не дошёл. У кого сил не хватило, у кого ума. Ведь задания-то непростые — волшебные.
Первое из них — вернуть звон шахтёрским колокольчикам, что время считают, да один мне принести. Второе — распутать терриконовый лабиринт, что дороги к прошлому скрывает, и лампу старую раздобыть. А третье — разбудить донского скакуна, что спит под городом, да доставить его на площадь центральную».
Задумался Степан. Где же такие чудеса найдешь? Но делать нечего, надо любимый город спасать.
Первым делом отправился он искать шахтёрские колокольчики.
Говорят, раньше в каждой шахте такие были и назывались они «ботала». Но в суете позабыли про них, забросили. Нашел казак самую старую выработку и видит — лежат там колокольчики пыльные, безмолвные. Поднял Степан один, а он мёртвый, не звенит. Тут вспомнил казак, как дед Максим рассказывал, что колокольчики эти звенели от сердца доброго, от труда честного. Задумался Степан о людях мужественных, что шахтёрами зовутся, об их нелёгкой работе, о дружбе в забое, да вслух их похвалил. И вдруг — зазвенел колокольчик! Нежно, мелодично, словно песню запел. И остальные тут же отозвались звоном радостным! Забрал казак один колокольчик, как было велено, да пошёл дальше.
Пришло время распутывать терриконовый лабиринт.
Поднялся Степан на самый высокий террикон и увидел вход тайный, что внутрь горы ведёт. А там тропки извилистые, переходы хитрые, и не понять, куда идти. Вспомнил казак рассказ деда Максима, что ежели кто заблудился в забое— колокольчики шахтёрские на слух дорогу найти помогали. Вытащил он колокольчик, идёт по лабиринту, звенит тоненьким перезвоном. И террикон, словно живой, стал ему путь указывать. То камешком под ноги подтолкнёт, то ветром в нужном направлении подует. И вывел его лабиринт к старой шахтёрской лампе, что светом своим прошлое освещает, в пути помогает. Дед такую "коногонкой" звал. Забрал Степан лампу волшебную.
И осталось ему последнее задание — донского скакуна разбудить. Спустился казак в самую глубокую шахту. Там, в темноте, с помощью волшебной коногонки, нашёл он коня каменного, спящего. Но как ни пытался, не мог его разбудить. И тут вспомнил Степан казацкие песни, что дед Максим ему на ночь пел, про коней верных, людям помогающих. Говаривал, они вагонетки в подземных выработках возили и назывались Шахтными пони (Шетлендскими). Затянул Степан песню громкую, душевную. И конь каменный зашевелился, забил копытом. И затряслась земля — донской скакун проснулся. А Степан — казак бывалый, не убоялся, оседлал коня, да к площади поскакал.
А прибыв, крикнул в голос: «Выполнил я все три задания: вот шахтёрский колокольчик, лампа волшебная да скакун донской!»
И тут замок на сундуке щёлкнул и открылся.
Вышла оттуда девица прекрасная, с косой длинной русой, в которую вплетены были тонкие угольные прожилки и полевые ромашки. А глаза её были цвета донского неба, ясные и мудрые. И сарафан до пят весь узорами цветными расшит.
— Спасибо тебе, Степан! — сказала девица. — Спас ты меня от чар злых. А я — Душа города Шахты! И теперь с новой силой буду оберегать город и людям добрым помогать!
Тут и люди местные, узнав эту историю, стали благодарить Степана, много слов хвалебных говорить.
Так Степан, казак простой, стал героем, который зло победил и Душу города освободил. И деду Максиму до земли поклониться не забыл. Ведь если бы не его рассказы да песни, не выполнил бы казак задания волшебные.
И жили все долго и счастливо.
А шахтёрский колокольчик (ботала), лампу волшебную (коногонку) да скакуна донского (Шетлендского) в музей определили. Как напоминание о корнях родных, о прошлом нашем.
2026 г
Свидетельство о публикации №126011504355