Пусть не красавица я записная
Но муж все оплатил, портрет готов,
Художник приукрасил лик, и в раме,
Красуюсь я в музеях, средь веков!
А Вы, красотки, следующего века!
Завидуйте, ведь ни одна из Вас,
Не слышала Шопена, и Сенека,
Для Вас лишь звук пустой, ненужный глас…
Alexandre PolessitskiРассказы о картинах и художниках
4 ч.
·
ВОЗВРАЩЕНИЕ МАДАМ Х
В 1884 году художнику Джону Сингеру Сардженту исполнилось 28 лет. Тому 10 лет назад он приехал в Париж из Флоренции, где жил с родителями-американцами, и за все эти годы,постепенно набирая популярность, превратился в модного портретиста. И вот, на открывшемся Салоне Французских художников, в ожидании очередного успеха, он представляет «Портрет мадам ***». В отличие от других работ, портрет не был заказным. Свою модель, замужнюю светскую даму, Сарджент уговаривал очень долго, портрет писал медленно, жаловался на отсутствие энтузиазма портретируемой, в конце концов результатом остался доволен, но предпочел скрыть имя изображенной. Результат превзошел ожидания…но, увы, совершенно не в том смысле. Обмануть никого не удалось, изящно-фарфоровую бледную женщину в элегантном черном платье с опущенной бретелькой, изображенную,наперекор тогдашнему стандарту, в профиль, подобно дамам эпохи Ренессанса, узнали сразу: это была одна из самых знаменитых парижских красавиц Третьей Республики, Виржини Амели Авеньо Готро, супруга богатого парижского банкира, светская львица, известная и экстремально выбеленной кожей, и ярким по тем временам макияжем, и не самыми строгими нравами. Интерес к такой персоне Сардженту и припомнили. Позу и платье модели критика и публика сочли слишком откровенными, макияж- присущим куртизанкам , а не уважаемым дамам, а спущенную бретельку- намеком на доступность. «Мистер Сарджент допустил ошибку, если думал, что выразил сокрушительную красоту своей модели. Мы потрясены безвольным выражением лица и вульхарностью изображенной фигуры». Стремясь загладить скандал, художник переписал бретельку, подняв ее на плечо, но не помогло. Появилось множество карикатур, изображавших мадам Вотро совсем уж в неприглядном виде; Вирджини Амери была вынуждена приостановить светскую жизнь, занавесить домашние зеркала, чтобы собственное отражение не напоминало ей о скандале, а от Джона Сингера отвернулись заказчики и ему пришлось спешно покинуть Францию, переехав сначала в Англию, а потом и в Америку (он, впрочем, не пожалел).
В течение 30 лет после скандала Сарджент держал «Мадам Х» у себя, и лишь в 1915 году, после смерти Виржини Готро и нескольких успешных показов картины на выставках, он решил найти для нее постоянный дом - и продал, достаточно недорого, Метрополитен-музею. Там она и находится до сих пор, став культовой, ее даже называют американской Джокондой. Имя картине вернулось - сейчас она официально называется «Портрет мадам Готро, также называемый «Мадам Х ( Вирджини Амели Авеньо). И сама картина- впервые с 1884 года - вернулась в Париж в рамках выставки «Джон Сингер Сарджент.Ослепить Париж»», правда ненадолго- выставка закончилась, картина вернется домой до следующего раза.
Составить представление о том, как портрет выглядел до перемещания бретельки (тоже мне скандал…) можно по авторской копии-этюду, также посетившему выставку и находящемуся сейчас в лондонской Тэйт.
Ну а портреты Готро писали после Сарджента и другие художники, и даже плечо обнажали - уже без всякого скандала, но и без сарджентовской элегантности: здесь, например, работа Гюстава Куртуа «Мадам Готро», 1891 года. Ну а в 1999г в образе мадам Х снялась Николь Кидман для журнада Вог ( кому интересно- может погуглить). Выше этого признание уже невозможно.
Свидетельство о публикации №126011109304