Ефросинья Керсновская. Житие
***
Террор, политические репрессии и депортации (1940—1941)
Ликвидация Коммунистической партии Бессарабии
Первым делом после завершения воссоединения Бессарабии с СССР были ликвидированы Комсомол и Коммунистическая партия Бессарабии, сыгравшие значительную роль в подготовке ко вводу советских войск и активно способствовавшие стремительному продвижению красноармейских частей по бывшим румынским территориям, пропагандировавшие среди местного населения необходимость вхождения в состав СССР и т. д. Начались репрессии против местных коммунистов как «румынских шпионов», — этим процессом руководило советское НКВД. Несколько тысяч бессарабских коммунистов и комсомольцев, которых перед этим преследовала румынская королевская сигуранца, теперь отвезли в застенки Измаильской НКВД, где долго пытали, заставляя признаться в диверсионной деятельности, после чего часть расстреляли, другую часть отправили в лагеря ГУЛага в Сибирь «искупать вину». Вместо ликвидированных местных коммунистов, были завезены советские коммунисты из СССР[90][91]. В официальной советской партийной историографии произошедший массовый ввоз неместных партийно-советских кадров взамен расстрелянных местных партийцев был назван «направлением свыше пяти тысяч опытных партийных и советских работников, специалистов различных отраслей народного хозяйства из Российской Федерации и Украинской ССР в Бессарабию»[92], предыдущий исторический период нахождения Бессарабии под властью Румынии был назван «варварской колониальной оккупацией» и «игом эксплуатации бояр и капиталистов»[92]. В июле того же года все присланные из России и УССР партийцы уже заняли административные должности на местах[92].
Репрессии, аресты и убийства в Бессарабии и Северной Буковине (1940—1941)
В оккупированных Советским Союзом Бессарабии и Северной Буковине террор был легализован постановлением №;1201-471 «О деятельности военных трибуналов на территории Бессарабии и Северной Буковины», подписанным председателем Совета народных комиссаров СССР В. Молотовым 9 июля 1940 года. Деятельность этих карательных органов касательно наказания преступлений, совершённых в регионе, регулировалась и классифицировалась в соответствии с положениями Уголовного кодекса Украинской Советской Социалистической Республики[93]. 10 июля 1940 года Лаврентий Берия направил Вячеславу Молотову письмо (с грифом «совершенно секретно») № 2781/б, в котором предлагал увеличить численность войск конвойной службы на 1910 человек, а также досрочно мобилизовать ещё 1654 военнослужащих для усиления структуры конвойной армии, подчинённой НКВД[94]. Необходимость этой меры мотивировалась задачей укрепления контроля над пенитенциарной системой Бессарабии и Северной Буковины путём увеличения числа сотрудников конвойной службы. Основной целью являлось обеспечение повышенных мер безопасности при арестах и этапировании заключённых[95].
Массовые репрессии в Бессарабии и Северной Буковине были направлены в первую очередь против всех, кого советский режим считал препятствием на своём пути: крупных землевладельцев, торговцев, священников, представителей интеллигенции всех категорий, политических деятелей — особенно тех, кто способствовал Объединению 1918 года — а также крестьян, причисленных к кулакам. Против этих слоёв населения советская власть развязала всю мощь репрессивного аппарата, принявшая самые разнообразные формы: от заключения в тюрьмы, административных репрессий, депортаций — до физического уничтожения, как индивидуального, так и массового[96]. Уже к концу 1940 года в тюрьмах Бессарабии, находившихся в ведении НКВД, содержались 2624 человека. К лету 1941 года это число возросло до 3951 человека, что свидетельствует о стремительном увеличении числа политических заключённых (то есть на 50 %)[97] Репрессии в Бессарабии и Северной Буковине носили такой системный характер, что к 15 февраля 1941 года советские власти арестовали около 48 тысяч человек, и эта цифра продолжала неуклонно расти вплоть до июня — июля 1941 года[96].
Помимо арестованных и осуждённых, известно, что в Бессарабии были приведены в исполнение смертные приговоры как минимум в отношении 136 человек[98]. Однако большинство убийств, совершённых советами против румынского (молдавского) населения в Бессарабии и Северной Буковине, происходили без вынесения и исполнения судебных приговоров — на месте. Так, до апреля 1941 года число тех, кто был застрелен советскими пограничниками и военными при попытке скрытно бежать в Румынию, достигло нескольких сотен человек[99]. С другой стороны, советская власть проявляла несоизмеримую жёсткость даже по отношению к тем, кто оказывал лишь пассивное сопротивление. Показательным примером служит антисоветское движение «Майдахонда», лидером которого был Думитру Аврамоглу. Вместе с группой из 40 учащихся Педагогического института № 2 в Оргееве, они составили и распространили листовки с критикой сталинского режима и личности Сталина. Все члены организации, включая их руководителя, были впоследствии казнены[100]. Ещё в октябре 1940 года недовольство местного населения жёсткой налоговой политикой, проводимой советской властью в отношении крестьянства, вылилось в открытые антисоветские выступления во многих коммунах Бессарабии. Большевистские власти были изгнаны из ряда населённых пунктов, в том числе из коммун Пересечино, Хыртопул Мик, ряда коммун из Оргеевского района и других. Как следствие, советские военные жестоко подавили эти выступления, утопив их в крови[101][102]. Другой случай массовой расправы над местным населением случился возле села Адынката (уезд Черновцы), где около 5000 румын из нескольких сёл собрались под руководством учителей перед зданием советского военного командования, требуя разрешения перейти в Румынию. Возмущённые высокомерным и унизительным поведением советского коменданта, крестьяне разбили бюст Ленина, установленный перед зданием штаба, и, возглавляемые священником, направились к границе. Советские войска, приведённые в боевую готовность, настигли их и расстреляли из автоматического оружия[100].
Всплеск насилия в Бессарабии произошёл во время массовых депортаций, организованных советскими властями в июне 1941 года. В ответ местные жители начали физически ликвидировать советских военнослужащих — в ночь с 12 на 13 июня были убиты многие офицеры и солдаты НКВД в Сорокском районе. С того момента и до восстановления румынской администрации в Бессарабии недовольство местного населения достигло апогея, вылившись в физическую расправу над частью советских активистов[103]. В ответ на волну сопротивления против советского режима отступающие советские власти прибегли к массовым расправам над местным населением. В коммуне Питушка (жудец Лэпушна) были казнены советскими военными несколько сельчан, которых большевики сочли «опасными элементами». В селе Кэрбуна (жудец Тигина) советские солдаты убили нескольких местных жителей, осмелившихся протестовать против поджога церкви, мельницы и школы. В Скулень (жудец Лэпушна) Анна Ионеску была расстреляна советским военнослужащим за то, что приготовила еду для встречи с румынскими солдатами. Та же участь постигла и священника Еустратие Кирицэ, который был расстрелян на месте за то, что отслужил молебен в честь победы румынской армии[103]. Согласно данным, которыми располагали румынские следственные органы осенью 1941 года, в Бессарабии и Северной Буковине советскими властями были убиты через расстрел или замучены до смерти от 25 до 30 тысяч человек[104] В академической литературе оценивается, что около 90 000 человек в Бессарабии и Северной Буковине стали жертвами казней и депортаций в период первого года советской оккупации 1940—1941 годов[105].
Депортация «нежелательных элементов» в 1941 году
Весной — в начале лета 1941 года c территорий, вошедших в состав СССР в 1939—1941 годах, началась депортация «нежелательных элементов». В Молдове (с Черновицкой и Аккерманской областями УССР) депортации начались в ночь с 12 на 13 июня. Депортировались «главы семей» (которых вывозили в лагеря военнопленных) и члены семей (ссыльнопоселенцы). Ссыльнопоселенцы из этого региона были высланы в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области. По оценке общества «Мемориал» общее число ссыльнопоселенцев из Молдовы во всех регионах расселения составляет 25 711 человек в 29 эшелонах. Суммарное число «изъятых» обеих категорий приводится в докладной записке замнаркома госбезопасности СССР Кобулова Сталину, Молотову и Берии от 14 июня 1941 года и составляет 29 839 человек[106]. Советская пропаганда называла эту депортацию «эвакуацией», на новом месте бо;льшая часть спецпоселенцев пополнила трудармии[107].
Исторические и правовые последствия
Украинская ССР на советской карте в границах 1939 года
В результате присоединения, Советским Союзом была занята территория площадью 50 762 км;, на ней проживали 3 776 000 человек. Румыния лишилась 17 % (из 295 649 км;) своей территории и 18,9 % (из 19,9 млн.[108]) населения.
Немногим позднее, по итогам решений II Венского арбитража и согласно протоколам Крайовского мирного договора (1940), от Румынии были отторгнуты, в пользу Венгрии — Северные районы Трансильвании, а в пользу Болгарии — Южная Добруджа. Потери территорий и ресурсов, изменение границ не в пользу Румынии, — привели осенью 1940 года к отречению ранее пробритански настроенного короля Кароля II от престола. Влияние Германии становилось повсеместным, что привело к государственному перевороту, устроенному националистической «Железной Гвардией» и приходу к власти кондукэтора Иона Антонеску[109].
После отречения короля от власти и престола, в стране установилась диктатура маршала Иона Антонеску, который вскоре инициировал подписание протокола о присоединении Румынии к Тройственному пакту. Впоследствии Румыния выступила на стороне стран Оси в войне против СССР[57].
Для СССР присоединение земель Бессарабии и Северной Буковины явилось закономерным итогом последовательной политики, которую советское правительство проводило с момента аннексии этих земель Румынией в 1918 году. Большое значение имел выход к важнейшей судоходной реке Европы — Дунаю и создание на нём Дунайской флотилии[110][111].
В рамках послевоенной Парижской мирной конференции 1947 года Румыния и Советский Союз подписали мирный договор, в котором, в частности, заявлялось о взаимном признании советско-румынской границы, установленной соглашением 28 июня 1940 года, закрепившим за СССР Бессарабию, Северную Буковину и район Герца.
После присоединения этих территорий к УССР, в 1940 году были основаны Черновицкая и Аккерманская области. 2 августа 1940 года была образована Молдавская ССР со столицей в Кишинёве, а в состав Одесской области было включено восемь районов ранее входивших в состав Молдавской АССР (см. Административное деление Украины).
23 мая 1948 года Румыния передала Советскому Союзу остров Змеиный и часть земель в дельте Дуная.
В 1990 году Верховный Совет Молдавской ССР принял заключение комиссии по пакту Молотова — Риббентропа, в котором акт создания Молдавской ССР объявлялся ничтожным, а присоединение Бессарабии к СССР — «оккупацией румынских территорий без правовых на то оснований»[112].
Имущество, оружие и боеприпасы
15 августа 1940 года по указу Президиума Верховного Совета СССР на присоединённых территориях была проведена национализация предприятий. Национализировались крупные жилые дома, сберкассы, транспорт, средства связи, промышленные предприятия. Имуществом Молдавской ССР стало более 500 предприятий.
Другим указом Президиума Верховного Совета от того же числа национализировалась земля. По некоторым данным потери крестьянских хозяйств Бессарабии от действий отходящих румынских войск составили около 1 млрд румынских лей в ценах 1940 года[113].
Военное имущество, снаряжение, оружие и боеприпасы в составе 792 железнодорожных вагонов были возвращена румынской стороне летом-осенью 1940 года[X][80]. Прочие потери и претензии Королевства Румынии были оговорены и урегулированы в ходе последующих советско-румынских переговоров 1947 года, и позднее с представителями Румынской Народной Республики[114][115][116].
4 июля 2003 года президенты Румынии (Ион Илиеску) и России (Владимир Путин) подписали договор о дружеских отношениях и сотрудничестве, по которому Румыния отказалась от территориальных претензий к России как к правопреемнику СССР, в связи с присоединением последним Бессарабии и Северной Буковины[117].
Свидетельство о публикации №125122201034