О религиозности русского народа
Ведь в Российской интеллигенции, как нынешней, так и дореволюционной, было принято считать русский народ очень и очень религиозным. Причем, под религиозностью подразумевалось что-то туманно абстрактное и не слишком понятное, вроде некой веры в Высшую Справедливость, в Высшую Правду, в Высший Суд, всегда и обязательно наказывающий грешников, негодяев и преступников, но никогда не имеющее никакого отношения к реальной нашей действительности.
Вспомните Великое Лермонтовское:
… Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия, он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.»
Но это в мечтах, а в натуре были попы и монахи в церквах и монастырях, на полях которых горбатились крестьянин, отдавая им свою «церковную подушную подать» и которых в большинстве своем крестьяне не только не любили, но даже презирали за тунеядство, мздоимство, а порой и ненавидели за сверх жестокое отношение к ним, к крестьянам, за счет труда которых они, эти священнослужители, безбедно существовали долгие века на Руси.
Ведь в страшных голодоморах вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции в России через каждые 4-5 лет были виноваты наравне с самим царем еще и помещики с кулаками и церковниками, забиравшие у голодающих крестьян последний хлеб для продажи за границу и оставляющие крестьян на голодную смерть.
В Первую русскую революцию по всей России усадьбы священников горели вместе с усадьбами помещиков и кулаков. Это есть исторический факт, от которого никуда не денешься. Уже тогда церковники оказались в ряду самых страшных врагов русского народа.
Добавлю еще. В Первую мировую войну, после того, как Временное Правительство отменило обязательность исповедования солдат военным священникам, священники оказались ненужными никому в действующей армии и массово побежали с фронтов, опасаясь расправы над собой со стороны крестьян, одетых в серые солдатские шинели.
Потому что обозленные войной солдаты расстреливали вместе с офицерами еще и священников. А в Гражданскую войну священники выступили на стороне белых, защищая свою церковную собственность. Тем же самым многие из них занимались и после ее окончания.
В нынешней России с религиозностью дело несколько иное. В нынешней России, у представителей интеллигенции быть религиозным стало модно еще с девяностых годов. Церкви и православию тогда хором пели дифирамбы.
И в то же время в интеллигентных кругах России стало модным говорить о своей врожденной религиозности, идущей у них, якобы, еще от их предков, все как один и вдруг оказавшихся из состоятельных класса и сословий царской России. Церковь и религиозность они просто купили у нынешних священнослужителей для своего блага.
А говорить о религиозности нынешнего российского народа не стоит. Её нет и в помине. Религиозность Российской интеллигенции стала частью бизнеса. Поэтому у нынешней Российской интеллигенции священники стали карманными или домашними. И вера в Бога теперь тоже стала карманной, домашней, показной, искусственной, не настоящей.
И социологические опросы ВЦИОМ показывают, что верят в Бога и соблюдают церковные обряды у нас не более 2% населения. Остальные делают вид, что верят. Поэтому о религиозности современного русского общества говорить не стоит – его нет и в помине. Хотя наши руководители, все как один, публично ходят в церковь и публично крестятся.
АВТОР - Юрий СТОЛЯРОВ
Свидетельство о публикации №126010704210
Петр Пересвет 07.01.2026 14:21 Заявить о нарушении