15

Но склониться в сторону божественного, впасть в него, отдаться ему, научиться ему - это как раз то, что нам нужно. "Человеческое, слишком человеческое " в нас играет с нами злую шутку - мы отчуждены и от природы, и от самих себя, будучи лишь чем-то специфически  "человеческим". 

Не зря в последнее время стали столь распространены эти странные призывы: идите в природу, растворяйтесь, наслаждайтесь, путешествуйте, делайте странные вещи, прилипайте к животным, вглядывайтесь в них во все глаза - бегите из цифрового общества, которое именуется теперь "человеческим" - бегите отныне ко всему нечеловеческому.

Но несмотря на то, что общий вектор здесь задан правильно, так говорить нельзя: бегите к нечеловеческому.
Нет, пока мы остаемся в этой парадигме: человеческое - нечеловеческое, мы еще ничего не понимаем, ничего не чувствуем.

Что такое "нечеловеческое"? Может это просто морально уродливое? Но тогда оно в своём отрицании остаётся все же столь же "человеческим" как и было. Вывернутым наизнанку  - анти человеческим. А может быть это нечто нам совершенно чуждое, совершенно недоступное, отторгающее нас другое? Но тогда оно тоже определяется всего лишь через отрицание нас  - бесчеловечное.
Так мы и бьемся в своих собственных пределах и отрицаниях, не в силах выйти за них, не в силах отказаться от себя - между совершенно чуждым нам миром вовне, и морально чуждой нам собственной павшей природой внутри. Да, это все и есть нечеловеческое, но не его мы взыскуем. Мы взыскуем божественное.

А божественное можно назвать нечеловеческим, но с таким же успехом его можно назвать и человеческим, и может даже единственно истинным человеческим. Чем-то таким, где мы в последних надеждах и чаяния обретаем своё подлинное человеческое лицо.

Но ведь божественное может при этом и полностью поглотить нас? Может. Эта игра опасна, почему человек и редко осмеливается на неё. Обратное слияние человека с природой - опасная игра. Как ни тяжело было выходить из природы, а возвращаться обратно - еще тяжелее.

Возвращение - это неприкрытая радость. Но и боль, но и грусть. Но и ломка стереотипов. Но и формирование новых органов чувств - не через биопротезы ( оттуда сюда, опять в гости к нам, прочно засевшим на своём основании), а отсюда туда ( в новом раскрытии души, её восприятий и чувств, в новом интуитивно - телесном понимании).


Рецензии