Диего и Червячок. Сказка 4 цикла Кот-Баюн

Однажды Мальчик лег, с трудом дождался Кота-Баюна и сходу спросил его:
- А ты вообще где родился? В какой стране? Три звёздных кота тоже оттуда?
Кот-Бают немного опешил от такой бесцеремонности, но быстро успокоился. Он понял: Мальчик впервые задумался, что такое «страна», и что значит «быть откуда-то родом».
Кот-Баюн не всегда прямо отвечал на вопросы.
- Зачем сразу рассказывать всё, о чем спрашивают из любопытства, - начал он издалека, на другую тему. – Лучше полетим мысленно в другую страну, посмотрим, как твои сверстники к учебному году готовятся. Начнем с Австралии или с Индии?
- С Австралии, - сказал Мальчик. – Там интересно – есть крокодилы. И кенгуру прыгучие.

- Крокодилы тоже прыгучие, - возразил Кот-Баюн. – в Индии они тоже есть. А знаешь, в чем, точно, разница? Между началом года у школьников, в разных странах?
- Знаю, - быстро ответил мальчик, - она… она в том, что…
Он растерялся. Понятно, что разница есть, но как сказать - парой слов? Конечно, она во многом! В языке детей, в одежде, в играх… Во внешности… в привычках, в характере. Но в школе может быть много учеников, по- разному одетых, с разными привычками. Даже говорящих на разных языках… Разница, может, в том, как живут школьники дома, о чем думают, что поют… Стоп. Мальчика осенило:
- Я знаю! Кот-Баюн, я угадал! Разница в том, какой гимн они споют, и какой флаг поднимут над школой!

- Молодец, - с удивлением ответил Кот-Баюн, - я даже сам бы так хорошо не ответил. Наверное, тебе взрослые сказали.
- Ещё как, - гордо ответил Мальчик, - папа со мной даже гимн учил. В сентябре у нас в школе тоже поднимут флаг, а я спою все куплеты наизусть!  Вот девчонки удивятся! Там же так много слов! Наверное, и в других странах школьники сейчас свои гимны учат…
- Да уж, - ответил Кот-Бают, - конечно. Кто-то учит, а кто-то ленится.
- А где лучше учат?
- Ты как думаешь? Угадай страну – Китай, Индия, Франция, Турция, Греция, Мексика… Япония… Америка… Ты уже спишь?

- Нет, я только глаза закрыл… Думаю, в Японии или в Китае лучше учат?  Только не в Индии. Там дети плохо живут, даже воду из крана пить нельзя - червячки заведутся. Небось руки не моют… Куда им к школе готовиться.
Они помолчали. Потом Кот-Баюн сказал:
- Ну… Не все там плохо живут. Индия большая… Но я тебе лучше расскажу  про Диего… Он жил в Мексике, ходил в школу… И не любил руки мыть.
- А дальше? Он тоже гимн учил?
- Обязательно, - сказал Кот-Баюн, - но учи хоть латынь, а руки мыть надо…
- Знаю, - согласился Мальчик, - но пожалуйста, рассказывай дальше… Ну не мыл руки, и что? У него червячки завелись?
- Только один, - сказал Кот-Баюн, - но всё по порядку… Представь себе комнату мексиканской семьи: деревянный простой стол, стулья, кровать… Семья бедная, отдельного угла у детей нет.

Однажды под вечер малыш Диего сел за стол, положил перед собой учебник и раскрыл его.
- Мексиканцы, под клич войны
  Схватились за сталь и за меч, - нараспев прочитал он по слогам начало гимна, который знали наизусть все дети и взрослые в Мексике. Эта песня, большая и долгая, излагала историю страны. Диего задумался о ней и начал ковырять в носу. Перед этим он опять не вымыл руки.
- Перестань ковырять в носу, учи, что начал, - сказал отец Матиас.
- Занесёшь заразу, черви заведутся, - сказала бабушка Рената.
- Конечно, заведутся, если руки не мыть с улицы, - сказала мама Мария.
- Заведутся черви, будут с тобой гимны петь, - сказала старшая сестра Каталина.
- Ночами, - добавил брат Эммануэль, самый младший и задиристый.
Диего попробовал учить слова наизусть, про себя, но вскоре отвлёкся. Он задумался, но уже не о мексиканской истории, а о себе самом.

Ему представилось, как в его носик попадает Зараза. Это такая страшная Инфекция – крошечная, но злая. Она прячется в носу во что попало. Когда он спит, она там просто ночует, а днем тихо сидит в носу, но слышит, что делает мальчик и что ему говорят.  Ест она там, что под руку попадется. Она же Инфекция – неприхотливая, особого корма ей не надо. В носу ей тепло, хорошо: вентиляция, еды много. Постепенно она вырастает, становится червячком.
Червячок посещает школу вместе с Диего, слышит, как того воспитывает учитель испанского Пабло-Эмилио, обучают разным предметам другие наставники. Червячок тоже развивается, умнеет, растет вместе с хозяином. А хозяин звонко распевает гимн Мексики, прославляющий победы родного теплого края, где родился и живет Диего.
Что происходит снаружи, червячок не видит, но пение слышит прекрасно, потому что нос поющего Диего резонирует, как усилитель. Или, скорее, как высокий купол Кафедрального собора Успения пресвятой Мария в Мехико.
Говорят, питомцы перенимают свойства своих хозяев. Червячок не питомец, но он обитатель носа, и, конечно, проникается за свою жизнь всеми мыслями Диего, понимая по-своему всё, что он только может воспринять.
В один прекрасный день у червячка тоже возникает идея воспеть родной его нос, в котором он появился на свет.
Кстати, он знает, что такое свет: свет виден ему где-то далеко, в конце тоннеля. Червячок складывает гимн носу. Первый случай в мировой истории! Он мог бы попасть в Книгу Рекордов Гиннесса, но сам он ничего не знает о ней.

Днем петь невозможно, Диего постоянно шмыгает носом, высмаркивается, иногда громко кричит, звук летит в нос…
Когда Диего чихает, это шумно и опасно. Остается петь ночью. И червячок принимается распевать ночами, прославляя свой нос – громко, с выражением, подражая хозяину.
Он не знает, как выглядит нос Диего снаружи. Если бы он дорос до того, чтобы вылезти, может, нос бы ему еще больше понравился. Он бы гордо встал на кончик, как на вершину, как на сцену, и запел бы хвалебную торжественную песнь на весь свет… А так - он мог петь только для себя, зато искренне, на весь свой внутренний мир.
Его пение, хоть и негромкое, становилось всё слышнее.

Диего было неприятно. Какой-то червяк воспевает изнутри его собственный нос! Да если понадобится, я воспою его сам, думал Диего.
О его червячке уже знали в семье все.
- В носу у тебя реально живет червяк, - говорил отец Матиас.
- Теперь он разведётся и всех вокруг заразит, - добавляла бабушка Рената.
- Ты не моешь руки, а он на радостях громко поёт, - отмечала мама Мария.
- Он поёт гимн твоему носу, - заключала старшая сестра Каталина.
- Ночами, - уточнял брат Эммануэль, самый младший и задиристый.

Диего осознал, что ночное пение всем надоело. Потеряв терпение, однажды он попросил помочь старшую сестру Каталину. Возле их ручного умывальника она достала маминым пинцетом, из носа Диего, этого самого червячка, бросила его в слив и смыла.
Червячок не умел плавать и утонул. А если бы он не пел, он так бы и прожил свою жизнь в тепле и покое, слушая то, что пел хозяин, пока однажды Диего не чихнул бы как следует, и червячок бы не вылетел из глубины носа наружу. Что ждало б его в новой жизни, неизвестно. Но одно уже хорошо: он увидал бы реальный свет в конце тоннеля… Диего с тех пор всегда мыл руки.

…Кот-Баюн завершил рассказ бархатным мурлыканьем. Тут мальчик, не открывая глаз, сказал:
- Ну и сказка у тебя сегодня... Необычная. Зато я как будто побывал в Мексике. А Диего не скучал по своему червячку?
Кот-Баюн, удивлённый, что Мальчик не спит, потянулся, сладко зевнул и продолжил:
- Конечно он немного скучал. Папа Маттиас это заметил. Однажды он взял со стены гитару и запел на мотив весёлых мексиканских куплетов:
- В одном носу завелся червь,
Завелся червь в носу.
Как парусник родную верфь,
Любил его красу.
Он тихо годы там сидел,
Беря подножный корм,
Считая лучшим свой удел -
В пределах личных норм.
Ай-яй яй яй,
Ай-яй яй яй…- подхватили на припеве мама Мария, сестра Каталина и бабушка Рената. Один Эммануэль нахмурился – петь он не очень умел.

- Но вот однажды жизнь свою
Он глубже осознал,
«Судьбу я песней воспою!» -
Себе червяк сказал.
«Вся уникальность бытия
Заключена в носу.
Её познал и понял я,
И миру принесу.»
Ай-яй яй яй… - подхватили опять веселые голоса, а с ними и сам Диего.
- Он воспевал родимый нос
Ночами до зари,
Хоть до наружи не дорос,
Пел только изнутри.
Хозяин песню не ценил.
Сказал он через рот:
- Червяк какой-то нос забил,
Так он ещё поёт –
Ай-яй яй яй… - громко распевала семья, а младший, задиристый Эммануэль, вдруг выбежал на середину комнаты и стал так искусно выбивать чечетку, как умеют только мальчишки в бедных кварталах Мехико.
- Певцов довольно без него,
Мой нос и сам ценю,
Сам воспою себе его
По десять раз на дню.
Долой, незваный горлопан,
Зарвавшийся наглец!..
…Червя отправили под кран,
Где встретил он конец.
На припеве «Ай-яй яй яй…» чечетку поддержал Диего. Бабушка Рената нахлобучила им сомбреро. Братья отлично танцевали: хоть сейчас на сцену!
- Сей случай к частным отнесу,
Дарованных судьбой.
Мораль: сидишь в чужом носу –
Так гимнов хоть не пой!
Что нужно, сами мы споем
В своей родной стране,
Помоем руки, и уснём,
И пропоём во сне –
Ай-яй яй яй…
Последний куплет Кот-Баюн напевал всё тише. Мальчик глубоко спал. Он так и не получил ответа на вопрос, откуда родом Кот-Баюн, из какой страны.
                (Продолжение в сказке №5)

2025


Рецензии