Что подскажет нам мудрость?
(В редакцию «Серпуховских вестей»)
- Проблема города –
ЧТО ПОДСКАЖЕТ НАМ МУДРОСТЬ?
…На днях я разговорилась с одним старым знакомым.
- Что новенького в жизни? – задала невинный вопрос.
- Ох, не спрашивай, - вздохнул он. – Не жизнь – одни проблемы. С Татьяной развелись. Живу в трёхкомнатной у матери. Работаю. Сама знаешь, как платят. Чтоб выжить – постоянно шабашу, да и детям помочь надо, учатся ещё…
Мать временно жила у сестры, у меня – свобода. А три дня назад сестра объявила: всё, твоя очередь ухаживать за старухой, забирай к себе. И что мне с ней делать? Ей - за семьдесят, через день болеет, уход нужен. Головы не приложу…
Было, надумал жениться. Теперь моя подруга отказывается, и я её понимаю: тоже работает, хочется и отдохнуть… Так что одни проблемы… - Скис мой знакомый. Ему - чуть за сорок, при здоровьи, цветущий вид. Но есть, выходит, проблемы, которые и таким не по плечу…
…Так уж совпало – опять же на днях зашёл разговор с пожилой соседкой.
- Муж умер, вот дети перевезли к себе. Под Калугой был домик продали, теперь я здесь, на шестом этаже.
Всё вроде бы неплохо: дети у меня молодцы, внуки, снохи заботливые. Но живём-то врозь. Забежали, поговорили, продукты принесли – и опять на долгие часы один на один с телевизором. А ноги-то уж никуда, едва хожу, - кивает на костыль. – А тут ещё – то радикулит, простуда, то рука отнимается. Сноха говорит: - Всё нервное, мама. К новому месту никак не привыкнете. – Конечно, всех друзей, знакомых оставила там, здесь слова сказать не с кем…
…Наконец, как-то случайно вышло, заговорили на эту тему с третьим знакомым. Человек широкого взгляда на жизнь – он вдруг ни с того ни с сего возьми и скажи:
- Да нашим бы депутатам низко в ножки пасть перед Московской Патриархией и упросить их выделить средства для постройки в городе уютного небольшого дома для престарелых людей. Сколько пользы было б…
Я внимательно посмотрела на собеседника, оценила его «мыслительный аппарат», поняла: значит, тоже сталкивался с проблемой, знает, о чём говорит. А позднее, поразмыслив, полностью согласилась с его мнением.
…У меня ещё с десяток примеров наберётся о судьбах знакомых старичков и старушек, которые коротают остаток лет в городских квартирах на третьем… пятом… седьмом этажах, а ноги уже больны, выйти на улицу, порой, месяцами или годами не могут, и солнце видят только из окна (хорошо, если ещё с балкона).
Думаю, не только мне, многим близким этих несчастных, знакомым, друзьям, – также больно видеть, как вянут человеческие души вдали от людей, от природы, от жизни с её обычным шумом, гамом. Хоть редкими радостями, праздниками.
А ведь эти люди заслужили большего. Они отработали лет по тридцать-сорок на страну, достигали каких-то успехов, растили детей, которые также работают на общество. Почему же так тусклы их будни, и может ли общество что-то сделать для них?
Мочь-то, вероятно, может, вопрос в другом: хочет ли? И вот здесь ответ означает: если не делает – значит, не хочет.
И в прежние-то времена, когда не было такого дефицита в средствах, у нас редко где строили добротный, уютный, удобный дом для престарелых. Только там, где находился настоящий энтузиаст-хозяйственник, пробивавший идею, с трудом умевший воплотить её в реальность.
Помню из публикаций в советской печати о подобных домах, например, в Чехословакии. Такой бы опыт позаимствовать! Там строили небольшие «городки» для престарелых, проект которых предусматривал всё: одно-двуместные номера для проживания, ванные комнаты, столовые, кухни, медицинские кабинеты, кинозалы, обухоженные территории, скверики для отдыха, прогулок…
Хотим мы того или нет, жизнь ставит перед нами такие проблемы. Мне возразят: = Попробуйте уговорить наших стариков пойти в такой дом!
А я скажу обратное: - Попробуйте построить такой дом! Попробуйте наладить в нём дела так, чтобы люди оставались людьми, а не превращались в несчастные существа, вынужденные доживать свои дни, призывая приближение смерти, -если не вслух, так мысленно выпрашивая её у Бога. А ведь так и живут!
Скажу ещё об одном: таков ли наш «менталитет», сформированный этим образом жизни, требовавшим от наших стариков только работать и работать, забывая о самих себе, своём внутреннем мире, а порой и о здоровьи, собственных нервах, которые нужно было бы поберечь… И посмотрите_ большинство наших стариков нервны, озлоблены. Не видящие внимания, доброжелательства к себе, - отвечают тем же окружающим, прежде всего -своим близким.
Мне хочется призвать людей, несмотря на сегодняшнее сложное время, лечить самих себя «терапией доброжелательства и радости». Умейте отбрасывать свои отрицательные эмоции, живите положительным. Чаще шутите, улыбайтесь, будьте вежливы и внимательны в общении с другими, - нам бы всем давно взять это за правило жизни.
А мы думаем, что это свойства, скорее, религиозные, к светской жизни мало подходящие. Зря! Улыбайтесь, - и здоровья прибавится, эта истина не нова.
Всматривайтесь внимательнее в окружающих вас людей –они станут вам ближе.
Всем нам предстоит стать стариками, так попридержим свою желчь уже сегодня, чтобы потом она не стала ещё невыносимее.
Есть два качества, хуже которых, с моей точки зрения, не бывает: зависть и желание вызывать зависть. Если первый порок – почти природный, присущий людям везде и во все времена, то желание как бы поддразнивать ближнего, вызывать зависть произрастает и приживается у нас среди сограждан лишь в последние годы (к счастью – пока не часто).
Думается, большего порока нет, и происходит он от такой скудости, «куцости» души, что даже страшно за подобных людей.
Особенно остро на подобный вид порока реагируют старики, обделённые на закате жизни здоровьем и очень многим другим. Отсюда их раздражительность, порой, вроде бы, беспричинные резкость, придирчивость. Необходимо задумываться обо всём этом и уметь щадить друг друга.
…А теперь немного пофантазируем: каким бы хотелось видеть настоящий дом для престарелых людей? Впрочем, вовсе не обязательно применять к нему прежнее название, возможно даже обидно звучащее. Назовите его «Родительский дом», или «Дом для родителей», или ещё как-то поласковее.
Постройте его невысоким, этажа в три, с удобствами, описанными выше, на фоне приятной природы - с лужайками, аллеями, цветниками… Чтобы он стал местом радостного пребывания.
И, как говорится, не для самых богатых, а для всех, доступный для обычных пенсионеров. Обязательно, конечно, с медицинским обслуживанием.
Поговорите с теми, кому за семьдесят, они вам укажут, в первую очередь, на три проблемы своего прозябания: болят ноги… высокий этаж… не с кем поговорить…
Да, это последнее особенно тяготит их. Они разговаривают с фотокарточками ушедших близких людей, с кошкой, если она водится в их квартире; может быть – немного сами с собой. Они нуждаются в собеседнике, в ежедневном общении.
Это должен быть «родительский дом», где работали бы чуткие, понимающие психологию стариков, люди. Конечно, правильнее было б, если бы подобные учреждения объявили государственными. Думаю, они могли бы решить огромную повседневную и постоянную проблему.
Очень жаль, что ныне у нас государство «открещивается» (как говорят в народе) от многих явных и откровенных проблем. В том числе – и от этой, о которой пишу я.
Мне опять возразят: - Вокруг столько трудностей! Денег в казне нет! Дети недоедают, а ты о чём… У стариков, слава Богу, хоть пенсия есть. Хоть что-то стабильное!
Это скажут те, кто пока не сталкивался, не наблюдал, не обдумывал данную проблему. Я пишу о тех и для тех, кто в безвыходном положении, кто каждый день мысленно сражается с самим собой или за себя. Кто не свободен, обременён стариками в ущерб своей личной жизни или своих детей.
Местная власть должна предусматривать любые ситуации в жизни людей. Я же не предлагаю всех стариков уравнять, нет. В иных семействах без них просто не обходятся, они – и внукам воспитатели, и собственным детям помощники, и с духовным миром у них всё в порядке.
Я о тех, кто не способен ухаживать сам за собой, или одиночеством, заброшенностью просто изранен. Кому пятый – седьмой этаж проживания – как цирковая клетка. Они ждут от нас помощи и понимания, хотя часто и не говорят о том вслух.
Мудрый горец, поэт Р. Гамзатов когда-то изрёк, что отношение к женщине есть показатель культуры нации. Я бы дополнила: отношение к старикам – есть то же самое. Задумаемся об этом…
(1.11.1999)
В. Лефтерова.
г. Протвино
_____________________________________
Опубликовано в Инете – 14.01.2026.
Текст – 5 страниц комп. набора, шрифт № 14. _______________________________________________
От автора:
Как мне кажется – тут и комментировать нечего. Всё понятно из самой статьи. А в момент написания – она была неимоверно актуальной. Да и позже тоже.
Ведь все мы слышали по ТВ и читали в газетах о том, как гибли в стране старики от пожаров в десятках, на скорую руку создаваемых, коммерческих и, одновременно, коррумпированных домах престарелых.
Коррумпированных – по той причине – что создавались они с согласия местных чиновников, но без контроля со стороны властей, - ни за качеством построек, где они располагались, ни за противопожарным состоянием этих помещений, ни за питанием или медицин ким присмотром в этих заведениях…
Да и ныне многие из таких учреждений – больше похожи на карцеры для стариков, чем места постоянного проживания. И это при том, что за содержание пенсионеров платят немалые деньги их родственники…
Порядка в этом вопросе – как не было, так и нет. А ведь ими могли бы заниматься, например, специальные благотворительные (социальные какие-то) фонды, если уж государство не хочет вникать в этот вопрос.
Но если это так – что государство реально не хочет замечать этой проблемы, то, спрашивается, а что это за государство, которое ещё и позиционирует себя как гуманное, и прочее - в том же духе (даже не могу их полных наименований, как они себя представляют на своих многочисленных заседаниях!)?
А редакторы, как видим, ещё тех лет, четверть века назад и более того, – не желали замечать проблемы, и отгораживались от неё, поскольку - не было указания «сверху» освещать эту болезненную тему.
Ныне она разрослась до размеров преогромных!
14.01.26. / В. Л.
Свидетельство о публикации №126011408954