Пинк Флойд

Пинк Флойд

С самого глубокого детства, там где совсем без дна, я любил музыку и потреблял ее в неограниченном количестве. Но что это была за музыка тогда. Понятно, то, что звучало, играло из динамиков радиоприёмника и телевизора. Кстати, телевизор у нас в семье появился не сразу, как мои родители переехали в Тольятти на новую квартиру и захватили из Самары (тогда ещё город Куйбышев), меня 2-3-летнего и мою сестренку, которая только родилась в Куйбышеве. И нашу бабушку, которая продала свою корпоративную квартиру в областном городе Куйбышевской области. И стала с нами жить - поживать до самой смерти в 2003 году.

И подводя линию к теме музыки, из Куйбышева тогда захватили огромную радиолу с виниловой вертушкой и виниловые пластинки. Именно их я и слушал, вначале мне ставили родители их на иглу, а потом уже, будучи школьником, я и сам крутил пластинки. Что тогда гоняли мы, Алла Пугачева, конечно же. Мама подарила мне лонгплей "Зеркало души". Ну и разные ВИА, как на маленьких пластинках 33 ; по одной или двум песням на стороне, типа синглов, так и лонгплеи  (LP). Гонял такие коллективы, как ВИА Акварели, Красные Маки, Здравствуй, песня (ещё с Галиной Шевелевой), Песняры, Верасы и другие. Потом с сестрой подсели на Владимира Высоцкого, гоняли и пели его песни.  Из западной эстрады слушал Дина Рида. Мама купила в магазине «Мелодия». Его очень активно крутили в СССР по телевизору. Главный идол западной культуры. С его подачи мы и слушали песни Элвиса Пресли и Битлз. Он и очень харизматичный был, красавец-парень. Я ему в детстве подражал, брал в руки выбивалку пыли и изображал, будто играю на гитаре перед зеркалом. Кто ещё был тогда на слухУ. Мне родители подарили двухсерийную компиляцию из двух пластинок зарубежной эстрады «Радуга». Так я узнал о таких исполнителях и группах, как французы Джо Дассен и Мирей Матье, греческий соловей Демис Руссос, ABBA, Boney M., Bee Gees, Smokie, итальянцев. Конечно, ещё до этих релизов я знал многих. Родители часто ходили с нами в гости к своим друзьям и там гоняли на магнитофоне эти записи и танцевали.  У нас в семье ещё не было магнитофона, мои грюндиги (Grundig) появились лишь в 1982 году. Отец привёз из Италии плюс кучу кассет с записями. Но об этом будет отдельная глава, ниже.

Ещё я слушал музыку за стенкой у соседей. Этажом ниже жила одна бездетная пара Илья и Людмила. Илья был таким пижоном и меломаном. У него была хорошая музыкальная аппаратура, катушечный магнитофон с мощным усилителем и колонками. Он любитель электронной музыки и диско. Крутил Space и Jean-Michel Jarre, Rockets и Dee D. Jackson. Я прислонял ухо к стенке и слушал в моно-звучании, так лучше было слышно. Мои родители к сожалению были не то, что равнодушны к музыке, как таковой, слушали то, что гоняли радио и ТВ и конечно не просвещали меня в музыкальном плане. Я плохо разбирался в рок-музыке, откуда мне тогда узнать. Вакуум музыкальный существовал в нашей стране. Поэтому был подкован только в диско-музыке и моя слабость – электронная музыка.

Именно электронная музыка и космос – стали моей слабостью и первой любовью. На очередной мой День рождения в 1980 или 1981 года мне мама подарила несколько лонгплеев. Один из них был знаковый и знаменитый Зодиак «Диско Альянс». С моим тёзкой Максимом весь вечер Дня рождения крутили этот винил. Первая большая пластинка, которая меня тогда вставила не по-детски, этот виниловый лонг-плей, выпущенный на тогда единственной в Советском Союзе фирме звукозаписи «Мелодия»  латвийской электронной группы Zodiac. Это была Любовь с первого звука.
Это были первые шаги «окунания в волну» электронной, синтезаторной музыки.
До сих пор с трепетом достаю из конверта эту пластинку, осторожно, сдувая пылинки, ставлю на вертушку проигрывателя, подвожу тонкую иглу в толщину с волосок с небрежной причёски копны волос косм любимой женщины и … отправляюсь по волне моей памяти. Космы, как нельзя, кстати, здесь сплетаются с тематикой космоса. В прямом и переносном смыслах слов…
Так я подсел на иглу музыки.

И вот подхожу к самому главному, к теме моих музыкальных мемуаров.

В 1982 году мне на голову и мои уши свалилась новая музыка. Куча кассет с неопознанной музыкой без определённых заметок, записи с итальянского радио в стерео-звучании. В Европе уже тогда существовало УКВ - радио, иногда без болтовни, музыка нон-стоп, миксы без пауз. Музыка самая модная и актуальная тогда в Европе и в частности, в Италии.

Понятий о психоделии и прочим арт-роке в то время я не знал, но одних из главных представителей в этих направлениях Pink Floyd я вовремя словил. И это была основная, главная тема с альбома «Стена».

Конечно же, эта монументальная композиция не есть весь Pink Floyd. Это, скорее всего верхушка, хит этих столпов стиля. Но для подростка, у которого был ещё не сформирован свой музыкальный стиль, эта композиция служила, как не символично это звучит, кирпичиком в музыкальную составляющую моих музыкальных приоритетов и увлечений.
Композиция не такая уж простая, как может показаться на первый слух. Хотя мне показалась, что звучала, словно диско-композиция с детским хором. Под радио-формат она звучала, как мейнстрим конца 1970-х и самое начало 1980-х – время синтипоп и поп-рока. Она обогащена гитарными запилами и всевозможными па ближе к финалу, переходя плавно в другую стезю. А детский хор подростков гармоничен и актуально концептуален по своей сути и концепции.

Ещё одна сторона – тёмная сторона Луны этой команды, композиции про деньги и время. Тоже были мною высчитаны из радио-эфиров на аудиокассетах. Я даже не подозревал, что это одни те же ребята. Но загонял её до умопомрачения. Звон монет меня манил «money». Да и в целом эта тема стала ещё одним толчком в зону моих увлечений, в музыку с шумовыми эффектами (для кого-то дефектами) индустриального толка. Но это пришло намного позднее. Заметим, про плавный переход в моих историях от Space Disco (Муруани) к Space Rock. Тема космоса продолжилась. Темная Сторона Луны – это такой прогрессивный арт-рок с влиянием психоделики и космического рока.

Pink Floyd я вычислил не сразу. А когда мне принесли кассеты с записями The Dark Side of the Moon (1973) и The Wall (1979), я вначале не понял, музыка оказалась сложновата для подростка. И таких мощных хитов, как «Money» и «Time» на Темной Стороне Луны не оказалось. А на Ещё Одном Кирпичике в Стене «Another Brick in the Wall» и держалась вся Стена («The Wall»). Но по мере становления в музыкальном плане и взросления, оба альбома раскусил по полной программе. Ну и конечно записал на кассеты и другие альбомы Pink Floyd. По сути и хронологии своих музыкальных впечатлений и MeMoRy мемуар, Pink Floyd стали одной из любимых групп. Мимо тогда в 1982 году не прошёл, уши зацепились и в душу по направлению музыкальных нитей по наитию. Интуитивно, бессознательно. Именно в своём MeMoRy сообществе Pink Floyd я озвучил одними из первыми после Zodiac и Space, но эти святые. И все три группы объединяет тема космоса. Именно песни про время и деньги были первые, которые я услышал с радио-эфиров на кассете. С отцом тогда вместе переписывали с кассеты на кассету и эти две песни мы совместно обозначили и записали в ежедневник, как Время и Деньги. Разумеется мы оба не знали, что это песни с альбома Темная Сторона Луны. И следом песня про кирпич в стене. Даже не догадывались, что это тоже Pink Floyd.
С папой нашли по первости общее увлечение. Позже уже, с класса седьмого-восьмого записывал и перезаписывал самостоятельно. Но вернёмся к Pink Floyd.

Уже будучи студентом познакомился через своего бывшего одноклассника с одним неформатом-неформалом Вовчиком. Он был настоящим рокером, увлёк меня хард-роком и в частности медляками Scorpions, но особая любовь у него была к Pink Floyd. Джинсы все исписаны авторучкой Пинк Флойдом. Он предложил мне сгонять в Москву на самый первый концерт Pink Floyd в СССР.  Как раз Лето, 3 Июня 1989 года. Но в это самое время у меня летняя сессия, экзамены. Только Зимой 1989 года у меня получилось побывать в столице, но Флойды уже не дождались меня. А тогда Летом в Москву прибыли трое музыкантов Pink Floyd. Роджер Уотерс на тот момент покинул группу, поэтому на концерте выступали Дэвид Гилмор, Ник Мейсон и Ричард Райт. Группа приехала в Москву, чтобы презентовать новый альбом «The momentary lapse of reason». Это был первый альбом группы, записанный в новом составе, без Роджера Уотерса, и музыкантам хотелось продемонстрировать его как можно более широкой аудитории. В общем, мне не удалось тогда встретиться с Pink Floyd.

Именно Pink Floyd со своими звуковыми эффектами и атмосферой прогрессив-рока и электронными составляющими дали мне правильное направление в освоении других музыкальных горизонтов. В 1986 году я записал в студии звукозаписи неизвестный мне альбом группы Final, оказалось, что это знаковый альбом «Black Celebration» британцев Depeche Mode. Скорее всего в студии приняли второй трек «Fly On the Windscreen (Final)» за название группы слово в скобках. Вот этот Финал я сравнивал по первости с Обратной Стороной Луны Pink Floyd за таинственную атмосферность. После этого Чёрного Праздника Финальных Поминок, я заболел Депеш Мод. Но это отдельная глава воспоминаний и другая отдельная тема. Только отмечу особо, моя любимая песня с альбома «Here is the House» перекликается с «Time» из-за звука метронома тикающих часов.

Кстати, тема часов использовалась и у шведов ABBA в альбоме 1981 года «The Visitors» в красивой рождественской теме «Like an Angel Passing Through My Room». А тема денег использовалась у ABBA в альбоме 1976 года «Arrival» в теме «Money, Money, Money». Таким образом мелодисты от диско ABBA в какой-то степени вдохновились темами психоделических прог-рокеров Pink Floyd.

Любовь к Pink Floyd я пронёс до наших дней. Кроме кассет и позже CD, главного музыкального носителя Флойдов я не имел. В связи с новым витком увлечения винилом, купил года два назад их лонгплей «The Dark Side of the Moon». Теперь по настроению отправляюсь на Темную Сторону Луны вместе с Пинк Флойд (Pink Floyd).


Рецензии