Уроки Торы. Часть первая. Есть ли Б-г?

УРОК 1. ЧТО ТАКОЕ ТОРА?

1. ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО
Тора на древнееврейском языке означает «закон, учение, руководство к действию». В иудаизме Торой называют Пятикнижие Моисеево, состоящее из книг Брейшит, Шмот, Ваикра, Бемитбар и Дварим. В русском Синодальном переводе Библии эти книги названы Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. ТАНАХ
Тора (Пятикнижие Моисеево) входит в состав ТаНаХа, включающего помимо Пятикнижия Моисеева Невиим (Пророков) и Ктувим (Писания). ТаНаХ назван по начальным буквам названий составляющих его частей: Торы, Невиим и Ктувим.

3. УСТНАЯ ТОРА
В иудаизме Торой также называют Устную Тору – Мишну (повторение) и Гемару (завершение, совершенство). Мишна и Гемара образуют Талмуд. В этих текстах представлены галахические (правовые) и агадические (поучительные и повествовательные) материалы. Наряду с Талмудом важную роль играет Мидраш — традиция толкования  ТаНаХа. В целом Устная Тора представляет собой разработанную систему интерпретаций, комментариев и пояснений к ТаНаХу.

4. ИСЛАМ
В исламе Тора называется «Тауратом». В Коране Таурат упоминается почти всегда вместе с Инджилем (Евангелием). Согласно Корану, Инджиль подтвердил правильность сказанного в Таурате, а Коран подтверждает правильность Таурата и Инджиля. Например, в Коране 3:3 сказано «Он ниспослал тебе Писание с истиной, подтверждающее то, что было ниспослано до него. И Он ниспослал Тору и Евангелие», в Коране 5:43: «Но как они могут делать тебя судьёй, если у них есть Тора, в которой — решение Аллаха? После этого они отворачиваются, и такие не являются верующими», в Коране 9:111: «Воистину, Аллах купил у верующих их души и их имущество за то, что им уготован Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивают и бывают убиты. Это — истинное обещание от Него в Торе, Евангелии и Коране. И кто вернее Аллаха в исполнении обещания? Радуйтесь же вашей сделке, которую вы заключили. Это и есть великий успех».

Вместе с тем, в исламской традиции считается, что Таурат и Инджиль были ниспосланы Аллахом в истинном виде, однако в процессе передачи их тексты и/или толкование были частично искажены (тахриф). В связи с этим Коран рассматривается как окончательное и неискажённое откровение, подтверждающее и исправляющее предыдущие Писания.
 
В то же время, с точки зрения исторической текстологии, гипотеза о тахрифе текста Торы и Евангелия не подтверждается; данные рукописей свидетельствуют о высокой степени сохранности этих текстов. В академическом религиоведении доктрина тахрифа рассматривается как богословское, а не историко-текстологическое утверждение.


УРОК 2. ОСОБЕННОСТИ ТАНАХА
 
1. В течение порядка тысячи лет ТаНаХ был написан многими авторами, иногда лично не знавшими друг друга, писавшими в разные времена, в разных местах, в разные культурно-исторические эпохи, иногда на разных языках и при этом создавшими фактически одну книгу: непротиворечивое цельное произведение с единым замыслом и структурой.
 
2. СЕПТУАГИНТА – древний известный перевод ТаНаХа на греческий, выполненный в III-II вв. до н.э., свидетельствует о том, что в эпоху эллинизма целостный текст ТаНаХа уже существовал.
 
3. Из сравнения эпиграфических и других памятников письменности учёные палеографы доказали, что тексты ТаНаХа содержат языковые и исторические слои, восходящие к глубокой древности, включая X век до н. э. ТаНаХ так же древен, как он сам говорит о себе.

4. Тексты ТаНаХа тщательно сохранены на языке оригинала переписчиками (соферами), книжниками и масоретами (от др. евр. «масора» – предание, традиция).
5. Древнейшие из фрагментов книг ТаНаХа на языке оригинала, сохранившиеся до настоящего времени,  относятся к периоду с 250 г. до н. э. по 68 г. н.э. (рукописи Мёртвого моря).

6. Древнейшие полные тексты ТаНаХа на языке оригинала - это хранящийся в Санкт-Петербурге текст масоретской традиции Бен-Ашера (Ленинградский (Петербургский) кодекс B19A (1008/1009 гг.) и хранящийся в Карлсруэ масоретский текст семьи Бен-Нафтали, известный под названием «Кодекс Рейхлина». Он включает элементы традиции Бен-Нафтали, но по ряду характеристик ближе к смешанному типу.

7. Кроме того, сохранились древнейшие полные тексты Библии, включающие ТаНаХ в переводе на древнегреческий, и Новый завет на греческом – так называемые Синайский и Ватиканский кодексы, хранящиеся в Ватиканской библиотеке и относящиеся к IV в. н.э..

8. Существует множество рукописных копий, цитирований древними авторами и переводов Библии на другие языки, представляющих собой ценный источник для конструктивной и сводной критики, позволяющих уточнять смысл оригинальных текстов.

9. ТаНаХ содержит сотни пророчеств, касающихся отдельных лиц, регионов, стран, империй и планеты в целом.
 
10. Уникальность пророчеств ТаНаХа в том, что они точны в деталях событий, обстоятельств места, последовательности и часто сроков их исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТаНаХ – это древний, тщательно сохранённый на языке оригинала текст содержащий уникальные, точные в деталях событий, обстоятельств места, последовательности и часто сроков их исполнения  пророчества.


УРОК 3. РЕАЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

1. Все живые организмы устроены быть приспособленными к внешней среде.
2. Их поведение складывается из реакций на изменения внешней среды.
3. Люди получают представления о мире и осмысливают его.
4. История изучения электричества и развитие электротехники наглядно показали

а) как в деятельности учёного наблюдателя, экспериментатора и мыслителя входят в отношение, соединяются, перетекают друг в друга
б) его внутренний мир идей 
в)  и внешний по отношению к миру идей мир вещей,
г) когда за внешними свойствами вещей учёный обнаруживает их внутренние закономерности так,
д) что может воспроизвести вещи из их условий
е) и, более того, из понимания их сущности создать нечто, чего не существовало прежде ни в его воображении, ни в мире.

5. «Самое решительное опровержение... философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в индустрии. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи-в-себе» приходит конец (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 275).

6. ««Наивный реализм» всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего соз¬нания, от нашего Я и от человека вообще (Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, с.65).
7. Мир реален.


УРОК 4. ЖИВ Б-Г!

ВВЕДЕНИЕ
Узнав о том, материальный мир реален и что Тора (закон, учение, руководство к действию) – это древний, тщательно сохранённый на языке оригинала текст содержащий уникальные, точные в деталях событий, обстоятельств места, последовательности и часто сроков их исполнения  пророчества, мы можем связать эти два факта воедино.

1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
В реально существующем мире есть реально существующая Тора и реальная мировая история .
 
Тора представляет собой древний, тщательно сохранённый на языке оригинала текст, содержащий уникальные, точные в деталях событий, обстоятельств места, последовательности и часто сроков их исполнения пророчества.

Пророчества Торы неизменно исполняются в истории.

Представляет интерес рассмотреть пророчеств Торы на предмет их исполнения в истории.

Такие исследования проводилось:

– ранне христианскими авторами (II-V вв.): Юстином Мученником  в работах «Диалог с Трифоном, Апологии», Иринеем Лионским в работе «Против ересей», Тертуллианом в «Против иудеев» и «Апологетик»;
– средневековыми комментаторами: Иоанном Златоустом, Иеронимом, Фомой Аквинским;
– в раннее Новое время (XVI-XVIII вв.) протестантскими реформаторами Мартином Лютером и Жаном Кальвином в комментариях в Даниилу и Откровению, Исааком Ньютоном в «Observations upon the Prophecies of Daniel and the Apocalypse of St. John», Жаком-Бенинь Боссюэ в «Рассуждениях о всеобщей истории»;
– в XIX веке Фридрихом фон Гегелем, Шеллингом, Эберхардом Варбургом, протестантскими исследователями Уильямом Миллером, Джорджем Ф. Кроуфордом, Уриа Смитом, Альфредом Эдерштеймом в «The Life and Times of Jesus the Messiah»;
– в XX-XXI вв. Джошем Макдауэллом в  «Evidence That Demands a Verdict», Глейсоном Арчером в «Encyclopedia of Bible Difficulties», Уолтером Кайзером в «The Messiah in the Old Testament», Майклом Брауном в «Answering Jewish Objections to Jesus», Джоном Уолтоном и Н.Т. Райтом.

Неизменное исполнение пророчеств Торы в истории является строгим, глубоко обоснованным, отвечающим логическому и верификационйному критериям научности, решительным историко-философским  обоснованием  существования Б-га и истины Торы, когда 1) пророчество зафиксировано до события; 2) событие происходит позже и при этом совпадает с описанием пророчества; 3) вероятность случайного совпадения ничтожно мала. Тогда остаётся единственный вывод: существует Тот, чье предзнание необъяснимо высоко превосходит человеческое.

Тора не против такого доказательства. Именно так доказывает Себя Б-г в 41-й главе книги пророка Исаии и в Ис.42:1-9.

2. СВИДЕТЕЛЬСТВО
Наряду с этим доказательством есть свидетельство свыше, когда не плоть и кровь, но Сам Б-г свидетельствует духу нашему, что Он есть и что слово Его – истина. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Б-жие больше, потому что оно Б-жие.

3. ИСТИНА
Нам не надо доказывать реальность Б-га и истинность Торы: Б-г доказал и доказывает Себя Сам. Он есть, и слово Его – истина. Не человек доказывает Б-га, но Б-г доказывает Себя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь, опыт, эксперимент, общественно-историческая практика доказывают: мир реален. В реально существующем мире есть реальная мировая история и реально существующая Тора. Неизменное исполнение пророчеств Торы веский аргумент в пользу того, что Б-г есть и Тора Его – истина. Интересно посмотреть на хотя бы один конкретный пример такого доказательства.


Рецензии