Поездка в Питер - продолжение
В назначенное экскурсионным бюро время, 10-00 утра я приехал к главному входу крепости. В месте где экскурсоводы встречали свои группы, я зашел в помещение для экскурсоводов и назвал номер группы.
Ко мне подошла женщина в возрасте, на первый взгляд шестидесяти пяти - семидесяти лет и объявила:
- Я ваш экскурсовод, зовут меня Анна Петровна. Запомнить это просто, так звали одну из дочерей Петра Первого.
- Давайте подождем остальных участников экскурсии.
- В нашей группе будет около тридцати человек.
Мы стали ожидать остальных участников группы, но в течении десяти минут никто не подходил.
Вдруг в помещение для экскурсоводов вошла молодая женщина, она подбежала к Анне Петровне поздоровалась и обняла её. Обе мило улыбались.
Молодая женщина, которую звали Мария (отчество не помню) стала извиняться перед Анной Петровной за опоздание на десять минут, оказывается она привела группу школьников пятого класса. Школьники и их классный руководитель-Мария и должны были стать остальными участниками нашей группы.
Мария, ранее работавшая здесь экскурсоводом, стала учителем истории одной из ближайших школ и привела свой класс на экскурсию. Она попросила у Анны Петровны разрешение провести экскурсию для учеников по Петропавловской крепости самой, так как считала, что этим повысит свой авторитет среди учеников. Конечно же такое разрешение она получила. После чего Анна Петровна подошла ко мне и сказала:
- Молодой человек! Сегодня я проведу для вас экскурсию по Петропавловской крепости, как это мы делаем для ВИП-персон.
- На каком языке вы желаете услышать экскурсию?
И тут же улыбаясь, посмотрев на меня, сама же ответила:
- Всё понятно.
Анна Петровна попросила разрешение взять меня под руку, после чего мы вошли на территорию крепости. Рядом со мной ( а мой рост 186 см. ) Анна Петровна была как Дюймовочка, её рост был не более 150 см, она пережила блокаду Ленинграда, в дальнейшем, так и не смогла набрать вес более 40 кг.
Мы прошли по всем помещениям крепости: зданию где размещался комендант, зданию где размещалась охрана, местам где находилось вооружение крепости и знаменитая пушка которая каждый день стреляла ровно в полдень. Останавливались и заходили в казематы, где я услышал про каждого заключенного сидевшего в этих помещениях. Это были: наследники царского престола, как цесаревич - Алексей и его жена, самозванка княжна Тараканова, декабристы и народовольцы, писатели, путешественники и просто бунтари, и ошибочно арестованные такие, как пятнадцатилетний, тогда ещё никому не известный Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Казалось, что список сидевших и умерших в крепости людей никогда не закончится. Про каждого заключенного-сидельца крепости Анна Петровна знала всё.
После выстрела орудия, процесс его заряжания и сам выстрел мы наблюдали воочью, осталось только посетить Монетный двор и Собор святых апостолов Петра и Павла.
У входа в Собор возникли какие-то трудности и охрана нас первоначально не хотела запускать, так как в это время из Франции приехали наследники династии Романовых для посещения усыпальниц своих предков.
И тут Анна Петровна показала свой характер, указывая на меня она сказала знакомому ей охраннику:
- Вы что не видите я для ВИП-персоны провожу экскурсию.
Тот опешил и сразу же открыл двери главного входа в Собор.
Мы вошли в Собор. Рядом с входом стояли члены семьи Романовых, служители Собора что-то спрашивали у них, а затем надевали им на шею серебряные цепочки с нательными серебряными крестиками, освещенными в этом же храме. Помолившись Романовы прошли в глубь собора следом за священнослужителем.
Служка находившийся у входа в Собор поинтересовался у меня крещен ли я и есть ли у меня освещенный Собором крест, увидев на моей груди простой алюминиевый крестик на зеленой веревочке, который я никогда не снимал, он попросил меня наклонить голову и надел на меня серебряную цепочку с крестом освященным в Соборе. У Анны Петровны такой крестик уже был.
В Соборе Анна Петровна говорила шепотом, она рассказала мне по судьбу каждой иконы Собора и про каждую усыпальницу находившуюся в Соборе. Мне казалось, что охранник семьи Романовых не сводил с меня глаз всё время нахождения нас в Соборе. И только когда мы перешли в Монетный двор я почувствовал отсутствие этого взгляда. В музейном комплексе Монетного двора я сразу же ощутил себя свободным, кроме нас с Анной Петровной в нём никого не было. Видимо тени усопших царских персон и охрана наследников семьи Романовых сыграли свою роль. В Монетном дворе мне подарили памятную монету на аверсе которой был изображен ангел, возвышавшийся над шпилем Собора.
По окончании экскурсии я поинтересовался у Анны Петровны, есть ли где-то книга отзывов куда бы я мог написать благодарность за проведенную экскурсию по великолепному строению архитектора Трезини на Заячьем острове.
На что Анна Петровна с улыбкой ответила:
- Это я должна вас благодарить.
Мне скоро восемьдесят и я сегодня отдыхала порхая рядом с вами, как птичка!
Мы обменялись любезностями и разошлись.
Тогда я впервые на себе ощутил силу воли и характера людей переживших блокаду Ленинграда. Во время блокады Анне Ивановне было 27-29 лет, наверняка были потери среди близких ей людей, но она ни разу не вспомнила об этом. Рассказывая во время экскурсии о пайке заключенных в Петропавловской крепости она замерла и замолчала на пару минут, видимо ей вспомнилась блокадная пайка. Единственное, что она сказа:
- Я ленинградка, я блокадница.
начало: http://stihi.ru/2026/01/14/1141
Свидетельство о публикации №126011407735
В образе Анны Петровны, этой хрупкой "Дюймовочки", воплотился сам несгибаемый дух Петербурга — гордый и бесконечно мудрый. Удивительно, как в тени казематов ты сумел разглядеть живую историю, сокрытую в маленьком человеке с великим сердцем. Встреча с наследниками Романовых и дар серебряного креста кажутся истинным знаком судьбы, благословившей этот путь. Описание блокадного молчания гида — самый пронзительный и честный аккорд твоего повествования, заставляющий сердце сжаться. Ты тонко передал величие момента, когда время стирает границы между прошлым и настоящим.
Благодарю Тебя за это путешествие к истокам, где за каждым камнем слышится дыхание вечности. Это подлинная летопись человеческого достоинства, написанная с глубоким почтением к подвигу ленинградцев.
Лафамм 17.01.2026 12:05 Заявить о нарушении
Настоящие ленинградцы - удивительные люди.
Спасибо за оценку и развёрнутый отзыв.
Саныч Виктор 17.01.2026 15:12 Заявить о нарушении