Бог молчит. Часть 23

3 10.2025. 8.30 утра. Сижу за столом на стуле - чурбачке, смотрю в окно на таёжный лес и пью кофе. Топится печь буржуйка. Кофе завариваю в железной кружке, довожу до кипения, точно по-турецки, а точнее, - по маньински. Животворящий аромат наполняет зимовье. – Ощущение блаженства! Эйфории, счастья. – Как же в лесу хорошо! Спокойно, точно всё самое плохое исчезло, осталось позади, в человейнике.

Побаливают ноги и руки. Пишу дневник, а шариковая ручка плохо крепится пальцами. Светает. Тикают успокаивающе Володины авиационные часы. Они стоят на подоконнике. Корпус помят клыками медведя. Тот однажды залез в избу и пробовал часы на вкус, однако не смог раскусить, только корпус антиударный помял. – Селища неимоверная! Вчера летели стаями гуси. На севере, в тундре, знать, замело. Скоро снег и ко мне нагрянет. Первый сентябрьский не весь растаял и лежит белыми полянками под кедрами в тени ветвей.

Ночью не топила. Изба со вчера прогрелась и держит тепло. Мазала руки и ноги перед сном жиром медвежьим, втирала, массажировала. Ночь приятно грело. Спала прекрасно, хорошо согрелась. На ночь выпила кружку и травяного отвара с термоса. Состав чая: сабельник, лабазник, черника, брусника . В итоге славно грело и внутри, снимало усталость, воспаление, боли. До утра смотрела сны, точно лёжа у тёплой бабушкиной печки далёкого детства. Выспалась замечательно. К утру пошёл дождичек, зашуршал по крыше, но воды не набрала в вёдра. – Прошляпила! Вставать не стала, чтобы расставить плошки под капель. А с водой напряжённо.

Дымка разлёгся на моей постели. Лайки всегда так поступают. Им особо нравится полежать на постели хозяев утром, пока она ещё хранит тепло. Могут и голову на подушку положить, растянуться, точно человек. На морде светится блаженство. Дала ему сухарей, сахар комковой. - Дремлет. Успокоился. Сильно болеет. Едва ходит. Похудел. Даже просто сесть вчера не мог у печи, чтобы погреться. Долго мостился, - больно! Едва сегодня запрыгнул на нары, вчера не смог, спал на полу. Постелила ему коврики, а себе старый наш палас, чтобы ходить по избе босой, и не дуло снизу.

Выспалась отлично! Уснула сразу, с вечера, лишь натянула одеяло и голову положила на подушки. Но утром, как только проснулась, нахлынул прежний синдром дорог, который давно мучает – фобия, страх дорог. Он кошмарит меня стойко уже годами. Кое - как успокоилась, растопила печь. Сижу и кофе смакую.

Воды мало. Шесть литров вчера ушло только на еду. Варила кашу лайкам, чай, компот себе. Еду собакам растягиваю на день, даю немного, чтобы желудки уменьшить, и лучше усваивали пищу, меньше какали, переводя впустую крупу. Если сразу много дать, как клянчат, то желудки растягиваются, каша плохо переваривается и скоренько выходит в свет. Пуля похорошела, - красавица просто! Очистилась, повеселела, шустрая, деловая! Обрастает зимним мехом. Хвост закручен на спине гордой баранкой. Нос чёрный, сырой. Уши торчком. Глаза шустрые, лапы не стоят на месте неподвижно, вечно бегут, скачут, копают.

Заправила лайкам кашу: горсть гречки и высыпала лапши остатки. Не уследила, а кастрюлька потекла – прохудилась. Воды повытекло. Пришлось менять посудину и себя костерить за невнимательность. Днём прибиралась в избе, разбирала содержимое.

***
Воды набрала дождевой один литр. И то – подспорье! В плане на день: сходить по клюкву на болото, набрать ягод, пока не занесло снегом, собрать чайные и лекарственные травы, что ещё возможно найти; заготовка ореха; нужна и птичка. Заготовка дров - вечером; просушка постельного, спальников, одежды; уборка на столе и в столе; необходимо извлечь из-под плах туалетного домика стекло; принести с реки плащ – палатку и воду.

Даю комковой сахар утром собакам как угощение и завтрак. Сама в чай, кофе, компоты сыплю сахарный песок. На день откладываю себе конфетку шоколадную для поднятия оптимизма. Необходимо орехи кедровые на вечер нашелушить – кружку и собрать на морс ягод. Орех содержит жиры, витамины, в нём море полезного для пополнения организма. И – еда, сытные, опять же, - лакомство.

***

11.15. Время бежит скоренько. За ним не угнаться. Сходила за водой на Манью. Собирала по пути шишки. Кедры их массово сбрасывают при ветре. В пакетик на реке набрала рябины, шиповника. Ягоды - переспелые. На кустиках рябины листья облетели и висят лишь гроздья красных ягод. Шиповника мало. Мягкий, непривлекательный, да горсточку на ночь набрала тоже. Непрерывно гуси кричат. Летят стаями на юг. Принесла 10,5 литра речной воды в четырёх пластиковых бутылках. Забрала котелок. По пути набрала в пакет бересты на растопку. Шишку в избу не понесла – тяжело. Оставила в пакетах ведёрных на тропе.

Дымка утром едва встал на лапы и срыгнул. Болит лапа, отнимается попа и болит внутри. Плохо пахнет изо рта – гнилью. – Похоже, травмированы внутренности. Идёт воспаление. Дала хвостикам по миске каши, - смесь: гречка, овёс (геркулес), горох, рожки, один крупный гриб моховик сухой старый, соль, масло подсолнечное, вода. – Едят с аппетитом! Опять поставила варить им кашу и себе. – Гречка, лапша, рожки. Замесила тесто блинное: масло растительное, мука пшеничная, манка, сода, соль, масло подсолнечное нерафинированное. Мука уже старая, однако не горчит. Ушло полторы кружки. Добавила в тесто овёс (геркулес хлопьями) полкружки.

Дома тепло, уютно, словно раньше на оснёвке. Володю впервые не жду, но ощущаю его присутствие рядом и постоянно мысленно ругаю, что не поберёгся, смотался от меня на небушко. Точно слышу в ответ его голос:

- Танюшка! - какая же ты!..

- Голос чёткий и именно его. Понимаю, что в селе его фактически забыла. А тут само собой, точно всё всплывает в памяти, в голове. Просто мозг здесь очищается от стороннего хлама и срастается с природой. Думала и про националов, что меня целенаправленно гнобили, сеяли клевету. Они ещё и в ЖКХ работают… – враг опасен! На всё способны.Беспокоит: с собой принесла тонкую тетрадь, - мало листов для дневников.

На улице стоит плюс, относительно тепло. Хожу осмотрительно. Сапоги резиновые обула с портянками, - скользят, однако ходить в них легко и пока не холодно. – Летние, не для осени.

***

На берегу реки многое, оставленное ещё при жизни мужа, сгнило. Лежат груза, бутылки, сетей нет, а нужна рыба. Набираю кружкой воду в бутылки осторожно, ибо тину, муть поднимаю с камней на дне, оттого и рыбы нет, да внизу сетями перегораживают промышленники столичные, не дают подниматься на нерест, а сибирякам ловить запрещено – браконьерством считается. Москву же кормить икрой, то их законам не противоречит в нынешние времена тотального обесчеловечинья. Утки нет. Вся улетела на юг.



Продолжение следует.

Фотографии Татьяны Немшановой. Осень таёжная. Западная Сибирь, Приполярный Урал, Зауралье, Тайга Крайнего Севера ХМАО Югра. Река Манья. Первый снег и первый лёд.


© Copyright: Татьяна Немшанова, 2025
Свидетельство о публикации №225121400876

Написать рецензию
Татьяна, хорошо написали.
Такие будни таёжника.
Нам-то хорошо...
Здоровья Вам!
И собакам
тоже не хворать.

Василий Овчинников   15.12.2025 17:04   •   

Добрый вечер, Василий! Рада, что заглянули к нам, на Север, в обычную лесную жизнь, в лесную избу, в привычные, но дорогие сердцу, будни. У нас сейчас холод и метель, надо подниматься на выгул. Бр-р!!! Как там холодно!
Удачи и Вам!

Татьяна Немшанова   15.12.2025 17:10   


Рецензии