Ранимая открытость - Чацкий - заметка

Очень давно не прикасалась я к пьесе Александра Сергеевича Грибоедова (1795, Москва - 1829, Тегеран) - "Горе от ума" (1820-1824). И вот совсем недавно перечитала.

Не возникло у меня чувство, что вижу текст словно в первый раз, как нередко со мной бывало при обращении вновь к русской классике. Нет, на редкость ясно помнила я почти слово в слово всю пьесу, что и немудрено: растворилось это произведение Грибоедова в самом русском языке, на котором мы говорим. И уже не знаешь: автор ли это сказал или народ придумал, а писатель подслушал да забрал себе в художественную копилку.

Но поразило меня другое - моё новое и совершенно искреннее отношение к главному герою - Александру Андреевичу Чацкому.

С самой юности. с первого моего прочтения "Горе от ума" ещё в школе - главный герой мне совершенно не нравился. Более того - я даже не верила в искренность его чувств.

Восторженное отношение Чацкого к Софье, возникшая горячая влюблённость в подругу его детства казались мне ложными и наигранными. И ничего я с этим не могла поделать, даже понимая, что моё недоверие разрушает весь нерв пьесы, пожалуй, даже её смысл.

И тем удивительнее, что не делая над собой никаких усилий, я совершенно изменила своё отношение к Чацкому, перечитав пьесу совсем недавно.

Причём фигура главного героя на этот раз предстала столь трагичной, что жанр "Горе от ума" в моём ощущении стал всё больше приближаться к драме, неотвратимо удаляясь от комедии.

Поражает какая-то детская, беззащитная открытость Чацкого. Обнажённость всех движений его души.

С первой фразы, с которой он кидается к Софье, своему юношескому увлечению, возвратившись из путешествия:"Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног. (С жаром целует руку)".* И до последнего отчаянного монолога в конце драмы, полного боли и разочарования:"(С жаром) Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал близко. Пред кем я давеча так страстно и так низко был расточитель нежных слов!.."

Чацкий - родоначальник плеяды современных героев в русской литературе первой половины XIX века. С ним почти соседствуют Евгений Онегин ("Евгений Онегин" А.С. Пушкина) и Григорий Печорин ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова)...

Но как же не похож герой Грибоедова на своих условных последователей! И открытостью душевных переживаний, и жаждой свободно донести своё слово и быть понятым, быть услышанным!

Разочарование настигает его в конце драмы, и Чацкий бежит из Москвы, бежит от света, от людей, многие из которых родные ему по крови и воспитанию.

Онегина и Печорина читатель застаёт в точке охлаждения и разочарования в любви и дружбе. Иначе говоря в том духовном состоянии, в котором расстаётся с Чацким.

И тем не менее с трудом верится, что жар Чацкого сможет когда-нибудь превратиться в духовное охлаждение Онегина и Печорина - слишком высокий градус душевного горения с самого начала задаёт Грибоедов своему герою.

30 декабря 2025 года,  Москва

*Здесь и далее цит. по: Грибоедов А.С. Сочинения. Горе от ума. - М.,:Худож.лит., 1988. - с. 751.


Рецензии