Пушкин и Гончарова

Цветной туман дворцовой жизни,
Таинственный, коварный свет...
Сквозь лёгкий шум грядущей тризны
Свой голос усмирял поэт.

Не голос музы, голос мужа
Мадонны, поразившей взор,
И новый стих ей был разбужен,
И взбудоражен царский двор.

Зачем поэту блеск мундира,
Когда стихи, что солнца свет,
Зачем себя приблизил к миру,
В котором чувствам места нет?

Кому в угоду бросил время
К ногам пустого бытия,
Скрип перьев троны не заменят,
Но был обмен, и то - семья.

Обмен на чистые страницы,
На ненаписанность стихов.
Но он хотел вот так влюбиться,
Чтоб из души - и рай, и кровь...

Поэт, познавший бури страсти,
Пленявший и бросавший дев,
Поэт, которому подвластен
Любви волнительный напев;

И копья быстрые Амура
Не раз в чернила обмакнув,
Писал стихи с живой натуры,
В них никого не обманув,

Писал так искренне, так страстно,
Как сам был честен и правдив.
Но чувства жили, чувства гасли,
Оставив лишь стихов мотив...

И вот как гром из поднебесья
Такая дева снизошла,
Стал флирт привычный не уместен,
Казались ложными слова.

Всё рухнуло, поэт напрасно
Искал покой в чужой далИ,
Себя он чувствовал несчастным
Без юной, нежной Натали.

Он полюбил Мадонны душу
Сильнее, чем её лицо,
И сердце вещее не слушал,
Когда упало вдруг кольцо.

Когда смотрел в глаза невесте,
Не знал: прольётся скоро кровь,
И принесёт он в жертву чести:
И жизнь, и славу, и любовь.

Быть мужем столь красивой дамы,
Поэтом самым первым слыть -
Предвестие вселенской драмы,
В которой всем потомкам жить.

Он сколько мог смерял порывы,
Пылая ревностью порой,
(и до сих пор наветы живы:
Шипят и шепчут в разнобой) .

Увы, всей правды не узнаем
За пеленою давних лет.
В костре интриг дворца сгорая,
Свою жену любил поэт,

Не верил он в её измену
И нам наказ дал: не винить.
Всё сплетни, всё морская пена...
Красавицам не просто жить,

Легко к ним тянутся соблазны,
Опасен каждый поворот,
Их облик юный и прекрасный
Гордыня под крыло зовёт,

К ним обращают пыл и взоры,
Интриги против них плетут, 
И суд устраивают скорый,
И в душу чистую  плюют.

За ширмой лёгких компементов
Сквозит желанье - обладать.
Чужая красота мгновенно
Способна зло в душе создать.

И кто виновен? Ну конечно,
Красавиц мир всегда винит,
Они свою силой внешней
Притягивают как магнит.

Прелестница кому-то мило
Вдруг улыбнётся один раз,
Заметят - мужу изменила!
Молва покатится тот час.

Чужой руки прикосновенье,
Записка (ни о чём, пустяк)
И разговор в уединеньи -
Для сплетников - отличный знак.

Красавица в годах всё знает,
Умеет преподать урок,
А вот Наташа - молодая,
Для мудрости ещё не срок.

И может даже оступилась,
Кокетство выдала на миг,
И может чуточку влюбилась
В притворный, но смазливый лик.

Хватило этого! Вцепились
Голодные и злые псы,
И пасквилем не подавились!
Унизить  - вот и весь посыл.

Через наивность молодую,
Через неопытность души,
Соратника искали пуле,
Которая всё и свершит.

И ведь нашли! Пригретый троном,
Смутил большой семьи покой.
Забыл своей страны законы,
Не выучил закон чужой -

Дантес. И имя теперь это
Подобно лику сатаны,
Что отнял у Руси поэта
И не признал своей вины.

Он не постиг любви науку,
Не разгадал в чём был секрет*,
И зло ему вложило в руку
Блестящий чёрный пистолет...

Но вот и брошена перчатка...
Снег ждал поэта у воды...
Спала Наташа ночью сладко,
Совсем не чувствуя беды.

Спала Наташа и не знала,
Что проклята была давно,
Нектар любви испить мечтала -
А льётся горькое вино.

Перед иконой на коленях,
Пред мужем в смертный его час -
Готовься камень - её время,
Готовьтесь слёзы - её глаз,

И пятниц чёрные одежды, **
Бровей страдальческий изгиб,
Проклятья неуча, невежды:
- Из-за тебя поэт погиб!

Мадонна - больше чем Мадонна,
Она - страданий соль и суть,
И грусть её улыбки томной
В портретах продолжает путь...

Не мог уйти Он по-другому -
Как встать за честь своей семьи...
Летит печалью  невесомой
Любовь  к прекрасной Натали.

Марина Трофимова
Декабрь 2025 г.



*Имеется в виду, почему Наталья его отвергла

**Каждая пятница после смерти Пушкина (всю жизнь!) была для неё тяжелым днем, в этот день она ни с кем не разговаривала, почти не ела и надевала тёмные одежды.


Рецензии