13

Давайте подумаем как можно было бы еще озаглавить тему, за которую я взялась. Я озаглавила её - любовь и эгоизм, где следовало бы обратить внимание на этот союз "и". Ведь по всем правилам и меркам нашего обыденного разумения писать следовало бы так: любовь или эгоизм. Следовало бы разделять эти два понятия, а не  связывать их. Следовало бы разобраться что такое эгоизм и отмести его в сторону, чтобы любить. Но в том-то и дело, как оказывается, что невозможно любить без здорового эгоизма. Я подчеркиваю - здорового, проявленного, зрелого, воображаемого эгоизма - высшей формы эгоизма, как мы её уже назвали. И тогда тема становится не темой контраста и высвобождения нас от чего-то не хорошего в нас, но темой "вкладывания"  одного в другое. Темой отождествления высшего эгоизма с любовью.

Если бы нам хотелось остаться на уровне противопоставлений, нам непременно надо было бы подобрать какие-нибудь понятия, которые мы могли бы оторвать друг от друга через союз "или". То есть мыслить по общей схеме Гамлета: быть или не быть. Или по схеме еще более кратко, выраженной Кьеркегором, как заглавие его книги: Или-или.
Например, быть или иметь, как у Габриеля Марселя, или приблизительно в таком же духе - верить или знать. Как бы это тогда звучало в русле нашего разговора? Очевидно, как-то типа: любить или судить. Герой одной моей любимой ирландской книжки говорит: ты понимаешь меня, но люди не понимают, они только судят. Вот эта тема закрытия себя от любви привычной формой суждения - она на самом деле очень актуальная тема на сегодняшний день. Сужу ли я не правильно или же сужу я даже правильно, я все равно не прав, потому что я не увлекаюсь, а сужу, не обнимаю и дарю, а характеризую, потому что я не самозабвенен, а дистанциорован, потому что я не оправдываю и спасаю, а наоборот приговариваю и себя, и другого к чему-то уже данному.

Судить - мертвить. И где в известной степени нужно мертвить, там в огромно большей степени нужно живить, живить и еще раз живить. Во-первых, для того, чтобы можно было даже умертвить - потому что только живые умирают ( не оживешь - не умрешь, как говорится), Во-вторых, чтобы восстать из пепла, как птица Феникс в обновлённом варианте. То есть вода живая прежде всего, а вода мёртвая как "способствующая". Но без живой воды и она - ничто. Все наши суждения друг о друге практически ничего не стоят, человеческое сердце все равно не слышит их и верит в нечто иное.

Поэтому, любить или судить - это наш выбор. Степень нашей свободы и реальных возможностей спасения. "Основной инстинкт". И у тех, у кого он еще не погашен - есть шансы.
Ну а тема " Любовь и эгоизм" с его "и" вместо "или" - это скорее тот самый путь, каким можно достигнуть свободной человеческой зрелости и "сложной простоты" - как научиться любить себя, чтобы уметь любить другого. Когда, как говорил герой все той же самой книги: мы не можем поранить друг друга, если все, чего мы хотим это лучшее для другого.


Рецензии