Кот Петрова

                Посвящается Эрнсту Теодору Амадею Гофману,
                Карелу Чапеку, Киру Булычёву,                .                Роберту Энсону Хайнлайну
                и всем котам на свете


 Все знают о собаке Павлова. Но никто не знает, что у Петрова был кот. В истории науки о нём, к сожалению, нет ни слова.

 Петров был несомненно одним из величайших умов своего времени. Учёный, считавший своей целью достичь понимания всех живых существ, гневно отрицал теории Павлова. Равно как и его практику хирургического вмешательства, считая её живодёрской. Он позволил себе всего раз резкий выпад против утверждений оппонента о том, что действиями животных руководят инстинкты и рефлексы. Более того, Петров настаивал на тезисе, что у животных есть не только разум, но и душа. За что подвергся критике не только  Павлова, но и священного синода, грозившего ему отлучением от церкви. Столкнувшись со столь сильным давлением с двух сторон, он махнул на всё рукой и прекратил полемику, сосредоточившись на своих исследованиях. Больше о его теориях не было слышно. О его изысканиях, приведших к удивительнейшим результатам, мы Вам поведаем, отдавая почтение Великому Гению Учёного.

 Как уже было сказано, Петров декларировал наличие у животных души и разума, наравне с человеческими. Единственным способом общения между живыми существами он полагал любовь и уважение. Петров считал ошибочным высокомерное мнение человека о своём нахождении на вершине некой иерархии тварей Божьих. Именно эту ошибку он рассматривал как основное препятствие в общении с миром животных.

 Уникальное оборудование, созданное Петровым, позволяло считывать импульсы мозга подопытных на расстоянии, бесконтактно. Таким образом учёный обходился без варварского вживления электродов в мозг, излюбленного метода Павлова. Конечной задачей Петров считал интерпретацию снятых данных, т.е. фактически чтение мыслей.

 Однажды в его лаборатории на Французском бульваре появился кот. Тогда это был ещё крохотный чёрный котёнок. Он появился буквально ниоткуда, попросту материализовавшись из воздуха. Чёрный как смоль, с большими ушами и тоненьким хвостом, толстыми короткими лапками и глупо удивлённым взглядом огромных серых глаз. Он сразу заявил о своих правах и потребовал еду. Петров вспоминал, что аппаратура в тот момент была выключена, но то, что нежданный гость голоден, было ясно ещё до того, как он начал мяукать. Петров назвал это началом их взаимопонимания.

 Шло время.  Петров, и без того имевший репутацию затворника, проводил дни напролёт со своим подопечным. Исправно работавшая техника чётко фиксировала импульсы мозга котёнка. К счастью, пациент оказался на редкость домоседом, что удивительно для кота. Это очень облегчало работу. Петров углубился в чтение сигналов, которые посылал ему маленький кошачий мозг. В конце концов, его усилия увенчались успехом. В один прекрасный день учёному удалось понять значение этих символов и упорядочить, превратив в человеческую речь.

 Часть расшифрованных записей, несмотря на все перипетии судьбы, дошла до наших дней. Но эти труды так никогда и не были опубликованы.
 Сегодня мы предлагаем вниманию широкой публики бесценные архивы профессора Петрова.*

* - с милостивого разрешения его семьи.



  В четверг, 7 мая 1903 г., в час дня.

 Еда падает с неба. Так заведено. С неба (или что там наверху) она падает всегда в одно и тоже место.
Но надо обязательно подождать пока она не перестанет падать, сразу туда голову не совать. Иначе часть еды может упасть на макушку и придётся доставать лапой. Потом мыться. Грязная слипшаяся шерсть. Фу, гадость!
Главное, для того чтобы еда начала падать, надо привлечь внимание этого...который... Это как-то связано.

(Заметьте, как потрясающе выглядит библейская концепция манны небесной в изложении котёнка! Насколько всё ясно, конструктивно и практично расписано. И это лишь первая ласточка в череде удивительных прозрений, которые готовит нам сей субъект)**

** - здесь и далее в скобках - прим. Петрова.


 В воскресенье, 10 мая, утром

 Этот...который большой... Он ест высоко. Наверно, чтобы я не достал. Я проверил, в том месте, куда упала ему еда, очень много несъедобного. Но он всё равно это ест, запихивая в рот двумя лапами, которые он удлинил чем-то. Я попытался ему объяснить, что это есть нельзя. А он, вместо благодарности, взял меня лапами и опустил вниз, прямо туда, куда падала моя еда. Я, конечно, вернулся наверх. Я взял лапой из его еды то, что мне показалось вкусным (есть я не хотел, просто так надо было) и подвинул к себе. Ему это почему-то не понравилось и он своей удлинённой лапой попытался забрать этот кусок. Пришлось дать ему понять, что это уже не ЕГО еда, а МОЯ добыча. Я схватил её зубами и зарычал (ну...как получилось...). Он понял, что я грозный хищник и не стал спорить. Я спрыгнул вниз и стал играться с добычей. Так заведено у нас.

(Удивительно, но я как будто начинаю воспринимать его сигналы наравне с приборами. Правда, пока без помощи техники я вряд ли пойму, что от меня хочет мой новый друг.)

 
 В понедельник пополудни

 Он почему-то думает, что добычу я обязательно должен съесть. Неужели непонятно, что главное её победить, а потом вдоволь наиграться. А дальше не важно, можно спрятать, а можно просто бросить. Но он каждый раз начинает искать, (потому что понял, что я не съедаю). Ну, найдёшь ты, и что? Будешь меня уговаривать? Или сам сожрёшь?
Он всегда ищет мою добычу, но находит только, если случайно наткнётся. Не найдя сразу, очень расстраивается и потом ищет по запаху. Чем дольше добыча лежит, тем сильнее запах, но это ему не помогает. Наверно, у него не работает нос. Я бы уже с закрытыми глазами нашёл! Лежу, смотрю на него, и думаю: может помочь? Нет, пусть сам.
 

 В конце недели

Этот большой довольно забавный. Он проводит со мной много времени и вполне достойно заботится обо мне. Хотя иногда он сопротивляется мне и тем самым раздражает.
Еда, всё-таки, не падает с неба, она хранится в одном из помещений в холодной ёмкости с дверью. Он достаёт оттуда еду и переносит туда, где я ем. Нужно лишь вовремя ему скомандовать.
 Он полезен и я решил заняться им.
Ему приятны мои прикосновения и я легко успокаиваю его, когда он тревожится.
Иногда у него внутри появляется что-то чёрное. Я ложусь ему на это место и через некоторое время чёрное исчезает.


 Ещё через пару дней

 (Мне удалось отладить аппаратуру настолько, что восприятие мысленных импульсов стало максимально точным, а при непрестанно увеличивающемся колличестве записей и расшифровка становится всё точнее. Кроме того, мой собеседник растёт, как и его жизненный опыт, а значит, с ним становится всё интереснее с каждым днём!)

 Этот, который всегда рядом, пытается со мной общаться. Звуки, которые он издаёт ртом, довольно бессмысленны, хотя и не лишены определённой структуры, пусть и примитивной.
 Гораздо любопытнее то, что он думает в этот момент.
В его голове совершеннейший сумбур, или как сказал бы он сам, "полная каша". Я бы это сравнил скорей с кошачьим лотком, где какая-то часть рваных шуршалок ещё пригодна для чего-то, а остальная масса загажена экскрементами, которые порядочный кот давно бы закопал. Кроме того, его мысли совершенно бессистемны и непоследовательны - они перескакивают с объекта на объект, как блохи. Из-за этого ни одну мысль он не додумывает до конца, путается в причинно-следственных связях и почти всегда делает неверные выводы.
Например, он считает, что я должен быть ему благодарен за то, что еда падает туда, где я ем.
Какое дикарство!

(Вы только подумайте! Насколько лёгко и изящно он  изложил прописную истину: "Не ищи благодарности за оказанное тобою благодеяние"! Твори добро со смирением в душе... Ай да кот!)


 Чуть позже (времяисчисление искусственно, а значит, не важно. Так говорит Кот)

 Собственно, немудрено, что это существо (он называет себя "человек", пусть будет так) столь ограниченно. Человек оказался наполовину слепым, наполовину глухим, а его обоняние, как я уже заметил раньше, не просто оставляет желать лучшего, а попросту вызывает сострадание. Какой-то неполноценный калека. К тому же страшно неуклюжий. Но добродушный. И заботливый.
Я, пожалуй, буду ему благоволить.
Я окажу ему благосклонность. Иначе он обречён...

 И при его неуклюжести, как трогательна его неудержимая тяга к познанию, как он говорит, "тайн Мироздания"!
Хотя, как можно говорить о познании чего бы то ни было без элементарных чувств? Все флюиды этого мира проходят мимо него, как запах колбасы мимо лошади. Конечно, для него всё вокруг "тайна"!


 Солнечным утром

 Нет, мы всё-таки на разных языках говорим! Приходится тратить уйму сил, чтобы объяснить простые и очевидные вещи существу, незнающему основ.
 Немудрено, что они так долго живут! Им просто всему приходится учиться и они тратят на это кучу времени.
 Я пытался ему объяснить, что при правильном подходе можно легко овладеть всеми знаниями особей своего вида.
Я никогда не знал своего отца, а с матерью был разлучён даже по кошачьим меркам рановато, но я знаю и умею всё то, что и мои родители и целая череда моих предков.
 Для него это так удивительно!

 (...я уже не успеваю осознать всё то, что он мне открывает... Теперь он уже не испытуемый, а скорее мой учитель. Нет, не так. Он теперь мой Учитель.)


 Сегодня

От издателя: ПОСЛЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ ЗАПИСИ БОЛЬШОЙ ПРОБЕЛ. МНОГО СТРАНИЦ УТРАЧЕНО БЕЗВОЗВРАТНО.
 

 Должен признаться, что наши беседы, развлекавшие меня поначалу, обернулись бесконечным повторением одного и того же, и в итоге я стал тяготиться нашим общением.
Например, я никак не мог ему объяснить, что для диалога и понимания вовсе не нужно обособление всех существ посредством наделения их пресловутыми "именами". Как будто все они суть разные явления и совершенно независимы друг от друга.
 Какая же путаница у него в голове!

 Я рассказывал человеку, что мы все - части единого целого. Что глупо было бы, если б он, захотев почесать правую руку, заставил бы левую выступить с речью: "Милостивая государыня Десница, а позвольте-ка Вас потормошить!" Он никак не мог представить то, о чём я ему поведал без наглядной демонстрации.

  И тогда, по просьбе человека, я милостиво разрешил ему "взглянуть на мир моими глазами". А также ушами, носом и проч. Одним словом, я допустил его к моим органам чувств. И, как только его восприятие расширилось до моего, дело наконец пошло на лад. Он оказался неплохим учеником и схватывает всё на лету!
 
 Всего-то надо было: увидеть.  И дальше иди как заведено. Всё уже давно придумано...

 (Это немыслимо! У меня сейчас не хватает слов, чтобы описать всё то, что мне внезапно открылось! Одно лишь могу сказать, мне более не нужна никакая техника для понимания моего друга. А то, что он позволил мне увидеть, не поддаётся описанию. Вся наша картина мира, наша наука, исследования, изыскания, сама цивилизация - словно детская игра в кубики на фоне строительства пирамид. Все наши теории и гипотезы об устройстве Вселенной - потешный кукольный театр.
Только обладая всем богатством восприятия, дарованным Высшему Существу, коим несомненно является мой Учитель, можно не просто увидеть воочию, но и...)

От издателя: ДАЛЕЕ НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ВЫРВАНО.


Здесь и сейчас

(Боже, как прекрасен мир вокруг нас! Как он удивителен и совершенен! И как глупы все эти либералы, революционеры, все эти свергатели и ниспровергатели, которые кричат, что желают "сделать мир лучше", а на деле лишь всё портят! Как глупы мы все... Мы, словно бестолковые щенки, то бегаем, высунув язык и виляем хвостом от восторга, то наоборот, лаем на всё и вся и стремимся себя укусить за тот же хвост. Бессмысленно и безрассудно до безумия...
Мир безупречен в своём совершенстве. Чтобы понять это, чтобы ощутить всю радость бытия, достаточно лишь следовать за ним в едином потоке жизни. Это и есть гармония. Всё остальное только суета. Старик Экклезиаст был прав. Это легче увидеть, чем описать.

 Необъятный багаж новых знаний, буквально обрушившийся на меня, перевернул моё мироощущение. Но справиться с этим в одиночку было бы страшно тяжело, даже достигнув понимания происходящего.
 Мы условились с моим другом, что наши сознания окончательно сольются. Конечно же, это было нужно прежде всего мне, убогому, но и ему принесло бы пользу. Всё дело в том, что здоровье моё начало стремительно ухудшаться и даже помощь Кота уже не могла отдалить неизбежного. Хотел написать "конца", но он мне объяснил, что это вовсе не конец.

 Так или иначе, решая, в каком из тел наши сознания объединятся, выбор был сделан в пользу кошачьего.
 Итак, моё знание мира человеческого несомненно пригодится в поисках пропитания и в защите нас от посягательств и прочих напастей, помогая легко отличить опасности истинные от ложных.)...

................................

 К сожалению, на этом история обрывается.

 После смерти Петрова его работы на время потерялись из виду, часто переходя из рук в руки, о чём свидетельствует множество экслибрисов на титульном листе. Пережив оккупацию вместе с чудом спасёнными материалами Одесского городского архива, уже после войны папка с надписью "Петров" была отправлена родственникам покойного учёного в Ленинград.

 Кот после кончины профессора повёл себя довольно странно. Он не бился в истерике над телом усопшего, но по его виду можно было угадать глубокую связь между ними. Он лежал на постели чуть поодаль от охладевшего тела и пристально смотрел в лицо мертвецу. Когда спальня наполнилась чужими людьми, кот встал и ушёл в лабораторию. Когда посторонние добрались и туда, он просто исчез. Также загадочно, как и появился когда-то. И больше никогда не возвращался в этот дом.

 Где он жил после этого, никто не знал. Его видели иногда в соседних дворах и на близлежащих улицах. Свидетели отмечали удивительный взгляд этого кота, описывая его как понимающий, вдумчивый и чуть насмешливый. И до ужаса похожий на взгляд почившего Петрова.
 Где бы ни появлялся удивительный зверь, собаки шарахались от него, как от огня, и разбегались, поджав хвосты.  Даже самые огромные и свирепые жались по подворотням, боясь подойти на пушечный выстрел. Другие коты с опаской обходили его, избегая встретится с ним взглядом.
 С кошками он находил полное взаимопонимание.

 Какое потомство оставил после себя кот, доподлинно неизвестно. Но многие из одесских котов обладают странным магнетическим взглядом, не говоря уже о потрясающем интеллекте.

 Загляните в кошачьи глаза и прочитайте сигналы космоса и тайны Вселенной. Если повезёт, и кот будет Вам благоволить, Вы сможете узнать многое. Благосклонность Высшего Существа легко распознать: глядя на Вас оно начнёт жмуриться.
 Приготовьтесь.


...................................

  Примечание:


* - с милостивого разрешения его семьи.

** - здесь и далее в скобках - прим. Петрова.


Рецензии