Пирог с черничной начинкой

       ***

       Для того, чтобы дрожжевое тесто было послушным, нельзя громко разговаривать. Желательно, вообще не разговаривать во время расстойки теста. Наверное, вы об этом и так знаете. Также, по всей видимости, знаете, что хозяйке в голову не придёт где-то надолго усесться в разгар белого летнего дня, а если тесто в деже, пирог в печи, хозяйке не присесть ни на минуточку, не прислониться – чтобы тесто не село.
       Домочадцам нельзя устраивать сквозняки. Детям в день выпечки пирога нельзя играть с пёрышком. Это специальное пёрышко, без него не будет нужной корочки.


      ***

       «Бабушка, а давайте испечём пирог с черничной начинкой», – вдруг предложила я. В роду моего папы все дети обращались к родителям «на вы», и внуки тоже обращались «на вы», что для западного белорусского Полесья не такая и редкость.
      Почему с черничной начинкой? Не знаю. В местном лесу было много малины, черники не было. Чернику иногда привозит соседке Стэпе зять – передаёт гостинцы от своей мамы, живущей в другой части Брестской области. Некоторая заминка «неудобно просить» была преодолена: бабушка нередко относила соседке баночку молока. Соседка пошла к людям, у которых был телефон, чтобы позвонить детям – попросить черники для пирога, который просит у своей бабушки приехавшая погостить внучка.
       Мы ждали несколько дней.
       Дедушка решал стратегические задачи в доме, а в делах текущих и неважных бабушкиным просьбам и указаниям не сопротивлялся. Итак, получив поручение, дедушка должен был увидеть – и увидел – машину зятя Стэпци, сходить за ягодой, взяв приготовленное бабушкой блюдце – сподак. В итоге, вместо нескольких горстей черники дедушка принёс большую тарелку с высокой насыпью. Что дали, то и принёс. Моя бабушка, завершив строгую беседу с дедушкой, сказала мне: отнесёшь тарелку и часть пирога. 
       Буднично выпекалась обычная сдоба. На Великдень – паски (куличи). Сейчас же бабушке предстояло подготовить начинку из ягод с большим содержанием сока, испечь пирог, который будут оценивать – при всём добрососедстве – посторонние люди. И она волновалась.
       Пирог получился румяным и ароматным. Не самым высоким, но хорошо пропечённым. «Начинки многовато», – сказала бабушка.
      Соседскую тарелку с ещё немного тёплым пирогом, накрытым рушником, я несла осторожно.  Поблагодарила за ягоды. Обратно рушник наш принесла внучка бабушки Стэпы, и под рушником на соседской тарелке было угощение. Какое именно – дары сада, конфеты или что-то ещё – не помню. 
 

       ***

       С тех пор восприятие пирога с черничной начинкой у меня сопряжено с переживанием сложности его выпечки и ответственности за результат; радость от пирога трудоёмка. Быть может, появление этого простого рассказа позволит Пирогу с Черничной начинкой быть просто пирогом с черничной начинкой.
 


Стэпа, Стэпця – Степанида


Рецензии