Царь справедливый и больной...
первый русский царь, великий князь Московский и всея Руси.
Правил с 1533 по 1584 год.
Биография.
Родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой. Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской.
16 января 1547 года торжественно венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
С 1549 года стал управлять страной с помощью круга близких соратников (Алексея Адашева, митрополита Макария, князя Андрея Курбского, протопопа Сильвестра), получившего название Избранной рады.
Политика.
Проведены реформы военной службы, судебной системы, государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы).
В 1550 году был принят новый Судебник — сборник законов, регламентировавший судопроизводство, упорядочивший и усиливший роль центральных органов управления — приказов, судебник РУССКАЯ ПРАВДА.
В 1565 году Иван IV учредил опричнину — систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину — оставшуюся часть страны.
Внешняя политика была ориентирована на окончание процесса объединения земель Руси, поглощение государством ханств татар на востоке страны и отражение грабительских набегов татар Крыма в южных приграничных областях, борьбу за выход царства к берегам Балтийского моря.
Достижения.
Расширение территории государства на восток за счёт включения земель Поволжья, Урала и освоения Сибири.
Формирование в России самодержавной власти монарха — неограниченной и абсолютной. Опричнина нанесла удар по боярству, которое потеряло всё влияние на государственное управление.
Углубление процесса закрепощения крестьян: введённые после опричнины заповедные лета запрещали переход крестьян от одного владельца к другому.
Создание первого в истории России регулярного войска — стрельцов, которые участвовали во всех крупных военных походах, а также несли постоянную службу в Москве и занимались охраной правителя.
Прозвище.
При жизни Ивана IV прозвище «Грозный» не встречалось.
Это прозвание дал царю народ — не при жизни Ивана IV, а после его смерти.
По одной из версий, прозвище «Грозный» царь получил из-за капризов погоды: говорят, в ночь, когда он появился на свет, над Москвой пронеслась гроза, какой не было уже столетие.
По другой версии, Грозным царя назвали уже после смерти, и не за кровожадность и злодейства — в русской традиции понятие «грозный» означало не страшный, не ужасный, а справедливый.
Чем болел Иоанн Васильевич Грозный на самом деле:
современные врачи поставили диагноз.
Когда мы представляем Ивана Грозного (Ивана четвертого), воображение услужливо подсовывает картину Репина или образ из фильма Эйзенштейна: горящий безумный взор, всклокоченная борода, посох, занесённый для удара. Мы привыкли думать о нём как о человеке с тяжелым характером, параноике, тиране, утопившем страну в лужах крови Опричнины. Историки веками спорили о его душевном здоровье, обвиняя царя то в шизофрении, то в маниакально-депрессивном психозе.
Но давайте на минуту снимем с полки учебники истории и позовём на консилиум врачей.
Представьте себе пациента, который в пятьдесят лет от роду выглядит на дряхлые семьдесят пять. Пациента, который не может сделать и одного шагу без дикой боли. Пациента, в крови которого бушует химический шторм, способный свалить слона.
В 1963 году советские антропологи вскрыли гробницу царя в Архангельском соборе Кремля. То, что они увидели, заставило науку пересмотреть взгляд на личность самого противоречивого правителя Руси. Оказывается, Иван четвертый, прозванный Грозным, не просто «бесился». Он умирал заживо.
Тайна позвоночника русского царя. Ивану Грозному было всего пятьдесят три года, когда он скончался за шахматной доской 18 марта 1584 года. По современным меркам - мужчина в расцвете сил. Однако знаменитый антрополог Михаил Герасимов, первым изучивший останки царя, был поражён. Перед ним лежал скелет глубокого и чахлого старика.
Главной находкой стали чудовищные остеофиты - костные наросты на позвонках скелета. У Грозного они опоясывали весь позвоночный столб, фактически превращая его в единую, негнущуюся кость.
«Всякие движения, каждый шаг причиняли ему нестерпимую боль», - писал Герасимов в своем отчете.
Представьте себе жизнь, где каждое движение отзывается прострелом, сравнимым с ударом током. Современные врачи диагностировали бы у царя запущенную форму анкилозирующего спондилоартрита (болезнь Бехтерева) или тяжелейший полиартрит.
Это многое объясняет в его поведении последних лет. Знаменитый посох с острым наконечником, которым царь в припадке гнева якобы пронзал ногу слуге или даже убил сына, был не просто символом власти или оружием. Без него Иван Васильевич попросту не мог передвигаться. В последние годы его буквально носили на носилках, как говорят летописи.
Постоянная, изматывающая физическая боль — отличный катализатор для вспышек неконтролируемой ярости. Любой, у кого хоть раз сильно болел зуб, знает, как тяжело сохранять добродушие. А теперь представьте, что этот «зуб» — всё ваше тело, и это длится десятилетиями.
"Ртутный" пациент. Именно так имеются все основания называть одного из самых сильных и влиятельных царей по линии Рюриков.
Принятие ртути в качестве снадобья. Лечение или убийство? И боль в спине - это лишь верхушка айсберга. Химический анализ останков царя, проведенный в 1960-х годах и уточненный уже в 21-м веке, показал шокирующие цифры. Содержание ртути в костях Ивана Грозного превышало норму в 32 раза! Мышьяка - почти в 2 раза.
Откуда в организме православного государя таблица Менделеева?
Долгое время историки подозревали отравление. И действительно, Иван Грозный всю жизнь боялся яда, и этот страх был вполне обоснован (его мать, Елена Глинская, скорее всего, была отравлена тем же «коктейлем»). Однако современные токсикологи склоняются к другой, более ироничной и трагичной версии: царя не травили враги, его одаривали и подчивали ядом лекари - эскулапы средневековья.
В шестнадцатом веке ртуть была «аспирином» своего времени. Ей лечили всё - от заворота кишок до венерических заболеваний. И вот тут мы подходим к деликатному моменту. Малоизвестный, но факт. Многие симптомы поведения царя (выпадение волос и зубов, слюнотечение, дрожание рук, припадки гнева) идеально укладываются в клинику хронической, так называемой "меркуриальной" интоксикации. В медицине это называется «болезнью сумасшедшего шляпника» (да-да, того самого из Алисы, ведь шляпники использовали ртуть для обработки фетра).
Западные врачи, окружавшие трон (вспомним того же Елисея Бомелия, которого считали чернокнижником), активно прописывали царю мази на основе сулемы (хлорида ртути). Так от чего же, спрашивается, лечили грозного царя? Скорее всего, от сифилиса. Бурная молодость и беспорядочные связи царя не были секретом даже для современников. «Французская болезнь» в сочетании с ртутным «лечением» создавала в организме царя адскую смесь, разрушающую нервную систему и наложившую тяжелый отпечаток на всю жизнь, образа действий и мыслей царя Ивана.
И в дополнение картины живого трупа, необходимо признать, что царя одолевала с возрастом, развившаяся - Паранойя, как следствие и побочный, и усиливающий эффект целого набора болезней Ивана Грозного.
Теперь давайте сложим в уме 2 плюс 2. У нас есть человек, обладающий абсолютной властью. У него невыносимо болит спина. Он страдает от последствий венерического заболевания. А его мозг ежедневно отравляется неконтролируемыми дозами паров ртути, которая, как доказано наукой, вызывает:
Патологическую подозрительность.
Зрительные и слуховые галлюцинации.
Резкие перепады настроения.
Страхи преследования.
Звучит знакомо? Это точный портрет Ивана Грозного времен Опричнины. Историк Николай Карамзин писал о царе как о тиране, чья душа была «испорчена». Но сегодня мы можем с уверенностью сказать, что «испорчена» была не только душа, но и биохимия мозга.
Английский дипломат Джером Горсей оставил нам жуткую сцену. Незадолго до смерти царь показывал ему свою сокровищницу и, перебирая драгоценные камни, говорил о мистических свойствах каждого, пытаясь найти тот, что спасёт его от болезни. В тот момент он выглядел как человек, чей разум уже блуждает где-то между мирами. Состояние человека агонизирующего, и готового отойти в мир иной в любое мгновение.
«Смотри на этот коралл и бирюзу... они бледнеют. Это значит, что я отравлен, болезнь сидит во мне», - якобы говорил царь Горсею. Ирония в том, что он был прав, но яд русский государь, вероятно, принимал добровольно под видом лекарств.
Теперь несколько строк о Трагедии отцовства: Был ли удар посохом царя своего сына?
Состояние здоровья Грозного бросает новый свет и на самую страшную легенду - об убийстве сына, царевича Ивана.
В той же гробнице в 1963 году нашли и останки царевича. И знаете что? Содержание ртути в его костях было даже больше, чем у отца. Это породило версию, что и сын, и отец лечились от одного и того же «семейного» недуга или же их обоих методично травили и убивали.
Современные историки относятся к версии об убийстве сына посохом с осторожностью. Ни в каких документах того времени (кроме записок иностранцев, не бывших свидетелями, и поздних летописей) прямого указания на убийство сына Ивана - нет.
Однако медицинский диагноз отца делает сцену ссоры весьма вероятной. Ртутный психоз характеризуется вспышками неконтролируемой агрессии. Измученный болью старик, отравленный тяжёлыми металлами, в минуту спора мог махнуть тяжелым царским жезлом, не рассчитав силы. Это было не хладнокровное убийство, а трагический аффект больного человека.
Так кем же он был — Иоанн Грозный, русский царь, кровожадным маньяком или жертвой медицины Средневековья?
Истина, как всегда, посередине. Нельзя списывать массовые казни, разорение Новгорода и террор Опричнины исключительно на остеохондроз и пилюли. Иван Грозный был сыном своего жестокого века, властным и амбициозным политиком, создавшим централизованное Русское государство.
Однако диагноз современных врачей заставляет нас взглянуть на него с большой доли, пусть и осторожно, сочувствия. Последние 10-15 лет своей жизни этот человек провел в персональном аду мучительных и физических страданий и в состоянии постоянного психологического и психического перенапряжения.
Если бы Иван Грозный жил сегодня, он был бы вполне оправданно не в Кремле, а в отделении неврологии или токсикологии. Ему бы заменили суставы, прописали антидепрессанты и необходимые медикаменты и провели комплекс необходимых медицинских процедур. Возможно, тогда и история России пошла бы по другому пути. Но история, к сожалению, не имеет сослагательного наклонения, а имеет только медицинские карты, которые мы учимся читать слишком поздно.
Свидетельство о публикации №125122207232