За нашу победу!
Его Превосходительства
генерал-майора Русской Императорской армии,
награжденного ЗОЛОТЫМ ГЕОРГИЕВСКИМ ОРУЖИЕМ с надписью "За храбрость",
Кавалера Императорского военного ордена
Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV-й степени,
Императорского ордена Святого равноапостольного
князя Владимира IV-й степени,
Императорских орденов Святой Анны II-й и IV-й степени,
Императорских и Царских Орденов Святого Станислава II-й и III-й степени,
профессора Академии Генерального штаба РККА,
комдива Красной Армии,
русского и советского военного разведчика (Разведуправление РККА)
АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА СВЕЧИНА
с восхищением, благодарностью и любовью,
П О С В Я Щ А Ю
***
Есть пророки в Нашем Отчестве и относиться к ним надо бережно и при жизни...
А.В. Орлов
***
Помните кинофильм "Подвиг разведчика" режиссёра Бориса Барнета, 1947 года?
Тот самый, в котором наш разведчик в кругу врагов за столом поднимает тост "За победу!", а потом, когда враги вокруг встают, выпивают и садятся на свои места, говорит проникновенно:" За НАШУ ПОБЕДУ...", выпивает вино и садится?
Да, фильм "старый", но сюжет, главная мысль, содержание, режиссура и, конечно, игра актёров Павла Кадочникова, Сергея Мартинсона, самого Бориса Барнета - всё безупречно. И очень современно, насмотря на "возраст" кинофильма.
Дело происходит во время Великой Отечественной войны, на Украине, оккупированной немецкими нацистами, есть там предатель капитан Красной армии Бережной, взятый в плен под Винницей и завербованный нацистами для выявления советских подпольщиков... Да, чего пересказывать кинофильм - смотрите сами, кто не смотрел, а кто смотрел - пересмотрите. Не пожалеете!
Там, в фильме, есть сцена - диалог в ресторане между нашим разведчиком Генрихом Эккертом (актер Павел Кадочников) и его врагом адьютантом генерала Руммельсбурга Вилли Поммером (актер Сергей Мартинсон) о том каким должен быть разведчик... Вилли Поммер яростно доказывал Генриху Эккерту, что "разведчиком нужно родиться... у разведчика должен быть особый талант, особое чутьё, особый нос, особые глаза... и злость!", а наш разведчик Генрих Эккерт проникновенно добавляет к этому "портрету разведчика":"Надо очень любить свою Родину..."
К чему я об этом?
Писательское дело очень похоже на ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА. Писатель работает в одиночестве, замышляет сюжеты, свидетелем которых он был лично, либо узнал о них от знакомых или друзей, а, может, такая информация попала к нему случайно... Потом писатель обдумывает в одиночестве всю или почти всю полученную и собранную информацию, оценивает "обстановку", потом принимает решение и "отдаёт" себе самому "приказ" о начале работы над произведением: садится один в тишине и пишет, работает с сюжетными линиями и поворотами, увлекается своими героями, а, отойдя от рабочего стола, критически переосмысливает всё, что написал, что не понравилось, не по Душе... Написав литературное произведение, писатель ищет связи, знакомства, возможности, "подходы" к тем кто может помочь ему опубликовать его произведение, ну, или, по крайней мере, не мешать в этом деле. Просматриваются некоторые общие черты между писательским ремеслом и работой разведчика.
Так, вот, я думаю, что если писатель на этом тернистом пути от замысла до публикации своего произведения забудет эту главную мысль - НАДО ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ, - то ничего хорошего в итоге не получится, а главное такого писателя "раскроют", его будет ждать "провал", потому что об этом в его произведении ПРОЧИТАЮТ ВСЕ...
"24" декабря 2025 года
Москва и Родина - едины
***
ПАМЯТКА
для желающих самостоятельно познакомиться с вкладом генерала А.А. Свечина в РУССКОЕ ВОЕННОЕ ИСКУССТВО:
Исследователи научного наследия Свечина называют его «русским Клаузевицем».
А.А. Свечин внёс значительный вклад в развитие военной науки и военного искусства. В 1920-х годах А. А. Свечин выдвинул концепцию стратегической обороны, или «стратегии измора», предсказав, что ближайшая будущая война будет вестись на истощение военных и экономических ресурсов её участников. Учёный полагал, что для точного прогноза будущих войн и их последствий важно не только посчитать, сколько у врага оружия и техники, но и правильно оценить промышленно-экономический потенциал своей страны, равно как и неприятеля. Поэтому исследованию проблемы экономической мобилизации и влиянию экономики на ход войны Свечин уделял особенное внимание. Выдающийся теоретик утверждал, что в будущем войны, в которых столкнутся сильные противники, будут принимать затяжной характер с использованием разнообразных форм вооружённой борьбы. Свечин и его сторонники всячески предостерегали от упования на быстрые успехи в расчёте на реализацию идей «стратегии сокрушения», которая якобы позволит решить исход войны блестящей серией наступательных операций в кратчайшие сроки. Кроме того, Свечин ввёл в научный оборот понятие «оперативное искусство» и обосновал объективные предпосылки его зарождения как связующего звена между стратегией и тактикой, чем способствовал возникновению новой самостоятельной области военного искусства. Также в своих работах А. А. Свечин развил идею «перманентной мобилизации», которая сыграла ключевую роль в событиях 1941—1942 гг. Помимо прочего, Свечин разработал, конкретизировал и ввёл в научный оборот понятия: «политическое оружие», «политическое разложение», «политическая устойчивость», «политическая подготовка к войне» и другие. По мнению учёного, война представляет собой «не лекарство от внутренних болезней государства, а серьёзнейший экзамен здоровья внутренней политики».
Многие его прогнозы во Второй мировой войне оправдались. В частности, А. А. Свечин ещё в 1925 году указал на Польшу как точку начала новой мировой войны. Учёный неоднократно обращал внимание на возможность захвата противником части территории СССР и в связи с этим считал, что промышленность страны должна быть сосредоточена на Урале, так как этот регион будет сравнительно мало уязвим во время ведения боевых действий с внешним противником. Предостерегал также от дальнейшей концентрации промышленности и населения в Ленинграде, уязвимом для окружения из-за его географического положения.
Генерал-полковник В. М. Барынькин писал о предвидениях Свечина: «Взгляды Свечина на характер будущей войны, влияние на её ход и исход всей совокупности политических, экономических и военно-технических возможностей противоборствующих сторон, многовариантность планирования стратегических действий, их характер с началом войны и т. д. в целом оказались правильными и в значительной мере подтвердились в годы Второй мировой войны».
Кокошин, говоря о последствиях отказа от учета военно-научных исследований Свечина в советской военной стратегии, отмечал: «Игнорирование высшим государственно-партийным руководством и командованием РККА разработок А. А. Свечина по военной стратегии исключительно дорого стоило нашей стране — оно привело к дополнительным многомиллионным потерям нашего народа в войне 1941—1945 гг., к гигантскому материальному ущербу, утрате огромных, не восстанавливаемых культурных ценностей… Можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что реализация глубоко проработанных предложений Свечина применительно к начальному периоду Великой Отечественной войны привела бы к гораздо более раннему разгрому гитлеровской военной машины».
А. А. Свечин считал важным системный подход к изучаемым явлениям. Выступал против слепого подражания авторитетам и бездумного следования шаблонам. Постоянно подчёркивал глубокую диалектическую взаимосвязь боевой практики, теории и истории. Труды А. А. Свечина до сегодняшнего дня не утратили своей актуальности, представляют ценность для современной системы военных знаний и являются предметом изучения.
Главным научным трудом А. А. Свечина является его монография «Стратегия», увидевшая свет двумя последовательными изданиями в 1926 и 1927 гг. А. А. Кокошин следующим образом оценил эту работу: «Труд Свечина „Стратегия“ высится во времени и пространстве как сложная, многомерная пирамида политико-военной, военно-стратегической, оперативной, тактической мысли, профессионализма, ответственности перед своим народом, перед нашими Вооружёнными силами, возвышающаяся над всем, что было создано до него и после него, вплоть до нашего времени. В этом труде Свечин помимо высоконаучного подхода к вопросам военной стратегии, тонкого знания нюансов этого предмета продемонстрировал многоплановое, поразительное видение и мировой политики, и мировой экономики и глубокое понимание особенности исторического развития нашей страны, нашего народа, нашей национальной психологии».
Военно-научное наследие А. А. Свечина состоит из 20 монографий, 256 статей, 192 рецензий и семи переводов.
* * *
Обстоятельства гибели Александра Андреевича Свечина:
Последний арест последовал 30 декабря 1937 года. В ходе следствия Свечин ни в чём не сознался и никого не оговорил. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке «Москва-центр» от 26 июля 1938 года на 139 человек, № 107, по представлению старшего майора госбезопасности Исаака Ильича Шапиро (кстати, тоже расстрелянного через два года). Шапиро являлся одним из ближайших доверенных сотрудников организатора «большого террора» Н. И. Ежова.
Русский боевой Генерал А.А. Свечин, НЕПРЕВЗОЙДЁННЫЙ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ РУССКИЙ ВОЕННЫЙ ГЕНИЙ, по предсталению ничтожного "шапиры" был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР 29 июля 1938 года к расстрелу по обвинению в участии в контрреволюционной организации, подготовке террористов.
Расстрелян и похоронен Генерал А.А. Свечин на «Коммунарке» (Московская область) 29 июля 1938 года. Реабилитирован 8 сентября 1956 года.
Источник: открытые данные...
Свидетельство о публикации №125122600234