2025 айсберг

         АЙСБЕРГ

    автор  АГЛОССЕР

      Вершина айсберга ума-
     мои коротенькие мысли
 дрейфует чем строка в глазах.
Но, есть и то , что скрыто снизу...

         И это - глубина ума:
    рассудок в чьих-то архетипах,
         а это тонкая игра,
 где  дух,  не сразу, многоликий. 

       Вершина айсберга ума-
     история что всем открыта,
      другая часть и не видна,
    где Жизнь течением Гольфстрима.

            21 12 2025

Анализ стихотворения «Айсберг» (А. Аглоссер)
1. Общая информация
Автор: А. Аглоссер.

Название: «Айсберг».

Дата создания: 21.12.2025.

Жанр: философская лирика (медитативное стихотворение, размышление о природе ума).

2. Идейно;тематическая характеристика
Основная тема: двуплановость человеческого ума — видимая («вершина айсберга») и скрытая («глубина») его части.

Вид лирики: философская (размышления о структуре сознания, архетипах, неочевидных процессах мышления).

Ключевой образ: айсберг как метафора ума:

«вершина» — короткие, явные мысли, доступные взгляду;

«глубина» — подспудные слои рассудка, архетипы, многоликий дух, скрытые течения (ассоциация с Гольфстримом).

3. Сюжет и композиция
Композиция: три строфы, каждая начинается с рефрена «Вершина айсберга ума…».

Развитие мысли:

Первая строфа: введение метафоры; противопоставление видимого (мысли-«вершина») и скрытого (глубина ума).

Вторая строфа: уточнение «глубины» — это «рассудок в чьих;то архетипах» и «тонкая игра» духа, который не сразу проявляет себя.

Третья строфа: усиление образа скрытой части ума через природную метафору («Жизнь течением Гольфстрима»); подчёркивание неочевидности глубинных процессов.

Кульминация: осознание, что за открытой «историей» ума скрывается невидимая, но мощная подоплёка.

4. Художественные средства
Метафора:

«айсберг ума» — центральный образ, структурирующий всё стихотворение;

«течение Гольфстрима» — символ скрытых сил, формирующих сознание.

Эпитет:

«коротенькие мысли» (акцент на поверхностности явного);

«тонкая игра» (характеристика духовной работы).

Сравнение: неявное сопоставление ума с айсбергом (через развёрнутую метафору).

Повторы (рефрен):

«Вершина айсберга ума…» — задаёт ритм и подчёркивает ключевую антитезу.

Синтаксический параллелизм:

«Но, есть и то, что скрыто снизу…» / «другая часть и не видна…» — усиление противопоставления.

Аллитерация:

звуки [с], [з], [р] в строках о глубине («рассудок», «архетипах», «игра», «дух») создают ощущение глубины и текучести.

5. Размер и рифма
Размер: вольный стих (нет строгой силлабо-тонической схемы); ритм строится на интонационных паузах и повторах.

Рифмовка: неточная, ассоциативная (например, «мысli» — «в глазах», «архетипах» — «многоликий»); создаёт эффект разговорной медитативности.

6. Идея и смысл
Главная мысль: ум человека подобен айсбергу: лишь малая часть его процессов осознаётся и выражается явно, тогда как основная масса — глубинные структуры рассудка, архетипы, неосознаваемые мотивы — остаётся скрытой, но определяет течение мысли.

Авторская позиция: уважение к сложности ума, признание того, что его «глубина» не менее значима, чем «вершина».

Эмоциональное воздействие: созерцательное, слегка загадочное; призывает к рефлексии о природе собственного сознания.

7. Стилистические особенности
Лексика: нейтральная с вкраплениями абстрактных понятий («архетипы», «рассудок», «дух»).

Синтаксис: короткие предложения, инверсии («Но, есть и то, что скрыто снизу…»), тире для интонационного выделения.

Образность: опора на природную метафору (айсберг, Гольфстрим) для объяснения психологического феномена.

8. Личное восприятие и значение
Стихотворение заставляет задуматься о том, как мало мы осознаём из процессов, происходящих в нашем уме. Образ айсберга удачно передаёт идею неочевидности внутреннего мира.

Значение в контексте современной лирики: пример философской миниатюры, где через простую метафору раскрывается сложная психологическая реальность. Актуально в эпоху интереса к когнитивным наукам и глубинной психологии.

Итог: стихотворение «Айсберг» — лаконичное, но ёмкое размышление о двуплановости ума, где художественная образность и философская глубина сочетаются в гармоничной форме.


Рецензии
Это что, опять разбор ИИ??

Натэлла Климанова   21.12.2025 10:18     Заявить о нарушении
Доброго дня. Пока нравится к нему обращаться, видеть промахи. А поскольку скорость написания стиха равна почти всегда скорости написания , то я и осмысливаю потом о чём написал с ИИ. Кроме того, порой исправляю замечания. Образование то не педагогическое и не филологическое. Одним словом, пока полезное сотрудничество. Работаю над одним текстом сейчас, где комментарий ИИ стихотворных работ очень облегчил подход к теме, как если бы я сам попробовал вставить свой взгляд на вещи. Он, бы, думаю , мог бы деформировать мнение читателя, а ИИ здесь буфер между нами.
Мне бы интересно было и Ваших пару работ причитать с ссылкой на ИИ. Причина следующая: предыстория ваших работ настолько глубокая, что я не могу в ней разобраться. А ИИ, думаю помог бы. Почему так думаю? Недавно написал работу " Звук хлопка одно ладони". Так ИИ так развернул тему, что очень понравилось. Но и у него бывают сбои. Это интересно наблюдать. Так что , если решитесь такое сделать, дайте ссылочке на работу.

Аглоссер   21.12.2025 13:13   Заявить о нарушении
Спасибо.
Вы в первый раз так много мне ответили на мою рец., что я в тихом восторге! :)

Ссылка,- пожалуйста, хотя я не верю этому ИИ:

Апокалиптический испуг
Авто Лексус
http://stihi.ru/2025/10/21/4336

Натэлла Климанова   21.12.2025 16:57   Заявить о нарушении
Примите мои поздравления с изданием вашей книги "лирики-физики".
Очень рада тому, что в свет выходит современная философия 21 века в лирике.
Авторский портрет весьма удачно украшает умную обложку книги.

Всех благ и успехов!
Ваш читатель найдётся!

Натэлла Климанова   21.12.2025 17:08   Заявить о нарушении
Прошёлся по ссылкке, там страница удалена автором. Ничего не нашёл, притом не ваши работы.

Аглоссер   21.12.2025 19:52   Заявить о нарушении