Помню я репродукцию Утро

(Субботний челлендж : «Одна вещь. Одно время. Одна жизнь»:
ЧЕТЫРЕ издательство)
ПОМНЮ Я РЕПРОДУКЦИЮ «УТРО»!
Галина Подольская
(к картине художницы Татьяны Яблонской «Утро», 1954 год)
*******
Помню я репродукцию «УТРО»,
Над кроватью висела она:
На картине – весна златокудра
И девчонка в проёме окна.
Интересно, что станет с ней, взрослой,
И как сложится всё у неё,
И какой Богом рок ей ниспослан,
Планов дерзких, небось, громадьё?
Мы писали о ней сочиненья,
Ей придумывали имена,
Посвящали ей стихотворенья
(Ей писала стихи вся страна):
«Мирный, солнечный день на планете!
За окном расцветает Москва,
В раннем, утреннем, ласковом свете
Начинает зарядку страна!»
Репродукции «Утро» висели
В каждой школе и в каждой семье,
Может где-то они уцелели,
Где-то канули вдруг в забытье.
Та картина Татьяны Яблонской:
На виду – персонаж из родни,
Мать гордилась спортивной девчонкой,
Дочь старалась держаться в тени.
Эту девочку звали Еленой,
«Слава», думалось, с ней до конца,
Жизнь была сложной, послевоенной,
Брак распался, семья без отца.
Хоть большой был успех у картины,
Но доходов в семью не принёс,
От мечты будуще'й «балерины»
Отказаться Елене пришлось.
На картине: простая квартира,
Стол, кровать, под ногами паркет,
Плющ свисает по окнам игриво,
Стул, цветы на окне, есть буфет.
Той спортсменке всего лишь тринадцать,
Впереди целый день и вся жизнь,
Ей зарядкой легко заниматься:
Приготовься и вверх потянись,
Ногу в сторону, руки на плечи,
Наклонись влево, вправо, назад,
Каждый школьник в стране на рассвете
Заниматься гимнастикой рад.
Но один из тогдашних мальчишек
Не сводил с репродукции глаз,
Рисовал и читал много книжек,
Любовался девчонкой не раз.
Он смотрел на картину и думал:
Где живёт, как зовут, сколько лет,
Существует она, кто придумал –
И сердечко влюблялось в ответ.
Мальчик звался красиво – Арсеном,
А мечтал он художником стать,
И с девчонкой в рисунке настенном
Он о встрече любил помечтать.
В школе мальчик учился отлично,
Получил вскоре красный диплом
И, приехав в Москву, отличился,
И в училище принят был он.
Лена тоже училась неплохо
И мечтала художницей быть,
Но в училище, не без подвоха,
Ей с трудом удалось поступить.
Вскоре встретились и подружились,
Завязался серьёзный роман,
Оба вдруг однозначно влюбились,
Он «невесту» повёз в Казахстан.
Не узнал он ту девочку в Лене,
Всё она сомневалась в себе,
Он всегда первым был в «Мельпомене»,
А она была средней в толпе.
Над настенным ковром у кровати
«Утро» радостно встретило их,
И решила тут Лена признаться:
– Это я в моих стенах родных!
Закипело от радости в сердце:
– Это ты значит мой талисман!
Он к любви приоткрыл с детства дверцу,
Я по жизни тебе Богом дан!
Жили дружно, любили друг друга,
Сорок лет как один божий день,
Лена нежно любила супруга,
А Арсен был мужчиной – кремень!
P.S.
У влюблённых всегда всё прекрасно!
И беда над любовью не властна!
*******
Субботний челлендж : «Одна вещь. Одно время. Одна жизнь»
Напишите художественный текст, в центре которого — одна конкретная вещь советского времени, через которую раскрывается эпоха, человек и память. Это литературный текст (проза, миниатюра, рассказ, детский рассказ, воспоминания, в прозе или в стихах).
Ждем тексты, в котором:
• действие происходит в советское время или память о нём преломляется через настоящее;
• центральный образ — одна предметная деталь;
• вещь не просто упоминается, а работает как носитель смысла.
Объем произведения : До 4500 знаков с пробелами проза ; поэзия до 90 строк по счетчику ворд.
Награда : Лучшие произведения получат возможность бесплатной публикации в сборниках.
Примеры вещей:
• школьный портфель с оторванной ручкой
• алюминиевая ложка с инициалами
• сетка-авоська
• значок октябрёнка / пионера
• радио «Рекорд»
• скрипучая кровать с панцирной сеткой
• тетрадь в косую линейку
• билет в кино
• стеклянная бутылка из-под молока
• игрушка, купленная «по блату»
Важное условие: Вещь ; музейный экспонат. Она должна быть включена в действие и эмоцию.
Готовы начать творить? Ждем!
*****
С этой картиной, знакомой многим из нас, оказывается связана удивительная история любви «Мальчик увидел девочку на картине "Утро", вырос и женился на ней. Многие помнят эту картинку из учебника: тоненькая девочка в залитой светом комнате делает зарядку, весь день у неё впереди, вся жизнь. Школьники писали по этой картине сочинения, придумывали для девочки имя, родителей, занятия. Некоторые думали: интересно, как всё сложится у неё, когда она станет взрослой? А сложилось все самым лучшим образом! Эту девочку звали Лена.
В 1954 году, когда её мама, художница Татьяна Яблонская, писала эту картину, Лене было 13 лет. На картине "Утро" изображена их комната в коммуналке – на картине она кажется вполне респектабельной, но на самом деле семья жила так бедно, что Лена и её сестра даже не приглашали одноклассников в гости – стеснялись. Успех у картины был фантастический, репродукции «Утра» висели в каждой второй квартире. Но денег художнице это не принесло.
Своих дочерей она воспитывала одна, с мужем, тоже художником, они развелись.
А Лена никому не говорила, что художница Яблонская, её мама, она носила фамилию отца, Отрощенко. Хвастаться ей казалось нескромным, она вообще считала себя серенькой мышкой и старалась держаться в тени.
А в это время на другом конце континента, в Алма-Ате 14-летний Арсен Бейсембинов повесил «Утро» над своей кроватью. Он смотрел на картину и всё время думал об этой девочке – где она живёт такая, не похожая на других девчонок? И вообще, существует она, или художница её выдумала? Эта юношеская влюбленность продолжалась несколько лет. Арсен и сам любил рисовать, он мечтал стать художником – может, поэтому ему так нравилось смотреть на девочку с картины. Он окончил школу, поехал в Москву, поступил в Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. И вот тут было удивительное совпадение: Лена тоже окончила школу и тоже приехала из своего города и поступила в Строгановку. Арсен поступил в училище легко – он окончил школу с золотой медалью.
Лена еле-еле прошла по конкурсу. Арсен был лучшим студентом на курсе. Лена этим похвастаться не могла. Тем не менее, они как-то сразу подружились, и скоро стали неразлучными. Дружба переросла в студенческий роман. Аресен не узнал в Лене девочку с картины, но сразу почувствовал в ней что-то родное. Его тянуло к ней, была какая-то радость, как от встречи с кем-то, кого очень любишь, кого давно не видел и по кому очень скучал.
А Лена не могла поверить, что такой парень её любит, она привыкла считать себя посредственностью, а Арсен был красавцем, умницей, талантом. Лена часто думала: что он в ней вообще нашёл? И ей было страшно, что это скоро кончится.
Они долго встречались, а потом Арсен повез Лену в Алма-Ату. В его комнате над кроватью так и висела репродукция «Утра». И только тут потрясенная Лена призналась:
– Ты знаешь… Это я.
Арсен почувствовал, как внутри у него все запело от радости. Он тоже признался: эта картина – его талисман. Как родник с живой водой – кончились силы, зачерпнул воды, и можно жить дальше. Он смотрел на эту картину и чувствовал, как возвращаются силы.
После этого сомнений у Лены больше не оставалось. Они с Арсеном поженились, уехали в Казахстан. Жили, радовались, любили друг друга. Иллюстрировали детские книжки, рисовали мультфильмы, воспитывали сына. Прожили всю жизнь душа в душу, сорок лет как один счастливый день.»


Рецензии