Заяц верхом на осле
Забравшись на забор, будущий троечник начал изучать жизнь своей "Пролетарской" улицы. Улица была очень длинной, проходила почти через весь большой посёлок и состояла вся из частных домов. Уже порядком заскучав, не увидев ничего потрясающего и собираясь слазить, Мишка увидел крадущегося домой соседа по прозвищу Заяц.
"Заяц"
Соседская семья проживающая напротив, состояла из пяти человек: Заяц, его жена Райхан, двое детей и очень старая бабушка. Семья как семья. Но Заяц был особенным, штучным экземпляром в округе. Он рвал все шаблоны и представления о семейной жизни. Да и вообще был неповторимой, особо индивидуально-уникальной личностью.
Заяц шёл домой как-бы немного с опаской, немного полубоком, как-будто что-то противилось в нём, но заставляло идти вперёд. Шаг был осторожным и абсолютно трезвым. Под глазом красовался всё никак не рассасывающийся до конца синяк. Заяц отбыл очередное заключение на "15 суток" в местном РОВД. Две недели он белил клумбы, садил и поливал цветы, косил траву и выполнял абсолютно бесплатно ещё много полезных, необходимых работ на благо общества. Синяк скорее всего ему поставила его жена Райхан перед отправкой в "командировку". Райхан была намного фактурней щуплого мужа и могла с лёгкостью позволить себе рукоприкладство. У Зайца эта ходка в милицию была уже далеко не первой. В этом плане у него была полная стабильность. В своём жизненном цикле Заяц придерживался простого, но верного плана: заработать на калымах денег, загулять, прогулять весомую часть заработанного, а потом тихо и незаметно вернуться домой. Райхан ждала Зайца всегда с нетерпением и пылающей любовью. Иногда, в порыве страсти, бури эмоций и ночных разбирательств - за Зайцем также незаметно подьезжал персональный автомобиль "Уаз" с фирменным логотипом и мигалкой. И побитый женой "агрессивный" Заец благополучно уезжал на целых две недели спокойной, безопасной, трезвой жизни. Райхан всегда лично передавала распоясовшегося Зайца в руки участкового с прежними инструкциями: не бить, кормить и присматривать как за родным. Участковый уважал Райхан и жалел Зайца. Все знали, что Зайца может обижать только Райхан и никто иной кроме неё. За мужа, Райхан готова была порвать любого. Поэтому инструкции Райхан строго исполнялись и Заяц возвращался всегда посвежевшим и даже с небольшой прибавкой в весе. Из уважения и небольшого опасения перед Райхан, участковый старался лично привезти обратно Зайца и передать в руки уже соскучевшейся и подобревшей жене.
Сам по себе, Заяц, был интеллигентного вида. Среднего роста, худощавый, с узкими плечами, с массивными очками. Со стороны можно было легко принять его за учителя физики, инженера, ветеринара или агронома. Он был безобидный, добродушный, вечно улыбающийся человек. Мишке нравился Заяц.
Заяц вечно где-то пропадал. Либо калымил, либо был на общественных, благотворительных работах. Дома его было не застать, как наверное всех деловых людей интеллигентного вида. Он не любил заниматься скучными бытовыми обязанностями мужа, хлопотать по хозяйству. За это всё приходилось беспокоиться Райхан. Заяц любил срубить деньжат и жигануть по полной. В один из таких дней загула Заяц мог приехать на купленном по пьянке "запорожце", а на другой день сменять "запорожца" на осла и приехать ночью верхом домой. Да не просто прискакать верхом пьяным на осле, а заехать прямо на веранду дома, привязать к стулу и пойти спать. Для Мишки до сих пор остаётся загадкой, почему Заяц не доехал на осле прямо до кровати, а остановился на веранде? Может потому, что осёл оказался разумней Зайца и отказался дальше следовать? Или всё-таки Заяц проявил благоразумие и постеснялся привязывать осла к кровати? Ранним утром осёл начал орать и поднял всю семью и соседей. Райхан проснулась, убрала обосраный половик, вывела осла за ограду и легла дальше спать. Осёл в диком стрессе безостановочно бегал по улице от соседа к соседу и пронзительно орал. Проспавшись и выйдя на улицу, Заяц поймал осла и начал катать собравшихся со всей округи детей. У детей был в высшей степени восторг. Все ребятишки просто обожали осла и счастливого, доброго, улыбающегося Зайца.К ослу все привыкли, Заяц держал его на заднем дворе в сарае, все желающие могли придти и погладить осла. Осёл благополучно пережил зиму и куда-то пропал. Наверное Заяц и его обменял на что-то другое.
В жизненном цикле у Зайца были и достаточно протяжённые периоды пребывания, когда ничего особо потрясающего не происходило. Проходя мимо соседского забора Мишка мог наблюдать и семейную идиллию, когда семья уже выкопала картошку и Райхан довольная трезвостью мужа таскала полные мешки, а счастливый Заяц немного усталый лежал на осеннем солнышке у мешков и ел с куста сладкий паслён. Их бабушка в такие моменты выходила на костылях, садилась на скамеечку у крыльца и любовалась этой счастливой парой. Заяц однако, любил Райхан. А Райхан любила Зайца. Это было видно на расстоянии. Просто любовь была особенной и неповторимой.
Часто Заяц не успевал приготовиться к зиме: заготовить сена, дров, сахара, муки. И тогда Райхан каким-то чудом, где-то в займы доставала и кормила семью, успевая ещё и подрабатывать на работах.
Мишка с интересом наблюдал в часто открытые ворота, как их бабушка выходила на костылях во двор, присаживалась на стульчик, не спеша выкуривала трубку и разжигала настоящий медный самовар на дровах. Самовар появлялся наверное от того, что электричество часто отключали за неуплату. Бабушка сидела у деревянного крыльца и рубила топориком половицы на мелкие щепы для растопки самовара. Крыльца хватило на очень долгое время для растопки. Мишке казалось, что всю его жизнь эта бабушка разбирала крыльцо. Когда самовар разгорался - то запах дыма приятно обволакивал соседние ограды. Мишке нравился этот запах, нравилось как железная труба самовара накалялась до красна и дымила. Запах стоял потрясающий. В этом было что-то объединяющее, домашнее и уютное. То чего у других семей не было. Мишка с небольшой завистью смотрел на этот самовар, в его семье был только обычный чайник.
Когда с крыльцом было покончено, то в ход пошёл забор полисадника, потом штакетник. Пропали также створки ворот и калитка. Но так даже было удобней, снег зимой продувало и Зайцу не приходилось откапывать постоянно ограду, а Мишке приходилось всю зиму и весну. С лопатой в руках, умываясь потом после очередного бурана, Мишка опять смотрел с восхищением на то, как умеют жить практичные люди. Избавили себя от ненужной работы, да ещё и какой!
В памяти на всю жизнь осталась эта бабушка на костылях, курящая трубку сидя у самовара с топориком у ног. От этого самовара до сих пор тепло и уютно на душе, когда вспоминаешь детство.
В начале 90-х семейная психология, как и сами психологи - были где-то в стадии зарождения. Обычным, тем более сельским обывателям конечно это всё было недоступно. В роли психологической поддержки выступали: участковый, соседи, коллеги, друзья и просто "доброжелатели" советчики. Поэтому такая как Райхан не слушала никого. Она прекрасно понимала, что её семейную жизнь никто не поймёт кроме неё самой. Были одни подколы со стороны, косые улыбающиеся взгляды с высока. Райхан видела и чувствовала за спиной все усмешки людей, знала что многие даже имени её мужа не знают, для всех он был просто Заяц. Но Райхан продолжала любить и иногда бить своего Зайца. Она не собиралась и в мыслях отказываться от него. "Да чёрт с ними, с этими воротами, штакетником и крыльцом, зато он любит меня а я его" - думала про себя Райхан. А Заяц и правда осознавая каждый раз положение дел - брал себя в руки. Боролся с зелёным змеем и перестал быть постоянным членом тайного общества "пятнадцати суток". Заяц отчётливо понимал, что если бы не Райхан в его жизни, то скорее всего он бы уже давно спился и помер. В моментах молчаливого откровения - он искренне благодарил Райхан. В его взгляде было написано всё. Райхан в глубине понимала, что в свои молодые годы спасла уже как минимум одну жизнь, жизнь любимого Зайца .
В 16 лет, окончив 9й класс, Мишка с семьёй готовились к переезду в Россию. Туда, откуда его предки уехали поднимать целину. Райхан воспитывала к этому моменту уже третьего ребёнка. Она рвала, ломала все стереотипы и общепринятые шаблоны общества всем назло. Никто никогда её не поймёт. Да и не обязана она ничего никому объяснять. Райхан любила своего Зайца, бесшабашного, так и не повзрослевшего, въезжающим в веранду верхом на осле. И Заяц в ответ боготворил свою Райхан.
Свидетельство о публикации №126010205619