Геродот о лидийцах и царе Крёзе

Лидия, большая страна когда-то располагавшаяся на территории современной Турции, во времена Геродота уже была завоевана персами . Это произошло в 546 г. до н.э. До этого она была сильной и богатой. Геродот называет ее великой державой. На ее территории добывали серебро и золото и лидийцы первыми из людей, по версии Геродота, начали чеканить монету. Кроме того, в те времена не было народа сильнее и отважнее лидийцев. Они сражались верхом на конях, вооруженные копьями и были прекрасными наездниками.

Но персы переиграли лидийцев в решающем сражении. Их царь Кир оказался хитрее, он поставил верблюдов впереди своего войска. А кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха. Кони повернули назад и бесстрашным лидийским всадникам пришлось отступить.

Геродот много и подробно пишет о Крёзе - царе лидийцев, о его прадеде – цареубийце, незаконно захватившем власть и о расплате за это - о трагической судьбе Крёзова  сына. О пленении царя  персами, его жизни в плену у Кира и, в конечном итоге, о его роковом совете во время боя персов с массагетами - совете приведшем Кира к гибели.

Но всего любопытнее его рассказ о нравах и обычаях лидийцев и о истории переселения части их народа за море.
Геродот пишет, что нравы и обычаи лидийцев сходны с эллинскими, за исключением того, что они разрешают своим девушкам заниматься развратом и , таким образом, зарабатывать себе  приданное. Делают они это, пока не выйдут замуж, причем сами же выбирают себе мужа. То есть лидийцы сохранили какой-то древний обычай, скорее всего обычай своих предков, живших на этой территории в незапамятные времена.

Геродот сообщает о переселении части лидйицев на Апеннинский полуостров во времена правления царя Атиса. Во всей Лидии тогда наступила засуха и голод. Царь разделил свой народ на две половины и одну из них, под предводительством своего сына Тирсена, отправил в путешествие по морю в поисках новой родины.  Миновав много островов и морей, переселенцы прибыли в страну омбриков (умбров). Они нашли там новый дом и назвали себя тирсенами, по имени своего предводителя. Мы их называем сейчас другим именем - этруски, но море, омывающее их земли, так и осталось Тирренским (Тирсенским).


Рецензии