Поэт Павел Васильев- жертва или заговорщик?

Павел Николаевич Васильев (5 января 1910), Зайсан-16 июля 1937,Лефортовская тюрьма- русский советский поэт, журналист, специальный корреспондент. Родоначальник эпохи побеждающего  в человеческой душе коммунизма.

Мятежный гений.

Бывает прочтёшь стих поэта и думаешь: - Ну откуда в нём взялась такая мощная, неуёмная сила опоэтизирования слова, такая ярость и яркость красок, такой набор поэтических приёмов, околдовывающих читателя неожиданностью и смелостью ассоциативных сближений… В чём секрет матери природы, одаривающей человечество, и весьма редко, рождением гениальных творцов кисти, музыки, слова… Невольно приходит на ум эзотерическая гипотеза о том, что гений -это существо высшего порядка, космическое начало которого, объясняет уникальность и неповторимость его ума.
Был ли таким Павел Васильев? Знал ли он о своём гениальном таланте?
Конечно знал! Знал и гордился этим не скрывая, называя себя первым поэтом России, ставя себя вровень с Сергеем Есениным. К сожалению отношение людей к гению может быть разным, от чувства восхищения и обожания, до чувства откровенного непринятия, а часто и зависти, и злобы… Другими словами одни рукоплещут гению, другие его освистывают. Понимание такого отношения к себе, должно быть и у гения, не пересечением им «красной черты» дозволенного…
Не это ли непонимание Павлом Васильевым границ дозволенного и привело его к ранней гибели.
Да, и как тут власти не обратить своё пристальное внимание на творчество поэта, если из-под его пера, уже в 1931 году выходили такие строки:

Ныне, о Муза, воспоём Джугашвили, сукина сына.
Упорство осла и хитрость лисы совместил он умело.
Нарезавши тысячи тысяч петель, насилием он к власти пробрался.
Ну, что ж ты наделал, куда ты залез, расскажи мне, семинарист неразумный!
В уборных вывешивать бы эти скрижали.
Клянёмся, о вождь наш, мы путь твой усыплем цветами
И в жопу лавровый венок воткнём.

И это было написано Павлов Васильевым ещё за пять лет до начала в стране «большого террора», когда сотни тысяч граждан были расстреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа за куда более лояльные политические высказывания, но уже тогда, признаки надвигающегося времени массовых репрессий, всё яснее чувствовались в стране. Что способствовало непониманию поэтом того, что время «слабости», некоторой «демократичности» власти проходит, что уже запущены ею кровавые жернова перемалывания судеб людей, какими бы великими и нужными для страны эти люди ни были? Остановиться бы Павлу, осознать надвигающуюся опасность, но нет, мятежный, а иногда и буйный до безрассудства дух поэта, толкал его на необдуманные поступки и всё ближе, и ближе к голгофе.

Галгофа.

16 июля 1937 года в камере Лефортовской тюрьмы был забит до смерти (по официальной версии- расстрелян) русский советский поэт Павел Васильев, за участие в заговоре группы литераторов в убийстве И.В. Сталина.
Вот как описывает  павлодарский писатель, исследователь жизни поэта Сергей Павлович Шевченко (1927-2001) последние дни жизни поэта, в своей книге «Будет вам помилование, люди…» . 
"... Тяжко приступать к рассказу о последних днях жизни поэта…
В ноябре 1936 года был арестован прозаик Михаил Карпов. 28 декабря он сознался, в частности, о том, что в разговорах с писателем Макаровым они пришли к выводу о необходимости от пассивного осуждения режима переходить к террору против руководителей партии и правительства. Физическим исполнителем террористического акта против Сталина был намечен поэт Павел Васильев.
Из протокола допроса М.Карпова «…выбор пал на Павла Васильева именно потому, что он весьма озлоблен против ВКП(б) и Сталина и изъявил личное согласие на совершение террористического акта…»
Вопрос: Как практически намечалось осуществить террористический акт?
Ответ: «…в силу родственной близости к Гронскому И.М., редактору журнала «Новый мир» имеет большие связи, через которые можно добиться личного приёма у Сталина… и при этом, тем или иным способом, осуществить террористический акт».
В справке на Васильева, составленной по показаниям М.Карпова, указывалось: «Васильев Павел Николаевич 1909 года рождения, беспартийный поэт, в 1932 году арестовывался по делу группы литераторов и был условно приговорён к трём годам высылки. Период времени с 1932 по 1935 год отмечен рядом публичных скандалов, драк, дебошей организованных Павлом Васильевым… и в 1935 году исключён из членов Союза советских писателей. А в июне 1935 года нарсудом Краснопресненского района (г.Москва) он был приговорён к трём годам заключения за хулиганство.»
 6 февраля (1937 года) Павел Васильев «взяли»… Кроме Карпова и Васильева вскоре были арестованы писатели Макаров, Наседкин, Приблудный. На Павла Васильева было заведено дело №11245.
Профессор В. Сорокин, исследовавший дело № 11245, так формулирует свои выводы. В протоколе где Васильев признаёт все предъявленные ему обвинения, оговаривает себя и других «…не его словарь, не его душа…»
Алматинский литературовед, посвятивший годы труда исследованию жизненного и творческого пути Васильева, Г. Тюрин   цитирует письмо М. Буянова, сына человека, сидевшего в одной камере с Васильевым. «… Однажды к ним в камеру втолкнули молодого окровавленного мужчину, он не держался на ногах, он стонал. Его подхватили, дали воды. Заключённый открыл запухшие глаза и, увидев с каким состраданиям смотрят на него люди, сказал: «Я не подписался, чуть не убили… Выйдете на волю…отомстите».
  Здесь замечу от себя: как- то мне в руки попала книга Василия Белова, где в предисловии он приводит слова другого сидельца с Васильевым, о том, что в их камеру заволокли почти безжизненное тело с окровавленной головой и, когда наклонились к телу, чтобы оказать помощь, услышали шёпот из окровавленного рта: «Я, Павел Васильев-поэт. Передайте на волю.»
13 июня 1937 года было вынесено обвинительное заключение по делу №11245. В последней надежде спасти свою жизнь Васильев обратился с заявлением на имя Ежова. Оно выдержано в покаянных тонах. Ответом было состоявшее 15 июля судебное заседание Военной коллегии Верховного суда. …Итак перед Военной коллегией Верховного суда предстал двадцатишестилетний Павел Васильев, безоговорочно признавший всё, что вменило ему в вину следствие. Васильев подтвердил свои показания на предварительном следствии и просил дать возможность ему продолжить литературную работу. Судебное заседание со всеми формальностями заняло 20 минут. Приговор: к расстрелу с конфискацией имущества.
Он был расстрелян в один день с Карповым, Макаровым и Иваном Васильевым. Позже расстреляли Приблудного, Наседкина, Клюева.
В журнале «Новый мир» ( И.Гронский уже отстранён) в шестом номере за 1937 год была опубликована статья анонимного автора «За  большевистскую бдительность в литературе» о Васильеве в статье сказано: «…Ярким примером притупления бдительности являются также оценки  кулацких стихов Павла Васильева. Контрреволюционное нутро этого фашиста явно выпирало в хулиганских скандалах и дебошах, которые он устраивал…А, что делала критика? Ещё в 1934 году Усиевич (советский литературный критик) возвестила, что П. Васильев» отчалил» от своих кулацких берегов, что он «вступил  на второй путь»- к революции, пролетариату. Можно ли было говорить так? На основании анализа творчества Васильева? Ни в коем случае».
Это было, кажется, последнее упоминание имени Васильева в печати, в дальнейшем его уже не полагалось вспоминать ни по каким поводам. Так, что новомировскую статью можно считать венком на могилу уже расстрелянного поэта."
 А в это время во всех газетах и журналах, бывшие соратники по перу, мешали с грязью расстрелянных. В. Ставский, А. Безыменский, А. Твардовский требовали призвать к ответу и всех, кто покровительствовал террористам. Те, кто ещё недавно восхищался творчеством расстрелянных, обрушились на них с разоблачительными статьями. В шестом номере журнала «Новый мир» за 1937 год, выходит статья «За большевистскую бдительность в литературе». Организовалась группа писательских жён (Я. Иванова, Э. Финк и др.) пошли по квартирам писателей по досмотру личной жизни писателей, а газета «Правда» взяла на себя роль указателя директив и выносила тем или иным литераторам свои литературные приговоры.
 
Постскриптум.

Сегодня прошло 88 лет со дня гибели не только Павла Васильева, но целой плеяды писателе и поэтов, не обладающих пролетарским происхождением.
Сегодня все они реабилитированы прежней властью, но прощены ли властью сегодняшней России? Судя по не издаваемым в настоящее время их книг, отсутствия их имён в литературных премиях и мероприятий по  популяризации их творчества, мне думается, что нет.
Что касаемо Павла Васильева, то судьба распорядилась так, что он несколько лет своей юности с 11 до 16 лет жил в Павлодаре (Казахстан), где сохранился дом, в котором жил Павел и из которого он бежал в Омск и на Дальний Восток страны, после того как срубил топором крест с прикладбищенской часовни Павлодара и был наказан за этот поступок отцом.
 В период развенчивания по инициативе Н.С.Хрущева культа личности И.В.Сталина и обвинения Сталина в массовых террорах, Павел Васильев был реабилитирован, как жертва сталинизма и, в этот период, по заданию Обкома КПСС начинается в Павлодаре и литературная реабилитация поэта. Дом, в котором жил Павел становится Домом- Музеем П.Васильева, набираются сотрудники музея, ведётся исследовательская работа по творчеству поэта, издаётся фундаментальная книга в 2х томах (К 100 летию поэта), где собрано всё созданное Павлом Васильевым.
 115 летие поэта (5 января 2025г.н.с.) по решению руководства Дома музея поэта, отмечалось в 2024 году (24 декабря 1909г.с.с) ?редкими знакомствами юных читателей с творчеством Павла Васильева и приуроченной к этой дате конференцией.
 А, что в России? Там вообще 115 летию поэта было уделено мало, от слова совсем, внимания с уходом из жизни его дочери Н.П.Вяловой-Фурман (1938- 2024) Так, что Васильеведы (изучающие творчество Павла Васильева, а не Сергея Васильева-поэта, которого за его стихи побивал Павел) чаще обращаются к сотрудникам дома- музея в Павлодаре (Казахстан).
  Сегодня в России, в связи с событиями в Украине и на международной арене, начинает меняться отношение россиян к И.В. Сталину и к пересмотру его роли в истории страны?  Думаю, что по мере роста популярности в народе Сталина, будет меняться и отношение к реабилитированным врагам народа, так то, что на сегодняшний день сделано сотрудниками Дома-Музея им.Павла Васильева в Павлодаре (Казахстан) останется для благодарных почитателей творчества Павла Васильева, как и Васильеведов, а так же издательств России, тем фундаментальным материалам, основываясь на котором, потомки дадут объективный ответ на вопрос, поставленный мною : Павел Васильев гениальный поэт- оклеветанная жертва или активный заговорщик.
Судьба Павла Васильева в той или иной степени отражает судьбы таких поэтов, как С.Есенин, В.Маяковский, О.Мандельштам, Н.Рубцов, В. Высоцкий…, когда в человеке уживаются талант и пороки, высокая мысль и бытовые страсти, любовь к женщине и цинизм, осторожность и безрассудство; и тогда возникает вопрос-зачем нам читателям и почитателям их таланта всё это знать?
 Пусть читатели ответят на этот вопрос сами.
На мой же взгляд, урок судьбы Павла Васильева, важен для молодых начинающих авторов, в том числе и сайта "Стихи.ру" -будущих Есениных, Васильевых…тех, кого щедро одарила природа талантом с тем, чтобы их творческий путь был и плодовит и долог!
 Жизнь сложна и коварна, а для талантливых людей особенно, ибо  она готовит много испытаний, которые надо будет им пройти, оберегая свой талант для своих будущих читателей.
Несколько слов о Домах-Музеев знаменитых людей в Павлодаре. Не пора ли Областному управлению культуры задуматься о том, а не собрать ли все дома-музеи под одной крышей, разместив там экспозиции достойных знаменитостей и не только родившихся в Павлодаре, но и в аулах области. Есть дома-музеи Васильева, Багаева, Шафера, Анастасии Цветаевой, Майры Шамсутдиновой, но почему нет «дома» Султанмахмут Торайгырова, Армана Кани, Шакена Айманова, Алькея Маргулана, Жусубека Аймаутова и др.?
 
И последний совет для тех, кто заинтересовался судьбой поэта: зайдите в Павлодарскую Облбиблиотеку им. С.М, Торайгырова, возьмите почитать на досуге книги о поэте «Будет вам помилование, люди…» Сергея Павловича Шевченко, «Повесть о жизни поэта» Павла Петровича Косенко, двух томник стихов поэта изданный к его 100 летию в Павлодаре и др… и я уверен вы полюбите поэзию Павла Васильева, узнаете его ближе без «христоматийного глянца», поймёте его гениальность и причины трагической судьбы. 


Рецензии