Фёдор Басманов. Лекция в Александровской слободе

Дорогие, немного приболела, поэтому в щадящем темпе продолжаю рассказывать о своих передвижениях, которыми наполнена «Дорога Фёдора Басманова». Нынче пару слов о мероприятии, о котором невозможно не сказать.

11 декабря прочитала лекцию о Басмановых сотрудникам музея «Александровская слобода». Что самое важное хотелось бы сказать об этой лекции? Да тут важно всё! Для меня это была особенная лекция и особенное выступление. Своего рода – высота, еще одна планка. И я очень рада, что уходящей год, завершился именно этой встречей. Достаточно символично. Ко всем лекциям мне приходится готовиться морально, постоянно форматируя имеющийся материал под самые разные группы людей. Взрослые, вольные слушатели, литераторы, работники музеев, студенты, дети разного возраста, местные жители и гости тех или иных городов (вторая половина года выдалась крайне плодотворной!). Каждый раз необходимо развернуть и подать материал так, чтобы было интересно (и относительно легко для восприятия, насколько это реально) определенной аудитории, в определенном месте/городе. Но в этот раз я требовала сама от себя особо тщательной подготовки и особого настроя, учитывая знаковость самого места, а также уровень и профессионализм работающих здесь людей, которые знают непосредственно о  Грозном намного больше чем я сама. Увы, с настоящей историей Басмановых редко знакомы даже специалисты, поэтому я искренне рада, что мне удалось подарить сотрудникам музея удивительные (новые для многих) факты, а кого-то вдохновить на пересмотр ранее известного материала.

    Александровская слобода – опричная столица. Была, есть и остается исторически. Именно слобода стала первым местом, куда я бросилась в поисках непонятно чего, когда имя Фёдора только-только появилось в моей жизни, и я пыталась понять, что с этим именем теперь «делать». И не смотря на всепоглощающую любовь к Переславлю, именно фотография Феодоровского надвратного храма слободы украсила обложку моего поэтического сборника «Сын воеводы/Невечерний мой свет», что появился на свет этой осенью. Вот так сложилось, вот такая возникла внутренняя потребность, а то и желание.

Я очень хорошо помню самый первый год моего «поиска», хотя при этом воспоминания плавают в тумане. Самое первое соприкосновение с живой слободой, которое осталось во мне отчаянным вопросом «что я могу сделать?» для того, кто умер пять веков назад, но стал таким дорогим и близким. Именно в слободе я написала самые первые строки самого первого стихотворения, сидя на ступенях надвратного храма и слушая то, что нашептывала мне плакальщица-сныть. Это был «Последний монолог Фёдора Басманова» и «Причитание». Вот так. Наше знакомство началось с «прощального монолога», но на этом не закончилось. Скорее наоборот – я весьма смутно представляю себя теперь без этих имен. А если честно, но не представляю совсем.
 
    Тогда я была просто поэтом, который метался от непонимания «что я могу сделать?». У меня не было знаний о грозненской эпохе, но было страшное, изматывающее понимание того, что сказанное об этих людях – неправда. Пять лет спустя я читаю здесь лекции о тех, кто (повторюсь), вошел в мою жизнь настолько плотно и основательно, что я иногда забываю, что речь идет о пяти-шести веках. А были ли эти пять-шесть веков? Ведь календарь-то придумали люди…

    Всё это стало возможно, потому что тогда я твердо решила – я буду двигаться этой дорогой, даже если всё что я делаю, будет интересно мне одной.

     Раскинувшееся над Александровом небо, видело намного больше других городов о событиях опричных лет и знает намного больше нас с вами. Место сложное по энергии (плотность исторических событий – немыслимая!), столь необходимый и важный оплот изучения истории. Сотрудники слободы прекрасно знакомы с таким понятием как «миф». Знают, как миф рождается и обвивает туманными кольцами людей, некогда творивших историю. Многочисленные туристы и гости, которых манит слобода, часто приезжают с похожими вопросами, в центре которых многочисленных легенды и сплетни о самом одиозном и ярком русском государе Иоанне Васильевиче Грозном. Без сомнения – досталось ему не меньше чем Басмановым. А убивал ли сына? А сколько было жен на самом деле и какова участь всех этих жен? А правда ли, что половину Руси «выкосил» в опричной мясорубке? Всё это звучит в слободе регулярно.

    Вот только масштаб фигуры другой и защитников у Иоанна больше, чем у Алексея, или тем паче Фёдора.

     Поэтому обсуждать проблематику, связанную с именами Басмановых в слободе, чрезвычайно важно и актуально. Как и в целом важно закладывать основу нашего взаимодействия и совместного движения вперед. Я искренне надеюсь увидеть (и встретить!) сотрудников музея у нас в гостях, в Елизарово. Рассказывать об этом храме, устроенном Алексеем Даниловичем – это одно. Совсем другое…Как хочется, чтобы каждый человек, ощущающий себя сопричастным к историческому потоку, смог собственными глазами увидеть ту самую, храмозданную надпись и постоять под бесконечным купольным пространством, похожим на первозданный чистый космос. В храме, который статусный человек, воевода и аристократ, построил ради поминания своих погибших воинов.

   Более того, мечтаю, что Елизарово, в качестве важной историко-географической точки, войдет в проекты, о которых мы с Мариной Константиновной говорили. Не всё о чем мечтается, происходит сразу, но капля точит камень.

   Сердечно благодарю за эту встречу Марину Константиновну Рыбакову, а коллектив музея за терпение и гостеприимный прием!

Фотоальбом https://vk.com/album2905696_311108749

Музей о нашей встрече https://vk.com/wall-45583559_8181

Группа музея «Александровская слобода» https://vk.com/alexmuzeum

Скачать электронный вариант документальной книги о Басмановых «Фёдор и Алексей Басмановы. Пять веков без права голоса» можно на Литресе  https://www.litres.ru/70284688/

Заказать бумажный вариант поэтического сборника «Сын воеводы» можно на Ридеро https://ridero.ru/books/syn_voevody/ или на Озоне


Рецензии