Mножественность голосов, o праве поэта быть разным
Мы будем рады, если кто-то из читателей захочет высказать своё мнение в продолжение нашей беседы.
Заранее благодарим за активное участие.
Mножественность голосов и o праве поэта быть разным
Т. К.:
Скажу откровенно — у меня осталось чувство внутреннего несогласия.
Меня смутило, что в тексте использованы образы «фонаря» и «аптеки» — они уже прочно ассоциируются с другим автором и несут за собой готовый культурный шлейф.
Кроме того, я не увидела целостной концепции: одного общего мотива, той самой сквозной нити, которая соединяет тексты между собой. Такой, какая есть, к примеру, у Ханса Бёрли или у Ганса Круппа.
Мне кажется, важно понимать, с какой целью автор пишет стихи: что именно он хочет сказать, передать читателю, зачем эти тексты существуют, что именно он в них планирует.
Впрочем, это лишь моё субъективное мнение.
А. М.:
Татьяна, Вы затронули очень хорошую и, на мой взгляд, важную тему.
Мне самому стало интересно в ней разобраться. Оказалось, что поэты действительно бывают очень разными.
У многих авторов есть одна доминирующая тема, к которой они возвращаются снова и снова. Это их главный жизненный и философский вопрос, который они пытаются осмыслить с разных сторон.
Таков, например, наш Бёрли. Для него сквозным мотивом часто становится хрупкость бытия, тишина, призрачность памяти, растворённой в пространстве северного леса.
А есть поэты-универсалы — своего рода «поэты-титаны» с широким охватом. Их главная тема — жизнь во всех её проявлениях.
Гёте — от баллад о страхе и безумной любви до философских драм.
Пушкин — любовь, дружба, история, политика, философия, сказка.
При всей разности тем его объединяет идея внутренней свободы творчества.
Есть и такие поэты, у которых темы меняются с годами. Их творчество делится на периоды, и каждый период имеет свою главную интонацию.
Маяковский — от лирического бунта и любовной исповеди к публицистике и революционному пафосу.
Цветаева — от тихой лирики к напряжённой страсти и тоске.
А ещё существуют поэты-экспериментаторы. Они постоянно меняют форму, стиль и способ высказывания. Такие авторы работают не только с ритмом и метром, но и с интонацией, жанром, перспективой взгляда, ролью лирического «я». Их интересует не столько устоявшаяся тема, сколько сам процесс поэтического мышления.
Например, Бродский: его ключевые темы — время, язык, империя, изгнание — вроде бы остаются, но каждый раз он говорит о них по-разному, меняя дистанцию и тон.
Иногда я сам задаюсь вопросом: в какой из этих категорий окажусь я?
А. М. (продолжение):
Я тут ещё подумал вот о чём. Почему у Блока или у Бёрли так часто всё словно вращается вокруг одного и того же?
Мне кажется, это связано не столько с литературной необходимостью, сколько с самой жизнью. Ведь их жизнь была относительно однообразной.
А Блок вообще не прожил долгую жизнь. Он рано умер, не успев войти в настоящую зрелость. Что он видел в жизни? Дворянин, которому не приходилось бороться за существование. Жил на готовом, спокойно спал и сыто ел, ездил за границу, увлекался женщинами. Вот и весь его жизненный опыт. Поэтому у него в поэзии часто повторяется один мотив. К тому же, после революции он писал стихи по заказу для коммунистов.
У Бёрли — жизнь была достаточно замкнутой. Бёрли же почти всю жизнь провёл в лесу, полностью уединённо, и только однажды пришлось выйти, когда он участвовал в войне с немцами. Вот почему он писал почти исключительно о лесном пространстве и размышлял о бренности бытия.
А Ханс Бёрли и Ганс Круппа — уже состоявшиеся поэты. У них один голос и одна сквозная нить — их поэзия легко узнаваема. Они нашли себя и последовательно обращаются к читателю, проговаривая одни и те же темы.
Я ни в коем случае не хочу принижать этих авторов. Они, безусловно, большие поэты, и многие их тексты мне искренне близки.
Но наличие одной доминирующей темы часто продиктовано именно образом жизни, а не художественным выбором как таковым.
Так я это понимаю.
Т. К.:
В таком случае к нашему разговору напрашивается ещё один автор — Фернандо Пессоа. Он словно выводит эту тему на иной уровень.
Родился 13 июня 1888 года в Лиссабоне, Португалия.
Для меня Фернандо Пессоа — не просто поэт, а целый внутренний мир, рассыпанный на десятки голосов. Он писал так, будто один человек не вмещает всей полноты бытия.
У Фернандо было более 70 псевдонимов.
Пессоа не прятался за псевдонимами — он создавал гетеронимы. Каждый из них жил собственной жизнью: имел биографию, характер, темперамент, язык и философию. Они спорили друг с другом, соглашались, отрицали — как если бы внутри одного сознания существовало целое человечество.
Фернандо Пессоа – португальский писатель, литературный критик, переводчик, издатель, философ, один из величайших поэтов Португалии. Писал также на английском и французском языках.
Наша беседа — не утверждение и не итог, а попытка услышать разные интонации. Разговор, по сути, остаётся открытым.
Как вы сами чувствуете: должен ли поэт быть верен одной теме — или имеет право на внутреннюю множественность?
Что, на ваш взгляд, формирует поэта сильнее — прожитая жизнь или выбранная тема?
С уважением,
Т. К. и А. М.
Свидетельство о публикации №125122106061