Эффект Барнума Эффект Форера
Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума, который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил (англ. Paul Meehl).
Эффект Барнума (также известный как эффект Форера) — это психологический феномен, при котором люди склонны принимать общие, расплывчатые и неопределённые утверждения о своей личности как точные и индивидуально созданные для них, хотя на самом деле эти утверждения подходят широкому кругу людей. Люди верят информации, если она положительно описывает их и исходит из авторитетного источника
Как это работает:
Универсальность утверждений:
Фразы вроде «Вы нуждаетесь в том, чтобы другие люди вас любили и ценили» или «Иногда вы сомневаетесь в правильности принятых решений» правдивы для большинства.
Положительный окрас:
Описания, содержащие в основном положительные черты, воспринимаются более охотно.
Авторитетный источник:
Доверие возрастает, если человек считает, что описание дано психологом, астрологом или другим авторитетом.
Ощущение индивидуальности:
Человек верит, что описание уникально, хотя оно составлено из общих, универсальных черт.
Пример психологического эксперимента Форера ( 1948 год)
Психолог Бертрам Форер дал студентам тест, а затем раздал всем один и тот же текст, собранный из гороскопов. В среднем студенты оценили точность текста на 4.2 балла из 5, считая его уникальным описанием своей личности.
В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI( это клинический тест ) и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59 %) выбрали поддельную оценку
Почему это важно:
Эффект Барнума помогает понять, почему люди верят в псевдонаучные предсказания и тесты, а также демонстрирует нашу склонность к самообману, если информация лестна для нас или соответствует нашим ожиданиям.
«Таинство демагогии» по В. Л. Леви
Аналогичный текст предлагает читателю психотерапевт Владимир Леви в своей книге 1969 года «Я и Мы»:
По натуре Вы доверчивый человек, но жизнь научила Вас осторожности. Лишь одному-двум людям Вы решаетесь доверить самое сокровенное, но и при этом всегда испытываете чувство невысказанности. С некоторых пор Вы поняли, что по самому большому счёту человек безысходно одинок, но Вы уже почти смирились с этим и рады, что есть по крайней мере немногие люди, с которыми об этом можно забывать. Вы довольно-таки упрямы, но Ваша воля иногда Вам отказывает, и это сильно переживается. Вам хотелось бы быть более уверенным в себе, в некоторые моменты Вы просто презираете себя за неуверенность — ведь, в сущности, Вы понимаете, что не хуже других. Бываете раздражительны, иногда не в силах сдержаться, особенно с близкими людьми, и потом жалеете о своих вспышках. Нельзя сказать, чтобы Вы не были эгоистичны, иногда даже очень, но вместе с тем Вы способны, забывая о себе, делать многое для других, и если взглянуть на Вашу жизнь в целом, то она представляет собой, пожалуй, во многих отношениях жертву ради тех, кто рядом с вами. Иногда Вам кажется, что Вас хитро и деспотично используют, Вас охватывает бессильное негодование. Много сил уходит на обыденщину, на нудную текучку, много задатков остается нереализованными, да что говорить… Вы уже давно видите, сколько у людей лжи, сколько утомительных, никому не нужных фарсов, мышиной возни, непроходимой тупости — всё это рядом, и сами Вы во всём этом участвуете, и Вам противно, — а всё же где-то, почти неосознанно, остаётся вера в настоящее, нет-нет и прорвётся. Вы самолюбивы и обидчивы, но по большей части умеете это скрывать. Вам свойственно чувство зависти, Вы не всегда в нём сознаётесь даже себе, но Вы способны от души радоваться успехам людей, Вам близких и симпатичных.
Чувство узнавания, возникающее у читателя, автор называет «эффектом неопределенности» или «таинством демагогии».
Факторы, влияющие на эффект
Субъект убеждён, что описание применимо только к нему.
Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание.
В описании присутствуют преимущественно позитивные характеристики.
При этом тип предварительной процедуры — научный или паранаучный — не влияет на восприятие испытуемыми личностных описаний: независимо от предшествующих процедур тривиальные описания принимаются испытуемыми очень хорошо
Свидетельство о публикации №125122303666