Нирвана-это святость или тайна. Апофатическое опре
Буддизм определенья не дает,
Он только негативно отрицает
Все то, что в свят-нирвану не войдет.
В ней невозможны злоба, страсть и глупость.
И прочих состояний целый класс -
Так высветил вопрос этот сам Будда,
Как эталон стремленья, идеал.
Нирвана - погашение аффектов,
Страстей и эго, клеш и ашая,
Нирвана - цель и наше достиженье,
"От омрачений - пустота ума".
Нирваны нет без анти ей - сансары,
И потому они обе - пусты.
Природа их по истине - татхата,
Шуньята, т.е. - в смысле пустоты.
И тот, кто медитирует об этом -
В наддвойственность, как Будда и войдет,
И блага пожелает всем на свете
И состоянье Будды обретет!
В джайнизме же - нирвана - совершенство,
Ее достигнув - сиддха вверх летит
На небо в их обитель Сиддхакшетра,
И там у сиддх есть разный тип и вид.
Поэтому «нирвана... трактуется Буддой негативно: не как эталонное состояние, а как положение дел, когда целый класс состояний невозможен, — в частности, состояния, в которых присутствует злость, страсть или глупость»[12].
Ашая — термин, который в буддизме обозначает эгоцентрические привязанности. Это понятие связано с понятием нирваны — одного из ключевых понятий буддизма, обозначающего высшую цель всех живых существ — освобождение от тягот перерождения (сансара) и от действия закона кармы.
Понятие
В учении раннего буддизма, представленном в палийском каноне, нирвана нередко отождествляется с «искоренением» аффектов (клеша, ашая). В этом контексте нирвана выступает синонимом мысленной концентрации в противоположность обычному рассеянному состоянию ума.
Некоторые формы привязанностей, которые упоминаются в буддизме:
Чувственные привязанности (камупадана) — цепляния к привлекательным или желаемым объектам (цвета, формы, звуки, запахи, вкусы).
Привязанность к идее самости.
Привязанность к мнениям (диттхупадана).
Нирвана в джайнизме
править
В джайнизме нирвана (мокша, «освобождение») понимается как освобождение от «кармического вещества» и достигается в процессе религиозной практики, прежде всего — медитации, при отсутствии притока новых карм (в джайнизме кармы — это разновидности особого вещества, составляющие кармическое тело дживы). У освобождённого дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство (сиддхатва). Сразу после достижения нирваны джива взлетает вверх и летит до вершины вселенной, где находится обитель сиддхов — Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобождённые дживы, достигшие Сиддхакшетры, в равной мере наделены праведностью, всеведением и познанием, они отличаются друг от друга по ряду параметров. Также, как и в других индийских религиях, у джайнов нирвана определяется негативно, то есть как «свобода от», а не «свобода для»[32
Свидетельство о публикации №125122208387