14

Послушайте, Дар - ведь это очень просто. Даже ворона дарит вам свои ценные вещи, если вы стали её другом - не чтобы получить следующую порцию корма, как говорят те, что наблюдают со стороны, вообще "не для" и "не зачем", а " почему". Потому что она вас увидела как существо равноправное с собой, еще короче - увидела и восприняла вас как себя.

Вот этот момент: воспринять другого как себя. Казалось бы нет ничего проще. Но это не рациональное восприятие, энергии которого никогда не хватит для Дара. Это что-то интимное, близкое, затрагивающее нашу самую сердцевину. Не скажем же мы, что лиса, которая привела своих лисят к хозяйке, что долго кормила её, всего лишь хочет теперь накормить и лисят. Но некоторые так и говорят, чтоб им пусто было. Во всем им видится только их мерзкая "человечина" - выгода и расчёт. А как насчет опасения за жизнь своих детей? Неужели не видно, что здесь царит уже доверие?

Вы проспали и не заметили как возникло уже доверие, как возник Дар. Да и мы ведь начинали кормить животных не для того, чтобы они нам служили ( хотя полно и таких случаев, в которых мы обманываем Бытие, и кормим на убой или на службу, что одно и тоже, а не просто так). В одних случаях мы вступаем в отношения: человек и животное, и предполагаем свой неизменный выигрыш, так как мы "умнее"; в других случаях, мы оба становимся детями одной и той же матери природы, её равноправными существами, чьи критерии и оценки вовсе не так очевидны, как нам кажется. Кто же умеет лучше любить, хозяин или его собака? Мы не знаем ответа на этот вопрос. Этого ответа не существует, исходя из понятий и ролей, он есть только быть может исходя из события, которое происходит.

Не ищите Дара там, где его не может быть, где изначально ему "подрезали крылья". Мое равенство не только с другим человеком, но с животным - это божественная сторона, нужно уже находиться в чем-то божественном, чтобы возникла возможность Дара. Не просто и не только в человеческой доброте, но чуть-чуть, но чуточку в чем-то большем - в божественном. А оно не в храмах и не на площадях, но как говорил Гераклит: боги повсюду, они греются и у моей печки. Дар всегда идет от богов и через нас. Он не от нас, он от Бога, всегда. И потому - свят.

Как много святого в нашей земной человеческой любви? Торопливой, обидчивой, тщеславной - имеется ли тут место для Дара?
Животные скорее отвечают нам, ибо они несут в себе меньше соблазна. А человек для человека - постоянный соблазн. И мы срываемся, и попадаем в ловушки друг друга.


Рецензии