Литконсультант Письмо от Ольги

Лидия Невская
22.12.2025 г.

«Литконсультант»
"Письмо от Ольги"

Рассказ

   Звонок редактора газеты застал её на рабочем  месте за письменным столом в бюро материальных нормативов отдела Главного технолога заводоуправления, где она работает уже, страшно сказать, сколько лет. Ещё дольше она пишет стихи, а точнее с восьми лет.
 
   Именно это и привело её в  четырнадцатилетнем возрасте в литературное объединение при  городской газете, где она теперь работает литературным консультантом, потому что очень любит стихи и помогать людям.

   Восемь часов в день с понедельника по пятницу Лидия Ивановна считает материалы на упаковку мельниц мокрого самоизмельчения и другой продукции, работает по профессии.

   В тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году она закончила машиностроительный техникум и по распределению попала на завод Тяжёлого машиностроения, аббревиатура -  ЗТМ, однако среди студентов она расшифровывается по-своему и весьма трагично — Здесь твоя могила.

   Для Лидии это почти так и есть. Она человек гуманитарного склада, пишет стихи, сказки, хорошо рисует, играет на пианино, в детстве ходила в балетную студию, даже играла в театре  в настоящем спектакле весь сезон, но куда могла поступить девочка из бараков, безотцовщина и дочь репрессированной финки, только в профессиональное техническое училище или в местный машиностроительный  техникум.

   Пыталась она поступить в педагогическое училище, но природный дефект речи, она немного не выговаривает букву «р», помешал ей на собеседовании, хотя именно там пригодились бы её таланты.

  Эта боль от неосуществлённой мечты, долго мучила её, но в итоге привела к созданию детско-юношеской «Поэтической мастерской» при городском Дворце творчества детей и молодёжи, что помогло ей осуществить свою мечту стать педагогом, пусть и дополнительного образования.

- Алло! - Лидия поднимает трубку телефона.
- Зайди сегодня и забери поэтическую почту.

   Портнягин Олег Алексеевич никогда не здоровается с ней и не прощается после телефонного звонка. Он относится к ней, как гражданин начальник к её матери финке в сибирской ссылке.  Вот и сейчас он сухо сказал, а точнее, приказал явиться в редакцию и забрать пачку писем от жителей города, пишущих стихи и присылающих их в редакцию на имя литературного консультанта и получают от неё в ответ подробный разбор рукописных текстов.

   «Гражданина начальника» это не интересует. Для него главное, чтобы она выполнила его приказ и немедленно, а она на заводе. У неё полноценный рабочий день. У него — тоже. Часы работы совпадают, поэтому ей надо появиться у него в кабинете в эти часы, но как же ей выйти во время работы с завода, где пропускной режим. Отпрашиваться у начальников длительный и сложный процесс, поэтому самый хороший способ посетить редактора в её законный обеденный перерыв. Конечно, она останется без обеда, но ей не привыкать. Очень часто ей приходится жертвовать обедами и ночными снами, потому что именно ночами она пишет свои литературные консультации.

   Ровно в двенадцать часов звенит гудок на обед и Лидия вскакивает со стула и, опережая других инженерных работников заводоуправления, перескакивая через ступеньки, как молодая, бежит на автобусную остановку. У Портнягина обеденный перерыв с тринадцати ноль-ноль до четырнадцати. В этом ей повезло.

   Также через ступеньки Лидия вбегает на второй этаж редакции, робко стучит в дверь редактора и после разрешения входит в небольшую комнату насквозь прокуренную. За письменным столом, заваленным бумагами и фотографиями, сидит Олег Алексеевич. Не поднимая глаз на вошедшую, он ткнул пальцем на стопку писем, лежащую на стуле возле него.

   Лидия тоже молча берёт не один десяток увесистых писем и выбегает из кабинета. Ей ещё надо успеть на автобус, который не подлаживается под её обеденный перерыв.

   Успела за один час туда и обратно.
   
  Вечером, когда вся её семья, муж и двое детей, уже спят, литературный консультант берёт в свои руки первый конверт из стопки  с круглой печатью и с обратным адресом. Это её радует, потому что будет куда послать литконсультацию.

   Часто люди боятся раскрывать себя целиком, стесняются своих откровений в стихах, боятся критики и не пишут обратных адресов. Некоторые не пишут настоящих имён и фамилий, скрываясь под псевдонимами, а для литконсультанта , всё-таки, лучше обоюдное общение.

   На конверте полное имя и отчество.  «Замечательно» - думает Лидия, вскрывает конверт и достаёт несколько тетрадных листочков в линейку с  вертикальной тонкой красной полоской, отмеряющей поля.

   Два листа занимает вступление, остальные — стихи, всего шесть листов, двенадцать страниц и это ещё маленькое письмо, обычно приходят конверты толще в два раза этого.

   Здравствуйте, уважаемая Лидия Невская!

   Думаю, я не покажусь вам слишком оригинальной, так как обращаюсь к вам, как к консультанту по литературе газеты «Волжские вести». 

    Вы, наверное, уже догадались, что я, как и многие, пишу стихи, и теперь решила представить их на ваш суд.

    Мне 21 год, и зовут меня Ольга. Стихи я пишу очень давно, сколько себя помню. И всегда считала это занятие несерьёзным.
     Строчки просто рождаются у меня в голове и с того, ни с сего, и если я не записываю их сразу, то тут же забываю. И поэтому не думаю, что я способная поэтесса. Я считаю, что поэт должен помнить свои стихи. Наверное, это смешно.

    Я уже тысячу раз собиралась написать вам, чтобы узнать компетентное мнение, но очень боюсь критики. Я себялюбива, и критика выбивает меня из колеи, но, кажется, я уже достаточно поумнела и набралась храбрости, чтобы воспринять её здраво.

   Я знаю, что при редакции существует литературное объединение, но прийти туда и выставить свои стихи на суд уже признанных поэтов я не смогу. Не решусь. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы вы написали мне своё мнение. Пожалуйста!

   Я не обижусь на вашу критику и не перестану писать. Мне и самой иногда кажется, что я больна графоманией, но иногда эта болезнь доставляет мне удовольствие. Хотя, конечно, чаще я недовольна своими стихами. Они мне кажутся примитивными, бессмысленными и абсолютно не классическими. Но не писать я не могу.

   Иногда я не прикасаюсь к бумаге и ручке месяцы, а потом мена просто прорывает. Я редко придумываю рифмы, всё идёт само собой, я просто не успеваю записывать А потом мне снова кажется, что я уже больше никогда ничего не напишу.

   Впрочем, вам, наверное, не нужны мои откровения. Постараюсь сберечь ваше время. Если вам покажется, что стихов слишком много, не читайте их до конца. Ведь мнение об авторе можно составить и по двум строчкам.

  Пожалуйста, ответьте мне, я очень вас прошу. Для меня важно ваше мнение. Очень важно!

             До свидания.
             С уважением,
             Алмакаева О.А.
             21.08.1998 г.


P.S.    У моих стихов будут разные даты. Я начну с самых старых. Я думаю, что они самые лучшие. Наверное, в 16 лет я более восторженно смотрела на мир. С вашего разрешения, я начну на обороте. Не хочу, чтобы письмо было слишком толстым.

  За окном моросит дождь. Лидия сидит на кухне за столом, перед ней чашечка кофе, но он скорее, как аксессуар ночного бдения, а не для питья. Посуду помыла, ножи убрала, ложки положила ямкой вниз. Все приметы  соблюдены. Письмо прочитано. Надо писать ответ. Письмо хорошее, откровенное, не каждый напишет о себе, что я — самолюбива и ей  это нравится. Значит, что с автором можно работать.

   Лидия раскладывает тетрадные листы по порядку и начинает читать с самого начала и более вдумчиво.

   Вот строчка: «Вы, наверное, уже догадались, что я, как и многие, пишу стихи».
- Да, - тихо говорит сама с собой Лидия. - пишут многие, но не все решаются прислать свои стихи, как Ольга пишет, на суд. Это они думают, что на суд, а на самом деле для беседы.  Если бы люди знали, что мы не судим, а помогаем. Ей, очень нужна помощь. Нужны самые элементарные подсказки о ритме и строфах, о разнообразии схем рифмовки. Даже оригинальные рифмы не так важны, как понятия образности. Если бы среди стихотворных строчек была борьба, то это была бы борьба образов.

  Автор пишет, что сочиняет стихи очень давно, сколько себя помнит. Я тоже начала писать стихи в восемь лет, а сейчас у меня в «Поэтической мастерской» есть дети, которые начинали писать стихи и в семь лет и в пять. Это закономерно. Талантливым человек рождается сразу. Но талант надо развивать и работать над ним, а многие, как и Ольга, теряют время. Вот она пишет: «Я уже тысячу раз обиралась написать вам, чтобы узнать компетентное мнение».
- Надо было писать! - чуть не закричала вслух литературный консультант.  Упущено время. Она сама сознаёт, что в 16 лет более восторженно смотрела на мир. Вот в шестнадцать лет и надо было прийти к нам, чтобы к восторженности присовокупить основы и правила стихосложения.

  Но Оле ещё только двадцать один год, а вот в прошлый раз Лидия получила письмо от пожилого человека, которому сейчас уже шестьдесят пять лет и он, наконец то, решился написать в редакцию. Лидия готова была расплакаться от бессилия. Разве можно чем-то помочь человеку, у которого уже всё позади, устойчивый и застарелый язык, заторможена способность к обучению.

- Нет, Оля молодец, что решилась написать мне в двадцать один год, а не в шестьдесят пять. Где-то я у неё видела слова о том, что стихи у неё рождаются сами собой. Действительно, так оно и есть. Каждый поэт говорит именно так, а маленькие поэтики говорят, что  кто-то бьёт им по башке и вылетают стихи.

- Оля, - продолжает складывать свой ответ автору Лидия Ивановна - ты наивно думаешь, что настоящие поэты должны помнить свои стихи наизусть. Их помнишь, когда их сто, двести, но когда тысячи, уже это физически невозможно. Так что, не переживай, что ты иногда забываешь свои некоторые стихи. И потом, помнятся, как правило, любимый стихи. А их даже у самого именитого поэта не так уж и много.

  Держит женщина тетрадный разворот письма и улыбается над строчкой: « Они (стихи) мне кажутся примитивными»

- Нет, Оля, стихи не могут быть примитивными. Они уже стихи, а это высшая форма речи. Они могут быть слабыми или сильными, но не примитивными.

  И ещё очень удивляет пятидесятилетнюю женщину, что Оля поняла, что талантливого автора видно уже с первых строк. В «Поэтической мастерской» Лидия Невская даже ввела такой урок под названием «Праздник первой строки». Именно первая строка даёт стиль, ритм и направление мыслям. Это не каждый учитель чувствует, а Ольга поняла. Извиняется, боится, что слишком много стихов прислала, но для литературного консультанта чем больше стихов присылает автор, тем лучше. Вот, например, в её случае. Из девятнадцати стихотворений достойным внимания оказалось только одно, но об этом в самом конце, а сейчас надо ещё раз перечитать все стихи из этого письма.

   Глаза уже смыкаются. Время давно за полночь, а утром ей надо вставать на работу. Настольная лампа начинает мигать, устала тоже. Сейчас пробегусь по строчкам. Замечательно, что почерк у Ольги разборчивый и аккуратный.

 
«Осень»

Осень, рыжая девчонка,
В платье из кленовых листьев,
В шляпе из плодов и веток,
А в руках рябины кисти.

Пробежала по дорожке,
И, взмахнувши рукавами,
Желтизны дала берёзкам
И осинам красный пламень.

Мимоходом обронила
Ржавой краски тополям
И скирды сухой соломы
Разбросала по полям.

Подарила бабье лето,
А потом вдруг отняла,
Принесла с собою ветер,
Хмурый дождик привела.

Осень, рыжая девчонка,
Полновластною хозяйкой
Заступила над природой,
Сделав этот мир мозаикой.

Сентябрь, 1994 год.

*   *   *

Страсть жаркая была, как лето,
Разлука ледяной была.
Ты сделал из меня поэта,
Лишь только началась зима.

Хочу унять тоску стихами,
И грусть словами заглушить,
листом бумаги, как снегами,
Боль надоевшую закрыть.

Стихов написано мной море,
И надо как-то дальше жить,
Но вновь пишу, унять чтоб горе,
Чтоб эту зиму пережить.

Декабрь, 1994 год


*   *   *

Я знаю, ты меня забудешь
В заботах бренной суеты,
С другою милой счастлив будешь,
Твои я не встревожу сны.

И только раз, найдя признанье
В моей любви в своём столе,
Ты вспомнишь о любимой давней,
Ты снова вспомнишь обо мне.

Июнь, 1995 год

«Детство»

Куда уходит детство спозаранок?
Уходит и обратно не придёт,
И у любимой маковой баранки
И вкус не тот, и запах уж не тот.

Уходит детство, белая подушка
И тёплая сосновая изба,
Продолжит только лишь одна кукушка,
Как раньше, мне отсчитывать года.

Уходит детство утром тёплым, ранним,
Уходит детство, больше не придёт,
И только с тихих городских окраин
Крик петухов мне ветер донесёт.

Август, 1995 год.

«Мой старый дом»

Мой старый дом, мой добрый друг,
Спасательный привычный круг,
Меня хранишь ты от невзгод,
От серых будничных забот,
Ты каждый вечер ждёшь меня,
Тепло уютное даря,
К тебе опять я возвращаюсь,
От суеты и бед намаясь,
И ты привычно принимаешь
Мои печали, лишь вздыхаешь...

«На меня обрушилось полмира...»

На меня обрушилось полмира,
Ты ушёл, ушёл куда-то прочь,
И в тягучей тишине квартиры
Мы вдвоём - лишь только я и ночь.

С ночью мы вдвоём и так пустынно,
Тяжело, и не видать ни зги,
И твоё шепчу зачем-то имя,
Услыхав на лестнице шаги.

Ноябрь, 1995 год.

«За окном»

За окном метёт метель,
Заметая за тобой следы,
В прошлом навсегда исчез апрель,
Где со мною был всё время ты.

Тонких веток ветер не сломает,
Тонких чувств потом растает дым,
Может быть, одна метель узнает,
Как на самом деле ты любим.

Февраль, 1996 год.
   
- На этом стихотворении особо хочется остановиться и разобрать его. В первой строке : «За окном метёт метель,» - 7 гласных (семь слогов). Что это означает? Это нам говорит о том, что в рифмующейся с ней строке тоже должно быть семь слогов. Рифмовка тут перекрёстная, значит, рифмуется с первой строкой третья строка строфы, но что мы видим? В третье строке: «В прошлом навсегда исчез апрель,»  — 9 гласных ( девять слогов). Непорядок! Как исправить? Просто убираем одно слово с предлогом: «В прошлом». Вот, что получается:
               
За окном метёт метель,               А 7
Заметая за тобой следы,              Б 9
Навсегда исчез апрель,                А 7
Где со мною был всё время ты.   Б 9

         Теперь, порядок и смысл сохранён. То, что ушёл апрель в прошлое само собой разумеется. Второе четверостишие ушло далеко от первого, ушло на десять и девять, но главная ошибка видна по первому катрену.

«Природа замерла...»

Природа замерла в желанье
Продлить свою красу,
И кажется, как будто листья
Застыли на весу,

И жёлтые мелькают блики
В небесной синеве,
Деревья головой поникли,
Вдруг вспомнив о зиме.

Она придёт, им ждать недолго,
Придёт последний час,
И листьев солнечных осколки
Погаснут, но сейчас

Деревья расцветают краше
Пред тем, как умереть,
Сумев на день, на миг хоть даже
Всё тленное презреть.

Март, 1996 год.


«16 лет»

Ах, где мои шестнадцать лет?
Они остались там, где звёзды,
Где прошлого в помине нет,
И мне жалеть об этом поздно...
Но где мои шестнадцать лет?!!

Июль, 1997 год.

«Дождь»

Дождь сбивал последние листья,
Навевая тоску  угрюмость,
В голове только мрачные мысли,
Провожаю бегущую юность.

Провожаю; и горько, и больно,
Капли слёз вперемежку с дождём,
От себя отрываю с кровью,
То, что станет завтрашним днём.

Апрель, 1996 год.

«Посмотри...»

Посмотри, мой милый, как красивы
Талых вод весенние разливы,
На реке раскрошенные льдины,
Что плывут подобно бригантине,
Первые подснежники в лесах,
Неба синь в задумчивых глазах,
Толща почерневшего вдруг снега,
Тополей набухшие побеги...
Как прекрасна эта смерть зимы
Под напором царственной весны!

Январь, 1997 год.

«Стихи»

Стихи, слова и мысли,
А я уже не та,
И сожжены все письма,
Я не люблю тебя.

И в суете вокзала
Махну слегка рукой,
Я всё тебе сказала,
Верни мне мой покой.

Июль, 1997 год.

«Он считал...»

Он считал, что любовь - это бред,
Он считал так уже много лет,
А она просто молча ждала,
А потом так же молча ушла,
Не прощаясь, в вечерний туман,
В даль, в безбрежный любви океан.

Март, 1998 год.

«Распустились листья...»

Распустились листья на берёзах,
И серёжки замерли на ветках,
Дождь роняет на дорожку слёзы,
А берёза в белом, как невеста.

Ранний май и в воздухе надежда
Синей птицей призрачной мелькает,
Всё уже не будет так, как прежде,
Ранний май в свои права вступает.

Май, 1998 год.


«Дети»

Дети живут вне времени,
Они о нём просто не думают,
И не несут его бремени,
Они ещё слишком юные.

Они не следят за стрелками,
А просто живут, как хочется,
Дела им не кажутся мелкими,
И чувства нет одиночества.

- Это хорошее стихотворение, но дважды в восьми строчках встречается мусорное слово «просто». Почти во всех стихах много мусорных слов, таких как: уже, так, всё время, вдруг, так же, просто, потом, и, а .  Они засоряют тексты. Совсем без них нельзя, но использовать часто для связок не желательно.


Июнь, 1998 год.

«Солнечный луч»

Солнечный луч появился в окне,
Солнечный зайчик скользнул по стене,
И засмеялась вдруг громко малышка,
Ручкой пытаясь прихлопнуть зайчишку,
Но ускакал непоседливый заяц.
В ротик девчушка засунула палец,
Сладко уснула на рыжем закате
Милая крошка в сиреневом платье.

Июнь, 1997 год.

- Вот этот незатейливый стишок про солнечного зайчика я считаю самым удачным и скажу почему. Во-первых, в нём выдержано количество слогов в размере одиннадцати, кроме первых двух строк. Во-вторых, тут есть живая картинка из жизни, игра девочки с бликом света, показаны характеры виновников сценки: солнечный зайчик — непоседливый, ведь так оно и есть, и весёлая, милая девочка, которая, наигравшись, заснула, как все маленькие дети с пальчиком во рту. Всё естественно и узнаваемо. Браво автору!
( но есть небольшой камешек в огород — я заменила слово « в розовом платье» на «в сиреневом платье», прошу прощения, однако это вынужденная замена, чтобы выйти на одиннадцать гласных с верхней рифмующейся с ней строчкой). А в целом: Браво автору!

Детские стихи:

*   *   *

Открывай скорее глазки,
Новый день расскажет сказку
Для тебя, моя малышка,
Моя крошка-шалунишка.

*   *   *

Вытри слёзы рукавом,
Мы сейчас гулять пойдём
Утром по лесочку,
Собирайся, дочка!
Будут капельки звенеть,
Будут птички громко петь,
И подарит лучик
Нам от счастья ключик.

*   *   *

Я сошью любимой дочке
Платье в розовый цветочек,
Повяжу в кудряшки бантик,
Яркий-яркий, словно фантик,
А ещё любимой дочке
Белые куплю носочки.
И на маленькие ножки
Розовые босоножки,
И услышу звонкий смех -
Моя дочка лучше всех!

   На этих словах литературный консультант Лидия Ивановна Невская заснула, положив руки на стол, на тетрадные листочки письма от Ольги.


Рецензии