Овощевик. Сказка 8 цикла Кот-Баюн

Мальчику нездоровилось. В школу он несколько дней не ходил.
Сперва болели глаза от температуры, тогда он, конечно, уроки не делал, пока  их не накопилось так много, что пришлось трудиться с утра до вечера. Правда, пока он болел, полагался дневной сон. При температуре проблем не было, мальчик засыпал легко, а когда стало чуть лучше, дневной сон никак не шел. А должен был, в соответствие с постельным режимом. В больнице, например, есть специально «тихой час».
Там, наверное, чем-то лучше, не надо делать уроки, и не дают столько овощей, капусты, тыквы, клюквы и прочей «полезной еды»…
Мальчик ворочался с бока на бок, потом решил задвинуть занавески. Ему мешал дневной свет, даже такой тусклый.
Он подошел к окну и посмотрел наружу. Там возились малыши в сквере, рядом с детской площадкой.
- Уже декабрь начался, - подумал Мальчик, - а снега нет. Был бы снег, можно бы Снеговика слепить… Я бы начал, а они продолжили бы, как прошлой зимой… Говорят «снежная баба», а чем это «баба»?! мне так не нравится, лучше «снеговик».
В том году возле детской площадки, под деревьями, Мальчик слепил Снеговика, потом сидящую рядом кошку, детям понравилось, вокруг возникли разные снеговые фигурки, разного размера и художественного качества, но сделанные старательно, от души.
…Мальчик закрылся от света и прилег. Ему захотелось посмотреть, что можно сделать вместо снеговика подручными средствами. Рядом ждал внимания телефон. Пользоваться им без надобности не приветствовалось, но мальчик решился немного нарушить правило. С помощью ИИ он соорудил на экране подобие снежной бабы из бюджетных овощей – «капусты белокочанной», то есть самой обычной. В хорошем хозяйстве кочан может вырасти с большой арбуз… ИИ изобразил трёхъярусную фигуру ядовито-зелёного цвета, пригодную для ночных кошмаров. Мальчик всматривался в картинку, а капустный снеговик внезапно прищурил черные глазищи, оскалился и затанцевал на месте, роняя на пустую темную землю листы.
- Покупайте, молодцы,
Земляные голубцы…
Их полезно детям есть,
минералы есть…
Мальчик оцепенело смотрел на купоросто-зелёное страшилище, собравшееся продолжить тему… Тут экран мобильника накрыла большая кошачья лапа, и густой, знакомый бархатный голос поинтересовался:
- А кто у нас о больницах мечтает, а в тихий час не спит?
- Кот-Баюн! – с восторгом воскликнул Мальчик и кинулся обнимать невесть откуда взявшегося гостя. Кот-Бают любил эффектно появляться из ниоткуда. – Тебя долго не было, я думал, ты больше не придешь! А ты прямо днем…
- Это почему же не приду? – прищурился Кот. – Всё потому, что ты белый, безшёрстный, безхвостый и вообще не моей породы? Так это совсем не важно. Я широких взглядов, - добавил он гордо, усаживаясь на кресло возле кровати. – И прихожу когда хочу. Кто сказал, что коты ночные звери? Мы днем видим не хуже, чем ночью. И птичек еще как ловим.
Мальчик и думать забыл про замену снеговика капустой. Но Кот-Баюн взял в лапы телефон и погрузился в задумчивое разглядывание медно-купоросной капусты.
- Я по тебе скучал, - думал Мальчик, ничего не говоря вслух, - может, ты ходишь только к маленьким, а я для тебя вырос… Я уже вправду совсем большой, - вздохнул Мальчик. Обычно столь приятная, мысль сейчас не доставила ему удовольствия.
Вслух же он сказал совсем другое:
- Раз ты пришел, ты, наверное, хочешь, чтобы я лег, и ты поможешь мне заснуть.
- А вот и нет. – возразил Кот Баюн и решительно встал. – Мы сейчас с тобой… гулять пойдем.
- Правда? – образовался Мальчик. – Но я не могу, - спохватился он, - я болею, я должен лежать на кровати…
- На этой? – уточнил Кот Баюн. – Так ложись!
Не успел Мальчик лечь, как кровать дернулась с места и живо покатилась по дорожке, неведомо как оказавшейся вместо пола. Кот, желавший лихо воскликнуть, по-гагарински,  «По-ехали!», не рассчитал кроватной прыти, замешкался. Пришлось догонять на четырёх лапах по-кошачьи, запрыгивая на ходу.
Кровать мчалась по ровной дорожке между зарослей ландышей, потом среди жасмина, больших кустов, усыпанных розовыми и белыми цветами, мимо пригорков, заросших ромашками с васильками, будто сквозь время. Сезоны менялись вместе с ароматами. Каких цветов тут только не было! Наконец по обе стороны замелькали разноцветные астры и хризантемы.
- Пррру! – крикнул кот. Кровать резко остановилась. - При-ехали, слезай.
Он взял Мальчика лапой за руку и повел по тропинке в заросли. Пахло осенним садом. Перед ними показалась белая беседка с тонкими колонными, увенчанными куполом, увитая виноградными багряными листьями. с удобной скамейкой внутри. Кот жестом предложил присесть. Тут он опять напомнил о зеленой фантазии ИИ.
- Я не против прогресса, - сказал он. – Но ИИ не имеет никакого представления, что такое Снеговик. И что такое Настоящие Овощи. Ты хотел заменить снеговика чем-то похожим, но из осенних круглых овощей… только почему из капусты?
- Ну… потому что она…
- … Белая? – подхватил Кот. – Но разве это главное?  Главное у Снеговика, что он… какой?
- Добрый, - сказал Мальчик. – Веселый…
Мальчик замолк: меж по-осеннему пестрых, зарослей за играло солнце. В его лучах к беседке подошел из сада красивый молодой человек, одетый по-старинному  - с плащом и в шляпе с кленовым листом вместо пера.
- Это Осень оделась сентябрём, - шепнул кот, отвесил глубокий поклон. Мальчик тоже поклонился. Когда он поднял глаза, перед ним стоял статный охотник, как говорится, «с горящим взором», то есть очень крутой.
- Октябрь, - шепнул, опять кланяясь, Кот. Мальчик сделал так же..
Третий раз осень предстала старцем, в скромном наряде, но с прекрасным, мудрым лицом, будто светящимся изнутри. 
- Ноябрь, - чуть слышно шепнул Мальчику Кот, и сразу повысил голос, - Ваше Осеннее Величество, простите великодушно, что отнимаем Ваши драгоценные мгновения. Мы пришли из Декабря специально, чтобы попросить Вас помочь. Известно, что никого на свете нет мудрее и щедрее Осени, поэтичней и сказочней Вас. Не только я, - все юное Человечество надеется на Вашу благосклонность, в лице его представителя… (Кот слегка подтолкнул Мальчика, и тот еще раз глубоко, как только смог, поклонился).
Осень рассмеялась, превращаясь в девчонку - ровестницу, с дерзким, мальчишеским озорством в глазах и большим охотничьим луком.
- Окэй, - сказала она звонким крепким голоском, - так и быть, проявлю благосклонность, хоть вы бесцеременно вторглись в мой заповедный сад и застали меня во всём домашнем… Человечеству я бы не простила, но на любимого котика сердится невозможно… Знаю, вы хотите сделать волшебного зимнего друга, вместе традиционного снеговика. ИИ ничего путного не придумал… что не удивительно. А я, так и быть, подарю Вам нечто особенное, вместо Снеговика! Вы хотели из овощей? Пожалуйста! Только не из белокочанной капусты, на снег она все равно не похожа, при том она у меня занята, из нее дети рождаются.
- Так их же… э… аисты приносят… не удержался Мальчик, и покраснел от смущения. Перебивать Осень нехорошо, если она даже и в облике сверстницы.
Осень посмотрела на него с удивлением.
- Аисты – только доставка. Курьеры…
Она явно хотела продолжать, но Кот-Баюн, осмелевший после комплементов и перевоплощения Осени в ребенка, бесцеременно перебил:
- Не отвлекайтесь, Ваше Великое Высочество, Вы говорили про замену Снеговика.
- Да, конечно, мой Снеговик будет добрый и забавный. На вкус теплее и слаще снега… Если его хорошенько приготовить.
- Обязательно приготовим, - вставил Кот несколько иронично.
Осень посмотрела на любимца и вздохнула.
- Зима не встретила Вас как следует, все приходится делать мне, - сказала она мягко, повернулась к саду и сделала широкий приглашающий жест. Трава и кусты расступились, пропуская к беседке три подкатившихся тыквы – большую, среднюю и маленькую. Мальчик вспомнил Хэллувин и ужаснулся – резать из нее злую рожу показалось ему чудовищным.
- Чур, никаких хэллувинских штучек, нечего из Осени буку делать, - ответила на его мысли Осень. -  А то действительно дождетесь…
Не договорив, Осень чудно, заразительно засмеялась, превращаясь на ходу в завихрение золотого листопада, уносимого ветром… Пахнуло холодом.
- Бежим, - шепнул Кот. – Хватай тыкву…
Мальчик думал, что он не поднимет и самую маленькую из трех, но тыквы оказались легкими. Только средняя выскользнула из рук, покатилась по тропинке и выскочила на дорожку, но Кот в три прыжка нагнал ее и ухватил своими большими, белыми зубами… Тыкве было не больно, только щекотно, на всякий случай она ойкнула и перестала дергаться.
Кот и Мальчик едва запрыгнули на кровать, которая сорвалась с места и помчалась что есть мочи, - как налетел леденящий ветер. Светлый день сменили сумерки, цветные листья на кустах пожухли, сворачиваясь и улетая, унося тепло и осенний аромат. Темнело и холодало столь стремительно, что Мальчик испугался бы ни на шутку, если бы его ни согревал пушистый кошачий бочок… Наконец скачка кончилась, кровать остановилась в сквере возле детской площадки, сбросила пассажиров и покатила прочь.
- Куда?! Моя кровать!!! – крикнул мальчик и хотел бросится следом, но Кот-Баюн удержал его.
- Она спешит домой, на свое место, ей надо прийти в себя, почиститься, осмыслить пережитое, привести в порядок мысли… Не каждый день случается такое. Ты встретишься с ней дома, как всегда. А сейчас делай, что собирался! Покажи, чем естественный интеллект отличается от искусственного!
Мальчик не заставил себя упрашивать. Сказочный подарок осени оказался удивительно кстати. Тыквы сами запрыгнули одна на другую, самая маленькая раскрыла зелёные глазки и очаровательно улыбнулась.
К площадке подошли несколько детей со взрослыми, гулявшими поблизости. Они смотрели и удивлялись, не зная, как назвать диковинку.
- Тыквенная баба…
- Нет! Явно – Овощевик!
- Почему тыква? Хэллувин же давно прошел!
- Конечно прошел. – сказал Мальчик, - пусть и не приходит больше, наша Осень его не любит. Её тыква не злая и не страшная. Она - цвета радости, сладкая, вкусная, полезная. Меня мама тыквенным супом от температуры вылечила, вот я как быстро поправился, - вспомнил Мальчик и обернулся к Коту за подтверждением, но Кота не было.
- А у нас дома рота-вирус, - сказала маленькая девочка. – Две сестры младшие болеют, папа и дедушка с бабушкой.
Мальчик слушал и сочувствовал… Как же им, бедным, сейчас трудно! В магазин некому сходить… А доставку заказывать - не всегда бесплатно. Если это, конечно, не волшебные аисты.
- Знаете что, - решился вдруг Мальчик, - берите тыквы домой, кто хочет! Это не простая, сказочная Тыква из личного сада Осени, она конечно очень целебная.
- А можно? – спросила девочка робко. – Как же я ее донесу? Она больше меня.
- Донесешь, - уверенно сказал Мальчик.
Он легко приподнял самую большую Тыкву и вручил девочке, держа за хвостик… Волшебная тыква не подвела мальчика, прикинулась легкой. Девочка радостно помчалась домой в ближайший подъезд, болтая ею в воздухе, как большим воздушным шаром.
Две оставшиеся достались родителям других детей. Пока уносили самую маленькую, она подмигивала Мальчику зелёным глазком и задорно напевала:
- А-аранжевое небо, оранжевое море. Оранжевая зелень, оранжевый верблюд…
Средняя тыква не стала строить из себя невесомую. Заботливый папа нес ее, с некоторым трудом, но очень довольный, а его малыш не сводил с яркой тыквы восхищенных глаз и очень старался не спотыкаться.
Мальчик готовился звонить в дверь и обьяснять родным, как он попал на улицу и почему не замерз, пробыв на декабрьском ветру во всем домашнем…
На удивление дверь оказалась незаперта. Он тихо проскользнул в комнату и юркнул под одеяло на спокойно стоявшую, кровать…
- Я не успел попрощаться с Котом Баюном, - подумал он, засыпая. – Но может я встречу его во сне…
- Нет, - сказал озорной знакомый голосок, - ты его не встретишь ни сегодня, ни в ближайшие дни. Твой кот наказан. Он все же ворвался на твоей кровати по самой тайной моей дорожке в запретный сад и выпросил, тебе в подарок,  моих любимых питомцев - три живые тыквы…В последний момент я одумалась и рассердилась! Но не успела показать мой самый страшный облик, как вы смылись! Ветры бросились вдогонку, но ни один вас не догнал! А то бы…
Мальчик вспомнил разом все ужасы хэллувинских сказок…Но он не позволил себе испугаться, решительно отогнал от себя плохие мысли.
- А то бы – что? – смело спросил он и взглянул Осени прямо в глаза.
Лучше бы он не смотрел! Столько жгучего счастья, доброты, победительного очарования хлынуло на него разом, что ему стало и горячо, и холодно, и радостно, и грустно.
- А то – ничего, - ответила озорница и заразительно рассмеялась. – Конечно, мы с Котиком друзья, а спешить из сада вам надо было, чтобы успеть вернуться назад на маятнике времени. Его Волшебная Стрелка отклоняется совсем ненадолго, Кот-Баюн это знает… Тебе это знать необязательно, главное, вы успели. Не смотри такими любопытными глазами!
- А если б не успели?!
Осень взглянула на Мальчика загадочно и решительно сказала:
- Давай без «если б». История не знает сослагательного наклонения.
Помолчав пару секунд. Она тряхнула кудрявой, на этот раз, золотистой головой и добавила назидательно:
 – Ты же сам хотел чуда, а это всегда риск. Но я тебя понимаю: нельзя же встречать Зиму без Снеговика!.
- Получается, я погубил три твои, живые, тыквы, - сказал Мальчик грустно.
- Нет, - смеясь, ответила Осень, - они ведь не простые овощи, а мои ученики, маленькие волшебники. В домах, куда ты их отправил, они не стали попадать под нож, а сотворили, вместо себя, настоящие тыквы, внешне свои точные копии. А сами тем временем незаметно вернулись домой. Это же, на самом деле, не три отдельные тыквы, как может показаться, а мой составной овощевик-трансформер, мы с ним всегда встречаем зиму под первое декабря. Он самый добрый овощ на свете, ненавидит только одно -  Хэллоуин.
- Здорово! Я рад, что познакомился с твоим другом! Как его зовут?
- О, это целая история. Понимаешь, давным-давно жила на свете прекрасная девочка с золотисто-рыжеватыми, как заря, волосами… Однажды она играла с маленькой тыквой, тыкала в нее пальчиком и повторяла: Тык. Тык, тык… Ее пальчики были такими чудесными, что с ними она, когда выросла, смогла стать замечательной пианисткой. А тыковка, побывавшая в ее дивных ручках, укатилась в дальний угол дома, потом выкатилась за дверь, нашла среди розовых кустов тайную тропинку и прикатилась в мой зачарованный сад, где я, вечная Осень, живу в своих мечтах и сказках… А тыковка выросла, теперь она мой друг и целитель. Если я грущу, мы варим тыквенный суп, варенье, печём пирожки.  Делаем ароматные овощные голубцы, изобретаем новые лакомства… Овощей у нас, сам понимаешь, всегда хватает. С ними мы играем во все игры на свете, мой тыквенный, рыжий питомец – лучший друг, участник все моих затей. Ты подержал его в руках, поэтому сегодня сможешь написать отличные стихи… Может, захочешь научиться играть на фортепиано, как та маленькая девочка, что передала моей тыкве свой поэтичный, музыкальный дар. Кстати, завтра ты встанешь совершенно здоровым. Потому что правильно встретил зиму. Без баб, слепленных из первого снега… Я тоже не люблю, когда снеговиков называют снежными бабами. Что поделаешь, не люблю и все. Осень может иметь свои капризы.
Мальчик вспомнил про Кота Баюна. Интересно, Осень его все-таки наказала или нет? Может, он сидит сейчас у неё на цепи у какого-то Лукоморья?
- А кота моего наказать – тоже твой каприз?
- Кот-Баюн не твой. Он сам приходит, когда и к кому захочет. И уходит тоже сам… Я просто пошутила. Чтобы тебя подразнить на прощание… Всё равно к утру ты все забудешь.
Тут Мальчик понял, что это ему снится… Столько всего сразу! Но забывать такой прекрасный сон ему не хотелось. Он заставил себя открыть глаза, взять телефон и записать свою историю в заметках… Иначе – он чувствовал, - все происшедшие чудеса навсегда унесет тот самый стремительный осенний ветер, от которого они в Котом спасались бегством на этой самой кровати...
Строчки слагались легко, будто сами собой.
Нет снега! Как слепится мне снеговик?
Из тыквы я сделаю... овощевик:
Весь рыжий, приятный, как тыквенный суп,
Нарядный, опрятный, не стар и неглуп,

С ухоженной грядки он в Зиму пришел,
Породистый, сладкий, ставь сходу на стол!
Он рад, что его я так сразу не съем,
Хотя он не против, от слова "совсем".

Он полон привета осенней зари,
Такого он цвета, что - благодари!
Спрошу я: "Как звать тебя лично, старик?!"
А он вдруг: "Зови меня Тыквик... Tyk Vik".

- Прравильно, пррравильно… Прррипиши внизу… - раздался рядом мурлыкающий голос Кота-Баюна. Оказывается, он сидел сзади Мальчика на кровати. – Прррипиши: «Посвящается памяти крррасавицы Кларрры Вик. Соверррршенно неясно, почему... Ах да! У нее были рррррыжие волосы… Золотистые… Как же прррекрасно ее пальчики игррали на рррояле…
Кот мурлыкал красиво и громко. Мальчик закрыл глаза и вдруг увидел далеко-далеко светлую комнату с роялем, тонкий девичий силуэт в ореоле солнечных волос, жёлтые деревья за окном, перед роялем стол и яркая тыква со знакомой улыбкой… Мальчику показалось, что она ему подмигнула зелёным глазком, но тут он уже окончательно уплыл в сонную теплую даль.

                (продолжение в сказке 9)
11.12.25


Рецензии