Украина петля времени и возможное из неё спасение

Накануне на Украине «вырос Орешник» (нанесён массированный удар русским оружием по Западной Украине), Зеленский потерял контроль над страной чуть более чем полностью, ситуация на линии боевого столкновения для украинской армии удручающая, с фронта дезертируют десятками тысяч, тысячи и тысячи предпочитают плен смерти. Трамп выкрал из Венесуэлы Мадуро — а Зеленский тут же оживился и предложил похитить из Грозного Кадырова. Трамп остановил советский нефтяной танкер в нейтральных водах — а мы немного и слегка уничтожили запасы газа на Украине. Неужели мы в политическом тупике? Если верить телеграмным экспертам, то да. Но...

А давайте отбросим эмоции и посмотрим на сегодняшнюю ситуацию через призму многовекового процесса. Я предлагаю рассмотреть один из вариантов происходящего сейчас на Украине через призму истории и показать, что эта самая Украина живёт в настоящей петре времени. И выход из неё непрост, но при определённых условиях — возможен и даже желателен.

Как говорили мне более экспертные коллеги, моя гипотеза об «исторической петле» (или цикличности истории) на постсоветском пространстве действительно имеет под собой веские основания. История, как известно, не любит точных повторений, но она ритмична.

Давайте проведём глубокий сравнительный анализ и попытаемся экстраполировать прошлое на настоящее.

Часть I. Анализ «исторической петли» (XVII век против XXI века)

Вот моя концепция цикла, происходящего на Украине: Единство с Россией/Благоденствие ; Амбиции элиты ; Сепарация ; Война ; Истощение (Руина) ; Воссоединение с Россией ; Единство с Россией.

Рассмотрим эту петлю да хотя бы на примере Освободительной войны Богдана Хмельницкого (1648–1657) и последующего периода Руины, а также сопоставим с сегодняшними реалиями. Почему Хмельницкий? Потому что наиболее выпукло можно проиллюстрировать основную мысль материала: история Украины пульсирующе циклична. Понимая это, можно прогнозировать будущее наших единокровных соседей, а также найти способы закончить с этой неприятной традицией, такой как «петля времени».

Итак, по фазам.

1. Фаза «Единство и процветание»

XVII век: До восстания Хмельницкого на Украине безраздельно властвовала Речь Посполитая. Не секрет, что для польской шляхты малороссы были «вторым сортом», поляки не испытывая рефлексий прямо называли их «быдло», то есть «скот», права у населяющих эти территории русских были весьма ограничены. Недовольство зрело не только в хатынках, но и у самих шляхтичей и казацкой верхушки. Взрыв был неизбежен.

XXI век: в отличие от XVII-го века, УССР/Украина после 1991 года обладала колоссальным потенциалом: лучшая почва в мире, мощнейшая экономика. развитая наука. Это космос, низкие температуры, мирный атом, генетика, машиностроение, оборонка, флот наконец.

И здесь я вынужден вставить многабукав, чтобы проиллюстрировать мысль. Итак...

В декабре 1991 года Украина была мощнейшим европейским государством. К моменту незалежности Украина унаследовала одну из самых мощных группировок войск в Европе — 700 тысяч военнослужащих, 6500 танков, 7000 бронемашин, 1500 самолётов. Правда, у новой Украины не было ни доктрин, ни контроля над офицерским составом (который на 80 % состоял из русских по языку и менталитету), ни денег на содержание этой армии. Политическое решение об «украинизации» армии только зарождалось. В декабре офицеры в частях на Прикарпатье или в Крыму спрашивали друг друга: «Куда мы теперь? Присягать народу Украины?» А это кто?» Политическая централизация армии заняла бы годы, но в декабре 1991 года этот процесс только начинался, что привело к серьёзной военной нестабильности.

Экономическое состояние: богатство, которое нельзя потратить: давайте посмотрим на цифры и активы, которыми Украина располагала в декабре 1991 года. Это была уникальная комбинация ресурсов, которых не было ни у какой другой постсоветской республики.

В декабре 1991 года Украина была не аграрной страной (как её часто пытаются представить), а мощнейшей индустриальной державой.  Какие фаши доказательстфа? А вот же они.

Доля в экономике СССР: Украина занимала до 18–20 % промышленного производства Союза, будучи по численности населения лишь третьей республикой (после России и Узбекистана).

Тяжёлое машиностроение: Харьков производил лучшие в Советском Союзе танки (Т-64, Т-80УД) и турбины. Южный турбинный завод в Николаеве производил турбины для всех атомных электростанций СССР и крупнейших тепловых электростанций.

Авиастроение: Киевский АНТК имени Антонова, Харьковский и Запорожский авиазаводы. Украина производила стратегические транспортные самолёты Ан-124 «Руслан» и самый большой в мире самолёт Ан-225 «Мрия».

Ракетно-космическая отрасль: Днепропетровское производственное объединение «Южмаш». В декабре 1991 года там продолжали собирать стратегические ракеты СС-18 («Сатана»). Украина обладала технологиями, на которых держалась ядерная мощь СССР.

Энергетика: Украина вырабатывала огромные объёмы электроэнергии на АЭС и ТЭС, имея одну из самых разветвлённых сетей электропередачи в мире.

Чернозёмы: Украина владела 40% мировых запасов чернозёмов.

Трубопроводы: Трубопроводная система (будущий «Газпром») проходила по территории Украины. Это давало колоссальные рычаги для шантажа России и получения доходов от транзита в будущем.

Чёрное море: Портовый комплекс (Одесса, Ильичёвск) был воротами для всей внешней торговли СССР, а морской флот был внушительным. Работают и Николаевские верфи. В Крыму базируется Черноморский флот номер один и два.

Но за фасадом гигантских заводов в декабре 1991 года уже проступала реальность разрыва экономических связей. Экономика СССР была плановой, гиперспециализированной. Пример: завод на Украине производил деталь А для танка, который собирали в единое целое в России, а завод в России производил деталь Б для танка, который соберут на Украине. В декабре 1991 года, после распада Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и разрыва кооперационных связей, производственные цепочки рухнули.

Спад производства: В декабре 1991 года наблюдался пик падения ВВП. По сравнению с 1990 годом промышленное производство начало сокращаться двузначными темпами.

Инфляция: В декабре цены уже были отпущены (частично или полностью), и галопирующая инфляция начала превращаться в гиперинфляцию. Карточки-карбованцы, введенные в обращение еще в советские времена, мгновенно обесценились.

Бюджет: Бюджет Украины в декабре был дефицитным. Налоговой системы не было. У государства не было средств, чтобы выплачивать зарплату шахтёрам Донбасса, которые, напомню, в 1993 году начнут бунтовать, но фундамент их недовольства был заложен именно в декабре 1991 года, когда в магазинах опустели полки, а прилавки пестрели «коммерческими» ценниками, по которым нельзя было купить даже хлеб.

Энергетическая ловушка, наконец: это та самая «ахиллесова пята», которая определила будущее. В декабре 1991 года Украина добывала уголь (антрацит и газовый уголь) на своих шахтах, но нефти и газа хватало только на 30–40 % потребностей. Остальное поступало из России и Туркменистана. На момент распада СССР энергетическая система Украины работала по единой схеме с Россией. Разрыв этой схемы в декабре 1991 года поставил Украину перед угрозой энергетического апокалипсиса. «Газовая игла», о которой мы слышим сегодня, была воткнута именно в декабре 1991 года. У России было топливо, у Украины — трубы. Политики России и Украины в декабре спорили о ценах на нефть, понимая, что от этого зависит, будут ли в Киеве зимой работать батареи.

Декабрь 1991 года — это ещё и расцвет украинских ОПГ (организованных преступных группировок). В условиях хаоса, когда государственный аппарат рухнул, а законы ещё не были написаны, теневой капитал легализовался. Кооперативы, «дань», бартер — вот чем жила экономика реального сектора. «Красные директора» (руководители заводов) вступали в сговор с криминальными авторитетами, чтобы за бесценок вывозить заводское оборудование на Запад или распродавать ресурсы (металл, цветные металлы). Процесс первоначального накопления капитала уже начался, и он происходил в форме разграбления того самого «наследства», которое Украина получила от СССР.

А теперь вернёмся к фазам.

2. Фаза «Амбиции элиты и сепарация»

XVII век: Польская шляхта и королевский двор, игнорируя интересы казачества и крестьян, пытались укрепить униатство и закрепостить население. Казацкая старшина (элита), в свою очередь, хотела автономии и признания своих прав. Амбиции местного руководства и внешнее давление привели к восстанию.

XXI век: Украинская политическая элита, пришедшая к власти после Майдана номер один и два, взяла курс на «незалежность» не как на суверенитет в партнёрстве, а как на антагонизм по отношению к России. Геополитические амбиции (вступление в НАТО/ЕС) и построение национальной идентичности через отрицание общей истории с Россией. Парадокс в том, что противопоставление «Украина — не Россия» (Кучма) логически подразумевает, что Украина существует ровно до тех пор, пока на свете есть Россия, иначе логическая конструкция «Украина — не Россия» становится бессмысленной. До тех пор смысл и оправдание существования незалежной Украины заключается именно в том, что она «не-Россия» и «анти-Россия».

3. Фаза «Война»

XVII век: Война Хмельницкого была жестокой. В неё были вовлечены Польша, Крымское ханство, Россия и Турция.

XXI век: СВО, которую была вынуждена начать Москва, явно проявила противостояние и диспозицию мировых игроков. С одной стороны Россия и малочисленные союзники Москвы — с другой весь «запад» в лице НАТО и примкнувшим, а также бывшие братушки из советского и социалистического лагеря. Кто сказал «вторая мировая»? Садитесь, «отлично», ровно то же было в 38-45-м годах, и даже игроки те же на каждой из сторон.

4. Фаза «Истощение» (Руина)

XVII век: В 1654 году Россия воссоединилась со своими западными территориями. Наконец один народ оказался под крышей единого государства. Но вместо процветания и мирной жизни после смерти Хмельницкого в старшине обострились центробежные брожения. После смерти Хмельницкого вскоре наступила Руина, то есть разруха. Территории постепенно обезлюдели.

XXI век: Сегодня мы наблюдаем те же признаки на Украине. Демографическая катастрофа (миллионы беженцев, огромные потери, миграция рабочей силы), разрушение инфраструктуры (Донбасс, энергетика), экономическая зависимость от Запада.

5. Вывод по петле:

Историческая параллель очевидна. Попытка построить «Украину не Россию» (в XVII веке — в блоке с Польшей/Турцией против Москвы, в XXI — с блоком НАТО) приводит к тому, что структура, да даже само существование «незалежной державы» оказывается не только под угрозой, но и явно нежизнеспособным образованием. Противопоставление Украины и остальной России глубоко искусственно и политически лживо, это чистой воды шулерство, а в роли «проигравшего» эти самые шулеры выбрали Москву.

Часть II. Глубокий анализ и варианты победы России

Если мы рассматриваем СВО не как локальный конфликт, а как процесс устранения геополитического разлома, то варианты победы России вполне ограничены. И вот какие видятся лично мне.

Вариант 1. Воссоединение

Это сценарий, полностью соответствующий циклу «Петли».
Механизм: Истощение Украины приводит к полной делегитимизации нынешней киевской власти. Возникает политический вакуум. Как и в 1654 году (Переяславская рада), новые региональные лидеры или элиты, не желая сгинуть в пучине хаоса, обращаются к Москве за защитой и восстановлением порядка.
Сходство: Это повторение сценария на левом берегу Днепра в XVII веке.
Перспективы: Это идеальная победа для России. Украина воссоединяется (возможно, в форме федерации или нескольких новых субъектов), НАТО отступает, экономика интегрируется.

Вариант 2. Военная победа и демилитаризация (жёсткая сила)

Россия наносит поражение ВСУ, уничтожает военную инфраструктуру и вынуждает Киев подписать капитуляцию на российских условиях.
Механизм: Физическое уничтожение военного потенциала противника.
Проблема: С Россией посредством Украины воюет вся объединённая Европа плюс заокеанские (и заламаншевые) акторы. Уничтожив Украину в военном смысле, Россия тут же окажется один на один с её кукловодами. Как следствие, будут наверняка организованы локальные войны по всему периметру новой, объединённой России. Это значит, что Москве придётся максимально жёстко противостоять «неогитлеризму»  НАТО и союзникам альянса, а также основным спецслужбам объёдинённого Запада. Гуглим «пять глаз», оцениваем противника, готовимся.

Вариант 3. Распад Украины на протектораты (Современная Руина)

На мой взгляд, это наиболее вероятный сценарий в среднесрочной перспективе, если в ближайший год не произойдёт полного краха киевской власти.

Механизм: Украина распадается на 4–5 несвязанных между собой образований:

— Новороссия (Юго-Восток) — возвращена в состав России.
— Центр и Север — протекторат России (нейтральное, разоружённое государство).
— Западная Украина (Галиция/Волынь) — может стать буфером.

Исторический пример: в период Руины Правобережная Украина находилась под контролем Турции. В итоге Первой мировой войны и Октябрьской революции русское население этих земель вернулось к России вместе с территориями.

Вариант 4. Вымирание.

Украина превращается в «территорию, с которой ушли».

Суть: Полная депривация

Часть III. Прогноз сроков и развития СВО

Ну, а как же без вангования. Итак, что я вижу в своём хрустальном шаре. Загляну-ка в 1654 год для начала. Воссоединение Украины с остальной Россией произошло спустя шесть лет войны, 1648-1654. После Переяславской Рады произошло то, что и должно было произойти с хитрозадыми шароварниками (я про казацкую старшину в основном). Началась Руина, и началась она на фоне дележа портфелей и привилегий.

Если параллели точны: активная фаза СВО (начавшаяся в 2022 году, предпосылки — в 2014-м и 2004-м) к 2024–2025 годам должна была привести к политическому перелому. Сейчас мы находимся в этой переломной точке. «Мобилизационный потенциал» Украины близок к исчерпанию, что отражает ситуацию 1653 года, когда Хмельницкий понял, что без Москвы не выжить.

Но есть и плохие новости. Период Руины (1657–1686) длился 30 лет, пока Россия окончательно не закрепила за собой Левобережье и Киев по условиям Вечного мира. У нынешней России нет тридцати лет на увещевание политических украинцев и возвращение их к адекватности. Как только Россия победит на Украине, тут же заклятые друзья и стая товарищей развяжут конфликты по всему периметру России. Но какие же есть варианты развития событий? Снова покрутим стеклянный шар, который иногда превращается в пророческий мячик из «Трассы 60».

Экстраполяция: Полное урегулирование и формирование новой государственности (или воссоединение Украины с остальной Россией)

Вот что можно спрогнозировать по датам и этапам конфликта.

Битва 2022–2026 годы (фаза «Горячая Руина»): Битва за ресурсы и человеческий потенциал. Украина потеряет контроль над большинством «прифронтовых» территорий, подобно тому, как в XVII веке Правобережная Украина обезлюдела из-за постоянных набегов. Вероятность политического кризиса в Киеве (смена власти, гражданский конфликт между кланами) крайне высока.

2026–2027 годы (фаза «политического разлома»): По аналогии с Андрусовским перемирием (1667 год) произойдёт закрепление границ. Россия закрепит за собой новые территории

Итог: к 2030 году Украины как единого унитарного антироссийского государства не существует. Концепция «воссоединения» будет реализована либо в форме прямого присоединения земель к РФ, либо через промежуточное нейтральное квазигосударство на украинских территориях. Прямое присоединение более реально и предпочтительнее для Кремля. И, как ни странно, менее затратно.

Резюме

Итак, наш вывод об «исторической петле» подтверждается. Украина как государство, построенное на отрицании своей русскости, исторически обречена на саморазрушение при попытке стать мостом для геополитических противников России.

Сценарий победы России: Скорее всего, это будет гибрид варианта 1 и варианта 3 из второй части этой статьи. Россия не станет физически оккупировать всю Западную Украину (нет смысла, нет исторической базы, нет лояльного населения), но она уничтожит центробежного врага на Востоке и в Центре, вынудив остатки Украины стать вассалами или поглотив их Польшей.

Сроки: 2026 год станет переломным, к концу 2025 — началу 2026 года карта Европы изменится окончательно, но процесс полной интеграции и успокоения затянется до конца десятилетия. Петля замыкается: через кровь и разрушения Украина возвращается в свой цивилизационный дом.


Рецензии