Крымский символ - Ласточкино гнездо
В чем дело? Ответ пришел неожиданно.
Работая в программе Региональная, над символом Крыма ласточкиным гнездом, я просто была потрясена открытием высокого смысла предзнамения. Казалось бы год лошади и волка, а тут вдруг Снежный барс! Тотемы тесно связаны с небесными покровителями
И все же все небесные свершения творятся в подвигах земных героев-ратоборцев.
Система Шерлока Холмса или "Знатоков "Что, где, когда"
Городская ласточка под названием Hirundo urbica была впервые научно описана шведским натуралистом Карлом Линнеем в 1758 году. Видовое название urbicum (urbica до 2004 года, изменённое согласно правилам латинской грамматики), переводится с латинского как «городской». Интересно, почему ИРБИС вдруг - городской а не горный?! Вопрос для знатоков.
Далее еще интересней.
«Ла;сточкино гнездо;» символ южного Крыма — псевдоготический замок, расположенный на отвесной 40-метровой скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра Ялтинского городского округа Крыма. Нынешний облик принял в 1912 году. Отстроен был для богатой дворянской династии[прояснить]. После революции 1917 г. в разные годы в нём размещались склады, рестораны, читальные залы. Сегодня – архитектурно-выставочный комплекс, включающий несколько ярусов смотровых площадок, постоянную экспозицию об истории замка и выставочные площади.
Мысом Ай-Тодор заканчивается один из отрогов горы Могаби; он состоит из трёх скалистых выступов. На западной части мыса сохранились остатки римской крепости. Западный отрог называется Монастырь-Бурун, на нём был расположен средневековый монастырь Ай-Тодор, который и дал название мысу. Топонимический смысл греческого препозита ай в сочетании с собст
венным личным христианским именем означает храм Святого Феодора Стратилата.
В «Путеводителе по Крыму» М. Сосногоровой, изданном в Одессе в 1880 году, отмечено, что на вершине мыса Ай-Тодор «существуют развалины небольшого строения, которые явно принадлежат греческой церкви, где заметны ещё места для алтаря и для престола и сохранилось много фигурных кирпичей с клеймами».
В 1835 году на мысе Ай-Тодор, отчасти на месте греческой постройки, был возведен маяк. Инициировал строительство командующий Черноморским Флотом адмирал М. П. Лазарев
храм Святого Феодора Стратилата...
Феодор Стратилат особо почитается в городе Костроме, это связано восстановлением города после нашествия хана Батыя в 1230-х годах. В 1239 году Ярослав Всеволодович восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата. Феодор Стратилат становится покровителем города, и именно в эту церковь помещают чудесно обретенную икону Божьей матери, которая с этого момента именуется Феодоровской иконой.
В 1597 году над Святыми воротами Ипатьевского монастыря был выстроен двухшатровой храм, освященный в честь мученицы Ирины и святого великомученика Феодора Стратилата. Это было связано с бездетностью царской четы Феодора Иоанновича и Ирины Ирины Годуновой. В этом же монастыре в 1613 году происходило Призвание на царство Михаила Фёдоровича. По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери.
Монастырь был особо почитаем как «Колыбель Дома Романовых», а храм Феодора Стратилата до октябрьской революции 1917 года был главным собором Костромы.
Чем же знаменит Феодор Стратилат?
Это был красивый юноша из богатой семьи, воен.
ноначальник,победивший змея, преследовавшего жителей города Гераклее. И жители поверили в Христа и многих Фкрлор обратил в христианство. Император Ликиний узнав об этом потребовал Феодора приехать к нему.
В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.
Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:
…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…
…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам:
чтобы усмирить мятежный народ;
чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесёшь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере
Феодор, как обычно каждый вечер молился в храме. В один из вечеров, по преданию его осветил неземной свет и послышался голос:
"Дерзай, Феодор. Я с тобою."
Для этой цели в город прибыл император с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро императорский сотник Максентий открыл обман Феодора императору:
Он сказал: Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат
Император был шокирован, а Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. В процессе диалога Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. После этого святого подвергли многодневным пыткам, он был высечен, его жгли огнём и рвали железными когтями. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору пришёл Ангел и воин стал невредим.
****************
что сделал Петр Первый в новой столице - србрал "языческих богов" в Летнем саду
*********************************
А теперь вопрос для знатоков "Что сделали лица обладавшие в разное время Ласточкиным гнездом в этой непростой коллизии.
С 1827 по 1865 год первой владелицей земель на мысе Ай-Тодор была баронесса София-Юлия (Анна) Алексеевна де Беркгейм (1782—1865). Её матерью была баронесса Варвара фон Крюденер, известная проповедница мистического христианства[6], оказавшая влияние на императора Александра. Баронесса Беркгейм прибыла в Крым в 1824 году вместе с матерью и своими близкими подругами: княгиней Анной Голицыной, владелицей обширного имения в Кореизе, и графиней де ля Мотт.
Причиной отъезда этого союза единомышленниц из столицы послужило то, что графиня де ля Мотт, жившая в России под именем графини де Гаше, в 1824 году была выслана императором в Крым, где она жила до своей смерти в 1826 году.
С 1824 года баронесса Беркгейм и княгиня Голицына жили вместе, в Петербурге и затем — в Крыму, так как имели замысел создать на крымской земле в своих имениях «колонию пиетистов». Пиетизм в это время был широко распространён в придворных кругах. С этой целью баронесса Беркгейм приобрела шесть участков земли в Гаспре на мысу Ай-Тодор, на них были заложены виноградники. А. С. Голицына умерла в 1838 году, оставив завещание на всё своё имущество баронессе Беркгейм, которая продолжала жить в имении до конца своей жизни в кругу других последователей В. Ю. Крюдене. Замысел создания колонии пиэтистов так и остался неосуществлённым.
Рудольф Васильевич Штейнгель (5 [17] июня 1841, Ревель, Российская империя —20 ноября [2 декабря] 1892, Киев, Российская империя) — барон, инженер путей сообщения, строитель железных дорог. Собственник уникального псевдоготического особняка в Киеве. Автор семейного надгробия Штейнгелей на Аскольдовой могиле — архитектор Владислав Городецкий.
Двоюродный брат — Эммануил Александрович Штейнгель (1838—1915) В 1858 г. закончил императорское училище правоведения в С. Петербурге. Служил в Министерстве юстиции, в 1894 г. произведён в статские советники со старшинством. Владел имением на границе Крестовского и Тихвинского уездов, площадью 1281 дес. Имел землю и дома в Петербурге, Гатчине, Ржеве, где избирался мировым судьёй. В 1913—14 гг. купил в около 6 дес. земли в Ялте, доходные дома. Скончался в Ялте 8 сентября 1915 г
В мае 1888 года врач, доктор медицины, Адальберт Карлович Тобин[10], участник Крымской войны, Балаклавского сражения[11], купил у А. И. Гончарова эти участки. К этому времени у А. К. Тобина в Ялте уже в 1873 году был построен дом, врач имел в городе врачебную практику, с 1876 по 1882 год служил также врачом в больнице при императорской резиденции «Ливадия»[12]. В 1889 году Адальберт Тобин построил "на Аврориной скале с западной стороны дом с белой балюстрадой на крыше под названием «Белая ласточка»[13], в «Практическом путеводителе по Крыму»[14] Анны Москвич 1889 года, названный ласточкино гнездо — «…на совершенно отвесной почти скале и с балкона вы видите внизу море…», а между маяком и средним утесом были «разбросаны дачные домики того же землевладельца»[15]. Дачи были выстроены в открытом поле, где не было ни тени, ни зелени, ни пресной воды, но их охотно снимали люди, «жаждущие восстановить за дешёвую цену свое здоровье и подышать свежим воздухом»[16].
Жена Тобина, Елизавета Александровна, урождённая фон Штейнгель[17], также приобретшая участки, на Аврориной скале на высоте 38 метров построила каменный дом над обрывом, названный виллой «Генералифе». Путеводитель по Крыму, изданный в 1894 году, уже рассказывает о том, что «на последнем утёсе, у края обрыва, стоит оригинальный дом г. Тобина, в виде замка с башнею»[18]. Здание можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: Л. Ф. Лагорио[19], А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени. Это здание в 1904 году фотографировал работавший тогда с апреля по сентябрь в Крыму С. М. Прокудин-Горский[20].
Семья развивала замысел создать новый курорт на мысе Ай-Тодор, и имела два дома: один из них принадлежал мужу, а другой — жене. Но в 1891 году, после смерти мужа, Елизавета Александровна стала распродавать земли на мысе Ай-Тодор. 18 октября 1902 года участок с каменным домом, оштукатуренным и выкрашенным в красный цвет, был продан младшей сестре хозяйки, баронессе Софье Александровне фон Штейнгель[21]. В 1908 году он описывается так: «На Ай-Тодоре существуют следующие дачи: „Генералифе“, замок любви, более известная под названием „Ласточкино гнездо“. Комнаты в наём здесь не сдаются»[22]. После 1911 года сёстры фон Штейнгель остались жить в Крыму, вскоре к ним присоединился брат — Эммануил Александрович фон Штейнгель (1838—1915)[23]. Они поддерживали отношения со своим двоюродным братом Л. В. фон Штейнгелем и его сыновьями, Павлом и Борисом[24].
Большую часть земель купил Павел Григорьевич Шелапутин — действительный статский советник, потомственный дворянин и знаменитый меценат, на средства которого был создан эллинистический зал Музея изящных искусств на Волхонке. На мысе построили небольшой курорт «Жемчужина», он описан в путеводителе по Крыму 1908 года: «С восточной стороны маяка — имение П. Г. Шелапутина „Жемчужина“, занимающее свыше 13 дес. и имеющее 8 дач различной величины, в 11, 4. 3 и 1 комнаты, которые сдаются помесячно. … Комнаты сдаются с прислугой и самоварами, питьевая вода привозная. Среди дач одна расположена над обрывом между „Генералифе“ и маяком, и также известна под названием „Ласточкино гнездо“»В мае 1888 года врач, доктор медицины, Адальберт Карлович Тобин[10], участник Крымской войны, Балаклавского сражения[11], купил у А. И. Гончарова эти участки. К этому времени у А. К. Тобина в Ялте уже в 1873 году был построен дом, врач имел в городе врачебную практику, с 1876 по 1882 год служил также врачом в больнице при императорской резиденции «Ливадия»[12]. В 1889 году Адальберт Тобин построил "на Аврориной скале с западной стороны дом с белой балюстрадой на крыше под названием «Белая ласточка»[13], в «Практическом путеводителе по Крыму»[14] Анны Москвич 1889 года, названный ласточкино гнездо — «…на совершенно отвесной почти скале и с балкона вы видите внизу море…», а между маяком и средним утесом были «разбросаны дачные домики того же землевладельца»[15]. Дачи были выстроены в открытом поле, где не было ни тени, ни зелени, ни пресной воды, но их охотно снимали люди, «жаждущие восстановить за дешёвую цену свое здоровье и подышать свежим воздухом»[16].
Жена Тобина, Елизавета Александровна, урождённая фон Штейнгель[17], также приобретшая участки, на Аврориной скале на высоте 38 метров построила каменный дом над обрывом, названный виллой «Генералифе». Путеводитель по Крыму, изданный в 1894 году, уже рассказывает о том, что «на последнем утёсе, у края обрыва, стоит оригинальный дом г. Тобина, в виде замка с башнею»[18]. Здание можно увидеть на полотнах известных художников-маринистов: Л. Ф. Лагорио[19], А. П. Боголюбова, а также на фотографиях того времени. Это здание в 1904 году фотографировал работавший тогда с апреля по сентябрь в Крыму С. М. Прокудин-Горский[20].
Семья развивала замысел создать новый курорт на мысе Ай-Тодор, и имела два дома: один из них принадлежал мужу, а другой — жене. Но в 1891 году, после смерти мужа, Елизавета Александровна стала распродавать земли на мысе Ай-Тодор. 18 октября 1902 года участок с каменным домом, оштукатуренным и выкрашенным в красный цвет, был продан младшей сестре хозяйки, баронессе Софье Александровне фон Штейнгель[21]. В 1908 году он описывается так: «На Ай-Тодоре существуют следующие дачи: „Генералифе“, замок любви, более известная под названием „Ласточкино гнездо“. Комнаты в наём здесь не сдаются»[22]. После 1911 года сёстры фон Штейнгель остались жить в Крыму, вскоре к ним присоединился брат — Эммануил Александрович фон Штейнгель (1838—1915)[23]. Они поддерживали отношения со своим двоюродным братом Л. В. фон Штейнгелем и его сыновьями, Павлом и Борисом[24].
Большую часть земель купил Павел Григорьевич Шелапутин — действительный статский советник, потомственный дворянин и знаменитый меценат, на средства которого был создан эллинистический зал Музея изящных искусств на Волхонке. На мысе построили небольшой курорт «Жемчужина», он описан в путеводителе по Крыму 1908 года: «С восточной стороны маяка — имение П. Г. Шелапутина „Жемчужина“, занимающее свыше 13 дес. и имеющее 8 дач различной величины, в 11, 4. 3 и 1 комнаты, которые сдаются помесячно. … Комнаты сдаются с прислугой и самоварами, питьевая вода привозная. Среди дач одна расположена над обрывом между „Генералифе“ и маяком, и также известна под названием „Ласточкино гнездо“»В 1911 году участки и дом купил московский миллионер Сергей Карпович Рахманов, старший брат философа и издателя Георгия Карповича Рахманова. Братья Сергей, Иван и Георгий Рахмановы принадлежали к одной из самых богатых семей в Москве. Они вошли в архитектурную историю Москвы строительством известных доходных домов, которые стали характерными ампирными приметами столицы. Рахмановы известны также своим уникальным собранием иконописи, над которым работал приглашённый ими Павел Муратов.
Именно при Сергее Карповиче Рахманове имение «Ласточкино гнездо» получило свой нынешний вид — романтический замок, напоминающий средневековые сооружения на берегах Рейна. Проект нового дома в 1911 году был заказан опытному инженеру Николаю Сергеевичу Шервуду, сыну архитектора С. В. Шервуда, внуку архитектора Владимира Шервуда автора здания Государственного исторического музея на Красной площади
Свидетельство о публикации №126010306882