О Большом Сибирском тракте
соединял Европу и Азию, являясь самым протяженным
в мире культурным ландшафтом.
Он изменил жизнь городов, через которые проходил.
РП собрала некоторые факты из истории этой
исполинской дороги, касающиеся
ее влияния на Казанскую губернию.
Четверть окружности Земли у экватора
Вплоть до конца XVII столетия сообщение
европейской части России с Сибирью осуществлялось
в основном по рекам.
При Петре I путь из Европы в Азию состоял
из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей.
Путешествие по этому маршруту описано протопопом
Аввакумом в его «Житии» и во второй части
«Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.
В 1725 году был подписан Кяхтинский договор
между Россией и Китаем, обозначивший
политические и торговые отношения между странами.
Возникла необходимость в создании
транспортного коридора, соединяющего Москву
с Сибирью, и правительство принялось за строительство
Сибирского тракта, завершившееся только в середине XIX века.
Тракт шел из Москвы через Муром, Арзамас,
Козьмодемьянск, Казань, Малмыж, Осу, Пермь,
Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару,
Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск,
Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем).
Южная ветка проходила через Казань,
северная — по Вятскому краю, а соединялись
они в Пермской земле, перед Уральскими горами.
Общая длина исполинской дороги составляла,
по некоторым подсчетам, почти 11 тысяч километров.
Это четверть окружности Земли у экватора!
Не зря в народе сей путь называли «Великим трактом»
или «Большим трактом».
Он был самой главной дорогой в России.
Сибирский тракт шёл и по Вятскому краю.
"Сельская трибуна" - газета Кильмезского района:
Старинный Сибирский тракт.
По этому тракту в былые годы мчались почтовые
тройки и правительственные курьеры, шли на восток
этапы заключенных и ехали на подводах ссыльные…
Так уж распорядилась история, что часть знаменитого
Сибирского тракта проходила по территории
нынешнего Кильмезского района.
К настоящему времени дорога из Малмыжа в Кильмезь
выпрямлена, а Сибирский тракт практически
весь остался в стороне.
О нем напоминают лишь отдельные участки
со старыми-старыми березами на холме
у бывшей деревни Ар-Порек, между Малой Кильмезью
и районным центром, на участке дороги между
Кильмезью и старой телевышкой,
у бывшей деревни Кривоглазово
и вблизи деревни Вихарево в сторону административной
границы района с Удмуртией.
Проходил Сибирский тракт через многие города
Вятской губернии: Яранск, Орлов, Вятку, Слободской и др.
А в Кильмезском районе через деревни Порек,
Большие Кабачки, починок Большая Дуброва,
деревню Малая Кильмезь, село Большая Кильмезь,
починок Зимник, деревни Кривоглазово, Вихарево.
В течение нескольких веков по тракту проходили многие
тысячи осужденных на каторгу,
среди них – целые поколения революционеров.
В 1790 году за написание книги «Путешествие
из Петербурга в Москву» был сослан в Сибирь
русский писатель, революционный мыслитель А. Н. Радищев.
Выехав из Казани 11 ноября, через день он был
в Янгулово Малмыжского уезда Вятской губернии.
За неполные четверо суток он проехал
по Вятской земле 325 верст, проследовав
через 30 населенных пунктов и отметив в записках
«Путешествие в Сибири» 14 из них.
Среди отмеченных были Мелеты, Порек,
Большой Кильмес, Муки-Какси, Сюмси, Селты.
По пути Александр Николаевич собирал разнообразную
информацию о местностях, жителях, их занятиях,
обычаях. О Пореке он пишет, что здесь только
один дом русский, остальные черемисские.
В Кильмези, где писатель, по-видимому, останавливался
на ночлег с 13 на 14 ноября 1790 года,
в основном проживали тоже черемисы, имелся лишь
один двор русских маркитантов, которые держали постой.
В «Записках» находим замечания и о внешнем виде
народностей, живших в то время в наших местах.
«Черемисские бабы хороши собой, - замечает Радищев,
- черемисы черноволосы, окладом лица похожи на мордву».
«Вотяков много малобородых, нравы у вотяков склонны
более к веселью, нежели к печали,
вотяки – народ боязливый и простой. Вотяки поют едучи,
как и русские мужики.
Вотяки народ боязливый и простой».
Особенно оживленно на этой дороге было после
поражения первой русской революции 1905 года.
Все чаще и чаще проходили тогда через Кильмезь
партии ссыльных.
Летом 1906 года их поток по тракту
настолько усилился, что местные жители на 50-80 лошадях
в течение 20 дней беспрестанно возили от Кильмези
до Вихарево ссыльных, неспособных идти пешком.
Некоторых, особенно слабых, оставляли в местах
заключения в Вихаревской и Кильмезской волостях
под контроль жандармов.
Все ссыльные, в зависимости от того, какой приговор
им вынесен, делились на 4 большие группы:
каторжники, поселенцы, ссыльные, добровольцы
(женщины и дети, добровольно отправившиеся в Сибирь
за сосланными мужьями или родителями).
На главнейших дорогах были построены этапы
или станции для ссыльных.
Пересыльный этап был в деревне Ар-Порек
– в полукирпичном здании на самом высоком
месте деревни.
Был этап и в селе Большая Кильмезь.
Здесь каторжане содержались в доме, что стоял
за зданием нынешней аптеки №37.
Имелись арестантские дома в Зимнике, Яшкино и Вихарево.
31 марта 1798 года в Вятскую губернию были присланы
предписания об устройстве дорог в Российской империи
с описанием единых образцов будок, шлагбаумов и столбов.
Основным цветом стал белый,
пересеченный черными полосами. Здания, стоящие на тракте,
должны были быть окрашены в те же цвета
– белый фасад, черная крыша.
На столбах указывалось расстояние:
с одной стороны от начала тракта, с другой – от конца.
13 декабря 1817 г. в Российской империи были изданы
правила об устройстве дорог «с собственными замечаниями
Его Величества Александра Первого».
Под дорогу отводилась полоса шириной (60 метров),
из них 8 -10 предназначались непосредственно
для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне
отводили для канав и придорожных берёзовых аллей.
Остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами,
отвели для прогона домашнего скота.
Каждому крестьянскому хозяйству при трактовых деревень
было дано «задание»: посадить на придорожной полосе
по нескольку берёз и следить за их выживанием.
Ответственность за сохранность деревьев ложилась на общину.
За берёзами вдоль тракта ухаживали особо,
их нельзя было рубить.
Старые деревья, которые и в двадцать первом веке
называют «екатерининскими» всё ещё встречаются
на Сибирском тракте.
Сибирский тракт, проходящий по территории Вятского края,
долгое время являлся не только дорогой для ссыльных,
но и основной почтовой дорогой
и транспортной магистралью.
Свидетельство о публикации №125122804825