О сложностях политического прогнозирования
Какие составляющие мы можем учитывать в прогнозе. Прежде всего, это, конечно, информация о планах действующих сторон, если и в какой мере мы ей располагаем. Безусловно, это и учет совокупности сложившихся или складывающихся на данный момент факторов военно-политического и социально-экономического характера. Это также и оценка опыта развития реальных ситуаций в прошлом.
Но даже при наличии всех вышеперечисленных "карт" наше "гадание" не будет слишком достоверным. Что же будет "сбивать фокус предвидения".
Информация о планах, особенно оперативного характера, зачастую быстро устаревает. Планы постоянно корректируются и смещаются, чаще вправо, чем влево. Ситуация нередко развивается, а по сути тормозится по инерции. Часть ожидаемых изменений происходит, но носит "не видимый миру" характер, скрываясь за привычным глазу прежним фасадом.
Иногда злую шутку с нами играет так называемый "эффект предвзятого подтверждения". Когда мы буквально подверстываем любые факты и экспертные оценки под наши собственные субъективные ожидания.
В качестве далеко не единственного исторического примера можно привести "неожиданность" для И.В.Сталина нападения А.Гитлера на Советский Союз 22 июня 1941 года. Несмотря на более чем достаточный объем упреждающей информации советский вождь до последнего придерживался некой укоренившейся в нем концепции. И конкретные события поначалу стали для него шоком.
Добросовестный анализ совокупности военно-политических и социально-экономических факторов также не сделает прогноз стопроцентным. Или во всяком случае не позволит абсолютно достоверно предсказать все детали развития ситуации. То есть, при наличии факторов кризиса кризис, конечно, неизбежен. Но его конкретные проявления до конца не предсказуемы. Тут, пожалуй, лишь с известной долей уверенности можно прогнозировать, что что-то произойдет в определенной временной перспективе.
Дело в том, что почти всегда в развитие вмешиваются совершенно неожиданные факторы в виде каких-то внешне- или внутриполитических событий, которые предсказать невозможно.
В то же время, рискну предположить, что в любой ситуации есть своя "высшая" драматургия. Есть знаки, намеки, которые можно считать пророческими... Но мало кто способен их увидеть и сделать правильные выводы.
Да, и практика также показывает, что именно официально обнародованные планы сбываются хуже всего. Буквально по Ф.И.Тютчеву: "Мысль изреченная есть ложь". Опять приведу пример из истории Второй мировой войны, как, если не ошибаюсь, в 1944 году в нацистской Германии напечатали карты с ее "новыми территориями".
Я понимаю, что мои скромные рассуждения ничуть не помогут с достоверными прогнозами. Но, возможно, хоть немного помешают прогнозам лживым.
14 января 2026 г.
Свидетельство о публикации №126011405128