Лейбниц и свобода

Опять же, следуя другой концепции Лейбница, лучшим из возможных миров наш мир был бы лишь в одном случае - если бы, несмотря на все его бесконечно усложненные совозможности, каждое индивидуальное понятие могло бы оставаться все-таки собой и в принципе выбирать исключительно свою собственную судьбу. Но это и есть свобода.

И это то, что действительно возможно в нашем мире на пределе всех его возможностей и всех его совозможностей. Всякое индивидуальное понятие может быть разрушено и уничтожено, но не может быть перекроено без его собственного согласия и данный простой факт и является уровнем свободы.
Свободой быть собой или вовсе не быть.

Поэтому понятие "индивидуального понятия" - вовсе не детерминизм, а как раз - свобода. И она невозможна без осознания собственного "истока".

В лучшем из миров события не являются обыкновенной результирующей действий многих, спешащих наверх и не умеющих пробиться, такими они являются в худшем из миров, но в лучшем, они - разворачивание, сбывание индивидуального понятия каждого - исполнение своего предназначения, бесконечное обретение себя или попросту счастье.

То есть то, что происходит со мной это мои события. Мои важнейшие события и есть Я.


Рецензии